СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Анна Голова67

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Сенгилея

Муниципального образования «Сенгилеевский район», Ульяновской области

 

Программа

внеурочной деятельности

(в рамках реализации ФГОС)

«Открываю себя»

название программы


 

социально-педагогическая

направление деятельности

Вид программы: _______развивающая_____

Сроки реализации программы:___1 год____

Возраст учащихся:___7лет___(1 класс)

Автор:__педагог-психолог Голова Анна Александровна

(высшая квалификационная категория)

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе:

1. авторской образовательной программы «Учись учиться» (развитие познавательных процессов младших школьников) Языкановой Е.В.;

2. авторской программы занятий по развитию мелкой моторики у детей И. В. Окольниковой;

3. авторской коррекционно-развивающей программы «Развитие познавательных процессов младших школьников» Прокофьевой С. В.

Введение новых образовательных стандартов второго поколения в начальной школе приводит к изменению подходов в анализе и оценке результативности образовательного процесса. Актуальной задачей начального общего образования становится обеспечение возможности для эффективного продолжения образования в основной школе и далее, на протяжении всей жизни, развитие универсальных учебных действий. Выпускник начальной школы должен быть компетентным в процессе организации собственной учебной деятельности и познания.

Компетентность личности выступает в качестве понятия, обьединяющего в себе интеллектуальную и навыковую составляющие, предметные и надпредметные знания и умения, универсальные действия, обеспечивающие решение сложных ситуаций, личностные качества, позволяющие использовать имеющийся у личности знаньевый и уменьевый потенциал для решения проблем. В этом смысле компетентность личности выступает в качестве интегрированного результата образования, востребованного современным обществом.

Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом их школьного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счёта, у других – неумение общаться, подчиняться школьным правилам, воспринимать инструкции и следовать им и т.д. Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребёнком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент дальнейшего успешного усвоения учебных программ по предметам и развития универсальных учебных действий. Отсутствие этого фундамента приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программ средних классов; в результате такие дети выпадают из обучения. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную развивающую и адекватную его возможностям помощь.

Данная программа представляет собой курс развивающих занятий для учащихся 1-х классов, воздействующих непосредственно на его психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, логическое мышление; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у них познавательных интересов, стремления к размышлению и поиску, что развивает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у младших школьников развитых форм самосознания и самоконтроля, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность младших школьников, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения данной программы учащиеся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

самоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям;

смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний;

морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

саморегуляция: управление своей речью, поведением в ходе занятий;

целеполагание: определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия.

Познавательные УУД:

общеучебные:

формулирование цели занятия;

поиск и выделение необходимой информации из данной;

осознанное построение своего ответа;

логические:

анализ данных объектов;

классификация данных объектов;

установление связей объектов;

постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях;

разрешение спорных ситуаций;

выражение собственных мыслей по данному вопросу (уметь доказывать или опровергать выдвинутое решение);

сотрудничество в ходе групповой и парной работы.

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

6

1

5

3.

Развитие понятийного мышления

6

1

5

4.

Развитие способности к классификации и абстрагированию

11

1

10

5.

Развитие свойств внимания

3

 

3

6.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

4

 

4

7.

Итоговая диагностика

1

 

1

 

Итого

33

4

29

Содержание программы

Тема 1. Введение (2ч). Знакомство с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика и тестирование.

Планируемые результаты:

предметные – опыт предметной деятельности по применению нового знания;

метапредметные – познавательные: работа с учебными моделями;

личностные – морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; смыслообразование: границы собственного знания и «незнания».

Тема 2. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (6ч).

Классификация предметов и слова по разным основаниям. Обобщение, анализ, сопоставлять понятий. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

Планируемые результаты:

предметные опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;

метапредметные – регулятивные: управление своей деятельностью, речью; инициативность и самостоятельность, контроль и коррекция; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, анализ данных объектов; коммуникативные: навыки сотрудничества;

личностные: ориентация на выполнение моральных норм; смыслообразование: границы собственного знания и «незнания»; учебная мотивация, внутренняя позиция школьника.

Тема 3. Развитие понятийного мышления (6ч). Понятие обобщение, упражнение на развитие обобщения. Распределение слов по понятиями. Развитие причинно-следственных связей. Развитие понятийного мышления.

Планируемые результаты:

предметные – опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;

метапредметныерегулятивные: управление своей деятельностью; познавательные: формулирование цели занятия, установление связей объектов, осознанное построение своего ответа; коммуникативные: навыки сотрудничества;

личностные – смыслообразование: учебная мотивация, границы собственного знания и «незнания», самооценка, внутренняя позиция школьника.

Тема 4. Развитие способности к классификации и абстрагированию (11ч). Развитие операций классификации и абстрагирования. Установление связей между понятиями. Классификация слов, понятий, предметов. Выстраивание предло­жений, логических цепочек по образцу, самостоятельно. Поиск законо­мерностей.

Планируемые результаты:

предметные – опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;

метапредметные – регулятивные: управление своей речью, поведением в ходе занятий, определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, классификация данных объектов, формулирование проблемы; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях; выражение собственных мыслей по данному вопросу;

личностныесамоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям; смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний; морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.

Тема 5. Развитие свойств внимания (3ч). Разгадай загадку. Найди пару. Дополни картинку. Нахождение и дорисовывание недостающих деталей по образцу, самостоятельно.

Планируемые результаты:

предметные опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;

метапредметные – регулятивные: управление своей речью, поведением в ходе занятий, определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, классификация и анализ данных объектов, формулирование проблемы; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях; выражение собственных мыслей по данному вопросу;

личностныесамоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям; смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний; морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.

Тема 6. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации (4ч). Пространственные представления: справа, слева, вверху, внизу. Понятия: над, под, вертикальные и горизонтальные линии. Закрепление умения ориентироваться в формате листа. Рисование предметов по образцу. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

Планируемые результаты:

предметные – опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;

метапредметные – регулятивные: управление своей речью, поведением в ходе занятий, определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, классификация и анализ данных объектов, формулирование проблемы, формулирование цели занятия, осознанное построение своего ответа; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях; выражение собственных мыслей по данному вопросу;

личностныесамоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям; смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний; морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.

Тема 7. Итоговое тестирование (1ч). Диагностика универсальных учебных действий.

Планируемые результаты:

предметные – опыт предметной деятельности по применению нового знания;

метапредметные – познавательные: работа с учебными моделями;

личностные – морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; смыслообразование: границы собственного знания и «незнания».

 

Список литературы

Литература, используемая педагогом-психологом

1. Анисимова, Н.П., Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы [Текст] / Н.П.Анисимова, Винакова Е.Д.. М.: Первое сентября, 2014. – 210 с.

2. Бабкина, Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.В. Бабкина. - М.: АРКТИ, 2012. – 271с.

3. Волина, В.В. Учимся играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2014. – 312с.

4. Голубина, Т.С. Чему научит клеточка [Текст]/ Т.С. Голубина. – М.: «Мозаика-Синтез», 2011. – 105 с.

5. Голубь, В.Т. Графические диктанты [Текст] / В.Т. Голубь. – М.: ВАКО, 2011. – 100с.

6. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] / Н. К. Винокурова. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2013. – 236 с.

7. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания [Текст] / Н. К. Винокурова.– М.: РОСТ, Скрин, 2011.- 291 с.

8. Зак, А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А.З. Зак. – М.: АРКТИ, 2013. – 263 с.

9. Игра-занятие «Умные клеточки – 2». – Киров: ОАО «Радуга», 2014. – 112с.

10. Козлова, М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя [Текст] / М.А. Козлова. – М.: Первое сентября, 2010. – 32 с.

11. Леонова, Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет [Текст] / Н.В. Леонова. – М.: ДОМ. XXI век, 2014. – 259 с.

12. Ратанова, Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей [Текст] / Т.А. Ратанов. – М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 2012. – 164 с.

13.Соколова, Т.Н. Школа развития речи [Текст] / Т.Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2012. – 153 с.

14. Сухин, И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа [Текст] / И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.

15. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 169 с.

16. Холодова, О. К. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) [Текст] / О.К. Холодова. – М.: Росткнига, 2013. – 199с.

17. Узорова, О.В.. 1000 упражнений для подготовки к школе [Текст] / О. В. Узорова. – М.: Астрель, 2012. – 164 с.

18. Ундзенкова, А.В. ГРАФЕМИКА [Текст] / А.В. Ундзенков. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2011. – 167с.

19. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта [Текст] / Л.М. Шведова. – М.: БАО-ПРЕСС, 2011. – 138 с.

Литература, рекомендуемая для учащихся

1. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь [Текст] / Н.К. Винокурова. – М.: Росмэн, 2012. – 152 с.

2. Кочурова, Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Е. Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 217 с.

3.Крупенчук, О.И. Рисуем по клеточкам [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2011. – 218 с.

4. Тетрадь для рисования. Развитие творческих способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В – КОГУП «Кировская областная типография», 2013. – 144с.

4.Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 1 класс [Текст] / О. М. Холодова.– М.: Росткнига, 2013. – 199с.

Интернет-ресурсы

Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/;

Федеральный государственный образовательный стандарт – http://www.standart.edu.ru/;

http://www.psihologu.info

http://www.psychologos.ru

http://www.rospsy.ru

http://spb.samopoznanie.ru

http://www.vashpsixolog.ru



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.