Внеклассное мероприятие для учащихся 11–14 лет «Жизнь — это счастье, сотвори его сам!»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Белорецк
МР Белорецкий район Республики Башкортостан
РАЗРАБОТКА
социально-профилактического мероприятия
для подростковых клубов
Центра внешкольной работы
ТЕМА: "Жизнь - это счастье, сотвори его сам!»
Педагог
п\к «Ровесник»:
Вараксина А.И.
2020 г.
Тема внеклассного мероприятия: «Жизнь - это счастье, сотвори его сам»
Форма проведения: социально-профилактическое мероприятие
Возраст детей: 11-14 лет
Цель: Профилактика суицидального поведения воспитанников
Задачи:
способствовать формированию осознания ценности жизни;
учить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;
ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;
воспитывать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.
Оборудование: мультимедийное оборудование; дерево, листочки, ручки, фломастеры, цветы с лепестками, банка, грецкие орехи, горох, соль, стакан воды, листы бумаги, кисти, краски, баночка с водой, памятки.
Наглядный материал: презентация по теме занятия.
План мероприятия
I. Орг. момент
1. Просмотр видео-ролика «О, как прекрасно жить»
2. Вступительное слово.
3. Определение темы и цели.
II. Основная часть
1. Упражнение «Капля»
2. Выстраивание алгоритма «Как снять психологическое напряжение»
3. Выстраивание алгоритма «Как помочь другу»
4. Просмотр диафильма Леонида Пантелеева «2 лягушки»
5. Подведение итогов – «Как действовать в случае стресса»
6. Упражнение «Цветок жизни»
7. Притча «Полная банка» (демонстрация)
8. Упражнение «Дерево»
III. Заключительная часть
Подведение итогов.
Совместное исполнение песни Олега Газманова «Жить, так жить!»
Рефлексия
Ход мероприятия:
Педагог: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на нашем мероприятии. Для того, чтобы узнать его тему, предлагаю посмотреть музыкальный ролик. Вслушайтесь в слова песни. Внимание на экран.
Ролик «О, как прекрасно жить» в исполнении Виктора Шатецкого.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что прекрасно жить). Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!
И начать я бы хотела с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот, кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.
Каждый человек проходит через этап взросления. Без него невозможно перейти на следующую ступень развития. Для этого нам всем в определенном возрасте приходится преодолевать сложные периоды жизни. В упорстве и преодолении проблем скрыт факт развития личности, взросления. И от того, как человек научится справляться с ними, и будут зависеть его успехи в будущем.
Иногда, в результате, казалось бы, необратимых процессов жизнь заставляет проходить через нечеловеческие испытания целые поколения людей. В истории много тому подтверждений: ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда. Другие люди проходят через жесточайшие испытания по воле природы и мировых катаклизмов: инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример тому герой романа Даниэля Дефо, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове. Но прохождение через все трудности – естественный этап взросления человека, укрепления его внутреннего потенциала (здесь можно привести пример после военного восстановления страны и нации в целом, начало новой жизни после полного разрушения привычного уклада жизни и гибели родственников после стихийных бедствий и катастроф). Но в любой ситуации есть положительные и отрицательные стороны, их только надо увидеть. Пример тому герой романа Даниэля Дефо “Двадцать миль под водой”, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове.
Слайд с изображением дневника Д.Дэфо (Худо-хорошо)
Упражнение “КАПЛЯ”
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения.
Педагог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши (Вариант: желающий ребенок на глазах одноклассников проводит эксперимент).
В итоге каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Педагог: Точно также и в жизни обстоят дела с трудностями: мы их сами выращиваем до неимоверных размеров, накручиваем себя (иногда нам в этом помогают окружающие), и тогда маленькая трудность превращается в большую неразрешимую. В этот момент кажется, что выхода из слоившейся ситуации нет и могут забраться в голову страшные мысли. Это состояние обязательно сопровождается нервно-психическим напряжением, которое снимается достаточно легко:
спортивные занятия;
контрастный душ (баня);
стирка белья;
скомкать газету и выбросить;
мытье посуды;
погулять на свежем воздухе;
послушать музыку;
посчитать зубы языком с внутренней стороны;
вдохнуть глубоко до 10 раз, т.е. постараться переключиться на другую деятельность.
Теперь вы знаете, как отвлечься от плохих грустных мыслей. А если вы видите, что в негативном состоянии находится ваш друг? Как поступить в такой ситуации?
Если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема и максимуму помочь.
Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.
Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!
Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!
Предложи конструктивные способы решения его проблемы!
Не оставляй друга одного пока он в дурном настроении ни при каких обстоятельствах!
Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к взрослым: родителям, учителям, врачу, психологу, даже священнику.
Человек, который находится рядом, безусловно очень важен для нас и порой мы часто зависим от его настроения. Но поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Нужно всегда прислушиваться к себе и никогда не сдаваться. Для того, чтобы вы лучше поняли о чём я говорю, предлагаю посмотреть сказку про двух лягушек-подружек.
Сказка Леонида Пантелеева «Две лягушки» (видео-ролик)
При решении трудных жизненных ситуаций необходимо
- Поддержка друга
- Помощь со стороны близких родственников
- Помощь со стороны педагога
- Помощь профессиональных психологов
- В нашей стране работает «Единый общероссийский телефон доверия для детей» 8-800-2000-122.
Раздача памяток с телефоном доверия.
Упражнение «Цветок жизни». Сердцевина - жизнь, а на лепестках каждый ребёнок пишет положительный момент, за который он любит жизнь. У каждого клуба – свой цветок. Педагоги заполняют свой цветок. Готовые цветы прикрепляются на доску.
Вот какая прекрасная цветочная поляна у нас получилась. Впереди ещё столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе пасмурно!
Педагог: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Притча «Полная банка» (демонстрация)
Педагог, стоя перед аудиторией, берёт стеклянную банку и наполняет её грецкими орехами.
- Полна ли банка?
(Ответы: да, полна)
Педагог берёт горох и высыпает его в банку, немного тряся её. Горох занял свободное место между орехами.
- Полна ли банка?
(Ответы: да, полна)
Тогда педагог берёт соль и насыпает её в банку. Соль занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает.
- Полна ли банка?
(Ответы: да, на этот раз точно полна)
Из-под стола педагог достаёт кружку с водой и выливает в банку до последней капли, размачивая соль.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, банка — это ваша жизнь. Орехи — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, дом, работа.
Соль — это всё остальное, мелочи, повседневной жизни
Если сначала наполнить банку солью, не останется места, где могли бы разместиться горох и орехи. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье. Занимайтесь, прежде всего, орехами, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только соль.
Какое значение имеет вода? Как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Педагог: Ребята, вы наверно заметили, что у нас в кабинете стоит интересное дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. У каждого из вас на столах лежат листочки. Вы должны будете прикрепить свой листок к ветвям дерева и загадать своё самое сокровенное желание, которое непременно сбудется! Тогда дерево оживёт и желание обязательно сбудется. (Ребятам предлагается совершить упражнение)
Педагог: Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках.
Совместное исполнение песни О.Газманова «Жить, так жить!» (караоке)
Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:
- Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?
- Что нового вы открыли для себя?
- Что полезного узнали на мероприятии?
Цените и любите свою жизнь, не забывайте благодарить её и своих родителей за каждый прожитый день! До свидания!!!
Список использованной литературы:
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2006.
Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков у учащихся. – Ярославль: Академия развития. 2002.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005.
Интернет-ресурсы.