12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Олейникова Марина Александровна55

Некоторые аспекты деятельности классного руководителя в рамках программы гражданского и военно-патриотического воспитания «Сотвори себя сам» для учащихся старших классов.

Воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач для любого государства. Ведь именно благодаря воспитанию, как в семье, так и в обществе в целом, человек получает мировоззренческие ориентиры в жизни. Какими ценностями будут руководствоваться сегодняшние дети в будущем и как будет развиваться страна, зависит от нас сегодня.

Институт классного руководства в России сложился более трех столетий назад и продолжает развиваться: меняются функции, формы и содержание работы, но именно классный руководитель остается центральной фигурой воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Известный советский педагог В.А Сухомлинский утверждал, что: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок». Ведь наша молодость – это наша старость.

Научить ученика нельзя – он может только научиться. Нельзя его воспитать – он может только воспитаться. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребенка. Таким образом, сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. А самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

На протяжении последних лет наша школа старается идти в ногу со временем. И главной задачей классного руководителя является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, формирование ценностных ориентиров на истории, традициях и культуре казачества.

Социальный заказ государства предполагает воспитание выпускника,

современно образованного

духовно-нравственного

предприимчивого

готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора

способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию

обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

На мой взгляд, система воспитания должна начинаться с постановки таких вопросов, как:

чего мы хотим добиться от детей?

какими мы хотим увидеть их в конце года?

что мы можем изменить?

чего ни в коем случае не должны делать?

Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по - своему. Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих индивидуальностей детей, классные руководители активно используют в своей работе личностно – ориентированный подход и систему самоуправления, интересные и увлекательные формы работы на уроках и во второй половине дня, чтобы не дать ребенку возможности скучать, с большим интересом проводить свободное от занятий время. Мы придерживаемся мнения, что досуг мальчишек и девчонок должен состоять из различных игр и конкурсов. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником. Неуверенным в своих силах поможет совет Гёте: «Берись за всё, что ты знаешь и умеешь или мечтаешь знать и уметь. В смелости заключается гениальность…»

Именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у ребёнка устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами и самоуверенными карьеристами.

В воспитательной работе классного руководителя считаем самой главной форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. Всегда стараемся создать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности. Важно одно: основными ценностями педагогической деятельности должны являться душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность и самоопределение.

Важно, чтобы воспитательное воздействие на учащихся не было эпизодическим, а носило системный, целенаправленный характер.

Основная задача классного руководителя в нашей школе - организовать жизнедеятельность детского коллектива так, чтобы класс был дружным, сплоченным, чтобы им интересно было общаться друг с другом и с нами, учителями, чтобы это общение приносило радость, и при этом каждый занял свое достойное место в коллективе, а в будущем - и в жизни. Тогда подросток сможет оценить себя как Человека, как самодостаточную личность.

В рамках инновационной работы «Роль кадетского казачьего образования в социализации подростков» была создана Программа гражданского и военно-патриотического воспитания для старшеклассников «Сотвори себя сам», направленная на содействие личностному росту каждого ученика, которое проявляется в:

обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;

раскрытии внутреннего потенциала ребят;

развитии лидерских качеств и организаторских способностей;

формировании жизненных навыков, необходимых в будущей карьере;

поддержании учебных целей и стремления школьника к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.

Целью данной программы является формирование личности гражданина-патриота России с присущими ему ценностями (мужество, честь, верность, стойкость, воля. Любовь к Родине), мотивами творческой деятельности и поведения, готовности к активному проявлению моральных и духовных качеств в различных сферах жизни общества, иными словами - воспитание личности, способной строить жизнь, достойной Человека.

В рамках этой Программы изменяются задачи воспитательного воздействия и критерии оценки поведения старшеклассников, представленные нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры определяют, в первую очередь, сформированность у выпускников гражданских навыков и осознанного отношения к таким базовым ценностям, как патриотизм и любовь к родине, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан, соблюдение прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

Среди количественных параметров оценки результативности реализации Программы «Сотвори себя сам» выделены такие, как

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам).

3. Отсутствие детей с девиантным поведением.

4. Деятельность детской казачьей организации «Таволга» и первичной организации «Союз молодёжи Ставрополья».

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.

6. Проведение спортивных мероприятий, туристических походов.

Программа включает в себя 6 взаимосвязанных разделов, раскрывающих внутренние возможности каждого и развивающих личностные качества будущего казака-патриота, дипломата, защитника Отечества, семьи.

Содержание работы по разделам представляет собой систему теоретических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности каждого и развивающих личностные качества будущего казака-патриота, дипломата, защитника Отечества, семьи.

Модуль 1 - Самопознание и управление саморазвитием.

Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности.

Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у ребят внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки.

Модуль 2 - Развитие личностных качеств.

Главная цель заданий этого модуля - развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать гражданин, патриот, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности школьника.

В центре внимания — работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Модуль 3 - Развитие навыков эффективной коммуникации.

Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми.

Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять терпимость в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Модуль 4 - Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации.

 

Главная задача этого раздела состоит в обучении выбора разнообразных путей добывания и совершенствования навыков успешного обучения и самовоспитания.

Модуль 5 - Выбор дальнейшего пути: за и против.

В фокусе данного блока находится планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассники учатся делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель, планировать свои общественные, учебные и личные дела и выполнять их.

Модуль 6 – Физическая подготовка и отношение к своему здоровью и спорту.

Главная цель мероприятий этого модуля – самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, готовности к защите Родины.

Учитывая все эти факторы, классные руководители используют с учащимися старших классов как традиционные, так и современные формы работы:

казачьи игры

Вахта Памяти

ВСИ «Зарница»

спортивные соревнования

турпоходы (по историческим и памятным местам, по местам Боевой Славы)

уроки Мужества

уроки России

уроки права

вечера встречи (с ветеранами великой Отечественной войны и казачества, воинами-интернационалистами, с выпускниками – военнослужащими, ветеранами труда и т.д.)

акции («Бессмертный полк», благотворительные, экологические, социальные и т.д.)

квест

флеш-моб

смотры-конкурсы

исследовательская и проектная деятельность

выставки

деловые игры

круглые столы

классные часы

беседы, диспуты

коллективные творческие дела

музейная работа

взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования (Центр военно-патриотического воспитания учащихся, краеведческий музей, военно-спортивный клуб «Медведь», участие в деятельности молодёжной сотни Горячеводской казачьей общины, туристско-краеведческий клуб «Терец» и т.д.)

Таким образом, данная Программа отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Социальный фон семьи — сильнейший фактор формирования лич­ности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать. Поэтому взаимодействие с родителями направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности: Счастье, Любовь, Крепость, Забота, Терпение, Взаимопонимание, Взаимовыручка - являлись бы основой жизни, достойной каждого человека.

Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее участников.

Родители часто приходят за советом, за помощью, особенно, когда ребята проживают самый трудный этап в своей жизни – подростковый. Закрытых тем для разговора в данный период быть не может. Не хватает знаний, опыта, тяжело достучаться - привлекаем психолога, социального педагога. Результат всегда положительный, ведь дети, в каком бы возрасте они ни были, знают и чувствуют, как к ним относятся взрослые.

Убеждена: в школе на долгие годы остаются работать только те преподаватели, которые чувствуют и любят детей, отдают им свои душу и сердце. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

Очень хочется, чтобы наши ученики умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.

Воспитание самодостаточной личности предусматривает развитие у ребёнка с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, — а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала. Таким образом, у выпускника в достаточной мере будут развиты:

- личностные качества;

- ответственность;

- культура общения в коллективе;

- потребность к труду;

- способность к профессиональной деятельности;

- способность рационально организовывать деятельность;

- способность к сотрудничеству;

- сформированное теоретическое сознание (научное, художественное, правовое и др.).

Надеюсь, что результатом слаженной совместной воспитательной деятельности станет личность, готовая к постоянному изменению, способная на основе усвоения знаний современной культуры продолжить эстафету поколений.

Таков мой взгляд на воспитание подрастающего поколения – будущего нашей необъятной и могущественной страны!

Классное руководство, на мой взгляд, это не должность, а образ жизни, состояние души.

Творите, ищите, фантазируйте смелее –

Поиск идет необычной идеи!

Желаю всем удачи!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.