Программа внеурочной деятельности «Открываю себя» для учащихся 1 класса
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Сенгилея
Муниципального образования «Сенгилеевский район», Ульяновской области
Программа
внеурочной деятельности
(в рамках реализации ФГОС)
«Открываю себя»
название программы
социально-педагогическая
направление деятельности
Вид программы: _______развивающая_____
Сроки реализации программы:___1 год____
Возраст учащихся:___7лет___(1 класс)
Автор:__педагог-психолог Голова Анна Александровна
(высшая квалификационная категория)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. авторской образовательной программы «Учись учиться» (развитие познавательных процессов младших школьников) Языкановой Е.В.;
2. авторской программы занятий по развитию мелкой моторики у детей И. В. Окольниковой;
3. авторской коррекционно-развивающей программы «Развитие познавательных процессов младших школьников» Прокофьевой С. В.
Введение новых образовательных стандартов второго поколения в начальной школе приводит к изменению подходов в анализе и оценке результативности образовательного процесса. Актуальной задачей начального общего образования становится обеспечение возможности для эффективного продолжения образования в основной школе и далее, на протяжении всей жизни, развитие универсальных учебных действий. Выпускник начальной школы должен быть компетентным в процессе организации собственной учебной деятельности и познания.
Компетентность личности выступает в качестве понятия, обьединяющего в себе интеллектуальную и навыковую составляющие, предметные и надпредметные знания и умения, универсальные действия, обеспечивающие решение сложных ситуаций, личностные качества, позволяющие использовать имеющийся у личности знаньевый и уменьевый потенциал для решения проблем. В этом смысле компетентность личности выступает в качестве интегрированного результата образования, востребованного современным обществом.
Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом их школьного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счёта, у других – неумение общаться, подчиняться школьным правилам, воспринимать инструкции и следовать им и т.д. Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребёнком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент дальнейшего успешного усвоения учебных программ по предметам и развития универсальных учебных действий. Отсутствие этого фундамента приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программ средних классов; в результате такие дети выпадают из обучения. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную развивающую и адекватную его возможностям помощь.
Данная программа представляет собой курс развивающих занятий для учащихся 1-х классов, воздействующих непосредственно на его психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, логическое мышление; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.
Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у них познавательных интересов, стремления к размышлению и поиску, что развивает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у младших школьников развитых форм самосознания и самоконтроля, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность младших школьников, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Ожидаемые результаты обучения
В результате изучения данной программы учащиеся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
самоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям;
смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний;
морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.
Регулятивные УУД:
саморегуляция: управление своей речью, поведением в ходе занятий;
целеполагание: определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия.
Познавательные УУД:
общеучебные:
формулирование цели занятия;
поиск и выделение необходимой информации из данной;
осознанное построение своего ответа;
логические:
анализ данных объектов;
классификация данных объектов;
установление связей объектов;
постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
Коммуникативные УУД:
сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях;
разрешение спорных ситуаций;
выражение собственных мыслей по данному вопросу (уметь доказывать или опровергать выдвинутое решение);
сотрудничество в ходе групповой и парной работы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Введение |
2 |
1 |
1 |
2. |
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза |
6 |
1 |
5 |
3. |
Развитие понятийного мышления |
6 |
1 |
5 |
4. |
Развитие способности к классификации и абстрагированию |
11 |
1 |
10 |
5. |
Развитие свойств внимания |
3 |
3 |
|
6. |
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации |
4 |
4 |
|
7. |
Итоговая диагностика |
1 |
1 |
|
Итого |
33 |
4 |
29 |
Содержание программы
Тема 1. Введение (2ч). Знакомство с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика и тестирование.
Планируемые результаты:
предметные – опыт предметной деятельности по применению нового знания;
метапредметные – познавательные: работа с учебными моделями;
личностные – морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; смыслообразование: границы собственного знания и «незнания».
Тема 2. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (6ч).
Классификация предметов и слова по разным основаниям. Обобщение, анализ, сопоставлять понятий. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
Планируемые результаты:
предметные опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;
метапредметные – регулятивные: управление своей деятельностью, речью; инициативность и самостоятельность, контроль и коррекция; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, анализ данных объектов; коммуникативные: навыки сотрудничества;
личностные: ориентация на выполнение моральных норм; смыслообразование: границы собственного знания и «незнания»; учебная мотивация, внутренняя позиция школьника.
Тема 3. Развитие понятийного мышления (6ч). Понятие обобщение, упражнение на развитие обобщения. Распределение слов по понятиями. Развитие причинно-следственных связей. Развитие понятийного мышления.
Планируемые результаты:
предметные – опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;
метапредметные – регулятивные: управление своей деятельностью; познавательные: формулирование цели занятия, установление связей объектов, осознанное построение своего ответа; коммуникативные: навыки сотрудничества;
личностные – смыслообразование: учебная мотивация, границы собственного знания и «незнания», самооценка, внутренняя позиция школьника.
Тема 4. Развитие способности к классификации и абстрагированию (11ч). Развитие операций классификации и абстрагирования. Установление связей между понятиями. Классификация слов, понятий, предметов. Выстраивание предложений, логических цепочек по образцу, самостоятельно. Поиск закономерностей.
Планируемые результаты:
предметные – опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;
метапредметные – регулятивные: управление своей речью, поведением в ходе занятий, определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, классификация данных объектов, формулирование проблемы; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях; выражение собственных мыслей по данному вопросу;
личностные – самоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям; смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний; морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.
Тема 5. Развитие свойств внимания (3ч). Разгадай загадку. Найди пару. Дополни картинку. Нахождение и дорисовывание недостающих деталей по образцу, самостоятельно.
Планируемые результаты:
предметные опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;
метапредметные – регулятивные: управление своей речью, поведением в ходе занятий, определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, классификация и анализ данных объектов, формулирование проблемы; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях; выражение собственных мыслей по данному вопросу;
личностные – самоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям; смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний; морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.
Тема 6. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации (4ч). Пространственные представления: справа, слева, вверху, внизу. Понятия: над, под, вертикальные и горизонтальные линии. Закрепление умения ориентироваться в формате листа. Рисование предметов по образцу. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
Планируемые результаты:
предметные – опыт предметной деятельности по получению и преобразованию, применению нового знания;
метапредметные – регулятивные: управление своей речью, поведением в ходе занятий, определение целей и плана выполнения заданий в ходе занятия; познавательные: поиск и выделение необходимой информации из данной, классификация и анализ данных объектов, формулирование проблемы, формулирование цели занятия, осознанное построение своего ответа; коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками на занятиях; выражение собственных мыслей по данному вопросу;
личностные – самоопределение: формирование положительного отношения к полученным знаниям; смыслообразование: определение степени нужности полученных знаний; морально-этическая ориентация: оценка усвоенного материала, исходя из личностных ценностей.
Тема 7. Итоговое тестирование (1ч). Диагностика универсальных учебных действий.
Планируемые результаты:
предметные – опыт предметной деятельности по применению нового знания;
метапредметные – познавательные: работа с учебными моделями;
личностные – морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; смыслообразование: границы собственного знания и «незнания».
Список литературы
Литература, используемая педагогом-психологом
1. Анисимова, Н.П., Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы [Текст] / Н.П.Анисимова, Винакова Е.Д.. М.: Первое сентября, 2014. – 210 с.
2. Бабкина, Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.В. Бабкина. - М.: АРКТИ, 2012. – 271с.
3. Волина, В.В. Учимся играя [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2014. – 312с.
4. Голубина, Т.С. Чему научит клеточка [Текст]/ Т.С. Голубина. – М.: «Мозаика-Синтез», 2011. – 105 с.
5. Голубь, В.Т. Графические диктанты [Текст] / В.Т. Голубь. – М.: ВАКО, 2011. – 100с.
6. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] / Н. К. Винокурова. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2013. – 236 с.
7. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания [Текст] / Н. К. Винокурова.– М.: РОСТ, Скрин, 2011.- 291 с.
8. Зак, А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А.З. Зак. – М.: АРКТИ, 2013. – 263 с.
9. Игра-занятие «Умные клеточки – 2». – Киров: ОАО «Радуга», 2014. – 112с.
10. Козлова, М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя [Текст] / М.А. Козлова. – М.: Первое сентября, 2010. – 32 с.
11. Леонова, Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет [Текст] / Н.В. Леонова. – М.: ДОМ. XXI век, 2014. – 259 с.
12. Ратанова, Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей [Текст] / Т.А. Ратанов. – М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 2012. – 164 с.
13.Соколова, Т.Н. Школа развития речи [Текст] / Т.Н. Соколова. – М.: Росткнига, 2012. – 153 с.
14. Сухин, И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа [Текст] / И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.
15. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 169 с.
16. Холодова, О. К. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) [Текст] / О.К. Холодова. – М.: Росткнига, 2013. – 199с.
17. Узорова, О.В.. 1000 упражнений для подготовки к школе [Текст] / О. В. Узорова. – М.: Астрель, 2012. – 164 с.
18. Ундзенкова, А.В. ГРАФЕМИКА [Текст] / А.В. Ундзенков. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2011. – 167с.
19. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта [Текст] / Л.М. Шведова. – М.: БАО-ПРЕСС, 2011. – 138 с.
Литература, рекомендуемая для учащихся
1. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь [Текст] / Н.К. Винокурова. – М.: Росмэн, 2012. – 152 с.
2. Кочурова, Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Е. Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 217 с.
3.Крупенчук, О.И. Рисуем по клеточкам [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2011. – 218 с.
4. Тетрадь для рисования. Развитие творческих способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В – КОГУП «Кировская областная типография», 2013. – 144с.
4.Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 1 класс [Текст] / О. М. Холодова.– М.: Росткнига, 2013. – 199с.
Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки РФ – http://mon.gov.ru/;
Федеральный государственный образовательный стандарт – http://www.standart.edu.ru/;
http://www.vashpsixolog.ru