Статья «Волонтёрское движение как средство развития активной жизненной позиции студентов Заволжского политехнического колледжа»
Волонтёрское движение как средство развития активной жизненной позиции студентов Заволжского политехнического колледжа
Е.В. Ивашкина
РФ, г. Ярославль
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания молодёжи является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному, активному созиданию и защите Родины.
Основной целью педагогической системы Заволжского политехнического колледжа является формирование профессиональных и общих компетенций личности, позволяющих реализовать активную деятельность по саморазвитию, самообразованию, обеспечить включённость в профессиональное и социальное развитие. Задачами воспитательной системы являются:
- обновление содержания воспитания, внедрение активных форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания;
- развитие форм включения студентов в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей организаций сферы физической культуры и спорта, культуры [1, стр. 1].
- обеспечение мобильности педагогической системы колледжа в соответствии с актуальными для личности и общества задачами.
Коллектив Заволжского политехнического колледжа, совершенствуя созданную педагогическую систему и работая над внедрением новых образовательных и воспитательных технологий, находится в постоянном поиске новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности.
Коллектив колледжа всегда с интересом принимает творческий подход и креативные идеи молодых преподавателей и студентов, умело сочетая их с опытом и знаниями старших педагогов.
Одним из приоритетных направлений деятельности студенческого и педагогического коллективов колледжа является волонтёрское движение, которое стало развиваться с 2005 года, в связи с появлением в структуре нашего образовательного учреждения Центра профессиональной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [3].
Коллективу пришлось много работать по созданию комфортной педагогической среды для всех обучающихся, доступных условий и адаптированных образовательных программ для профессиональной подготовки данной категории студентов, по изучению и внедрению новых образовательных и воспитательных средств, по формированию толерантных отношений в среде молодёжи.
Деятельность по включению студентов с ОВЗ и инвалидов в общую педагогическую систему колледжа определило первое направление в волонтерской деятельности – помощь студентам с ОВЗ в социально-профессиональной адаптации, организация участия таких студентов в мероприятиях колледжа и за его пределами.
Весьма значимым в реализации данных задач является ежегодный фестиваль «Добру откроются сердца», в котором участвуют все желающие, независимо от состояния здоровья.
Основной целью фестиваля является развитие творческих способностей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, помощь им в социокультурной реабилитации и адаптации в обществе через:
- приобретение навыков общения со здоровыми сверстниками, умения разрешать проблемы, обучение способам психологической самозащиты, умению отстаивать свое мнение;
- смягчение общего фона эмоционального дискомфорта, который испытывают студенты с ограниченными возможностями здоровья;
- преодоление тревоги, страхов, неуверенности;
- формирование навыков здорового образа жизни и нормального досуга.
Здесь каждому найдется дело по душе: кто – то пишет сценарий, кто – то выступает, кто - то помогает с костюмами и реквизитом.
На учебных занятиях и внеклассных мероприятиях всегда присутствует атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятия особенностей каждого.
Во многом благодаря участию в волонтёрском движении и направленности его на поддержку студентов с ОВЗ и инвалидов, данные категории обучающихся становятся успешными в профессиональной, социальной, творческой деятельности.
За многие годы включенного обучения, студенты с ограниченными возможностями здоровья вместе с абсолютно здоровыми студентами заняты не только на учебных занятиях и производственной практике, но и во внеурочной деятельности, которая подразумевает не просто досуг, а активное участие в социальных, творческих и спортивных проектах.
Как отмечают С.Я. Батышев и А.М. Новиков, «деятельность, организуемая во внеучебное время, ориентирована на интересы молодых людей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени способствует их самореализации и самоопределению» [2, стр.259].
В настоящее время можно отметить, что совместная деятельность здоровых студентов колледжа и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья положительно сказывается на повышении уровня толерантности здоровых студентов к студентам с ОВЗ.
В свободное от обязательных учебных занятий время обучающиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий.
Невозможно не согласиться с С.Я. Батышевым и А.М. Новиковым, что «основными педагогическими условиями, позволяющими достичь активной включенности молодых людей во внеучебную деятельность являются:
- личностно-ориентированное информационное обеспечение включения студентов в разнообразные занятия;
- проектирование обучающимися собственной внеучебной деятельности;
- готовность педагогов к управлению процессом включением обучающихся во внеучебную деятельность» [2, стр. 258].
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель деятельности отряда - оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей [7].
Расширяя рамки своей работы, студенческий волонтерский отряд занимается пропагандой здорового образа жизни среди студентов колледжа. Традиционными стали мероприятия «Мы выбираем жизнь!», «На замену сигарете возьми свежий вольный ветер!», «День здоровья», «Минздрав предупреждает».
Работа волонтерского отряда к 2014 году трансформировалась в проект «Рецепт добра», в котором реализуются два первых направления деятельности волонтеров, и два новых, актуальных в настоящее время:
- разработка приемов активного взаимодействия на добровольной основе между различными социальными и возрастными группами;
- воплощение в жизнь идеи гуманного отношения к животным и внедрение действительно эффективных мер по сокращению численности беспризорных животных (перспективное направление).
По средствам волонтёрского движения реализуются основные приоритетные направления воспитательной системы колледжа: гражданско – патриотическое, формирование здорового образа жизни, развитие самоуправления, развитие активной жизненной позиции обучающихся, создание условий для развития творческого потенциала студентов.
Гражданско - патриотическое воспитание направлено на развитие у обучающихся чувства гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
Участниками проекта «Рецепт добра», реализуемого в течение трех лет, являются студенты и преподаватели колледжа, жители Заволжского района города Ярославля.
В мероприятиях проекта принимают участие 250 человек, 30 из которых являются волонтерами.
Ожидаемыми результатами проекта являются:
1. Рост социальной и общественной активности обучающихся.
2. Повышение стремления к общению с людьми разных поколений.
3. Желание быть готовыми и сопричастными к проблемам окружающих людей.
4. Формирование зрелой гражданской позиции.
5. Формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.
6. Вовлечение максимального числа обучающихся в участие в проекте.
7. Формирование социально - коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта.
Возможный эффект от реализации проекта «Рецепт добра»:
1. Привлечение общественности к проблемам ветеранов, формирование стремления к постоянной заботе и вниманию.
2. Формирование навыков социально-одобряемого поведения у учащихся.
Формирование умения у обучающихся планировать и организовывать свою деятельность, формирование проектно-исследовательских умений участников проекта.
3. Формирование толерантности во взаимоотношениях поколений
Особо необходимо подчеркнуть важность соблюдения принципа добровольности, недопустимости диктата и насилия, формализма.
Реализуя проект «Рецепт добра» волонтеры колледжа стали участниками Всероссийских акций «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», дали концерт в Геронтологическом центре, посвященный победе в Великой Отечественной войне.
Воплощая в жизнь идею проекта, волонтеры используют различные формы и методы работы:
- групповые занятия волонтеров со студентами. Например, беседы по здоровому образу жизни «Сделай выбор» увеличивают положительный эффект от занятия вследствие принадлежности студентов, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способности говорить на одном языке, их успешности, привлекательного имиджа, компетентности и доступности.
- выпуск плакатов, газет, листовок, видеоматериалов;
- оформление информационного стенда;
- участие в акциях;
- интерактивные игры;
- викторины;
- фестивали, концерты и праздники;
- тематические вечера.
Успешной реализации основных направлений проекта «Рецепт добра» способствовало сотрудничество с социальными партнерами:
- учреждениями дополнительного образования;
- молодежными общественными организациями Ярославской области;
- центрами, осуществляющими работу с молодыми людьми со специальными нуждами.
Волонтеры колледжа принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.
Членом волонтерского отряда колледжа может стать студент любого курса обучения. Основными принципами отряда нашего колледжа стали добровольность, самостоятельность, ответственность и активность.
Состав отряда не является неизменным, в зависимости от интересов и предпочтений студентов, он может меняться. Однако существует актив, который является инициатором добрых дел и к которому в процессе работы присоединяются студенты колледжа, желающие участвовать в тех или иных акциях и способные взять на себя ответственность за их проведение.
Как отмечает В.В. Юдин, «воспитание – это, прежде всего, формирование ценностей, которые проявляются в типичных мотивах реальной деятельности.
…Законы педагогики верны и для обучения, и для воспитания: результат обеспечивается деятельностью ребенка
…Масса личностных качеств: смелость, доброта, вежливость – легче прорастают во внеурочной деятельности, не говоря о том, что здесь, как ни при каких других воспитательных задачах, важно учитывать симпатии подопечного. Технология воспитания задается планируемым результатом, предметно – содержательная сфера выбирается учеником по желанию и интересам» [4, стр.32].
Таким образом, активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект – это качества, которыми должен обладать волонтер для успешной работы. Участвуя в волонтерской деятельности, студенты Заволжского политехнического колледжа проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные и бескорыстные личности.
В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.
Используемые источники
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" - " http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
2. Профессиональная педагогика: Учебник. / Под ред. Батышева С.Я., Новикова А.Н. Издание 3-изд., перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456 с.
3. Энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с.
4. Юдин В.В. Общепедагогические технологии : монография / В.В. Юдин; Международный уневерситет бизнеса и новых технологий. – Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2007. – 179 с.
5. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография / В.В. Юдин. – Москва : Уневерситетская книга, 2008. – 302 с.
6. Wikipedia.org