Тренинговое занятие на развитие эмоциональной сферы «Сотвори в себе солнце» (4–6 классы)
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества г. Черемхово»
Тренинговое занятие на развитие эмоциональной сферы
«Сотвори в себе солнце»
Автор: педагог дополнительного образования
Коноплева Елена Васильевна
г. Черемхово, 2018 г.
Тренинговое занятие на развитие эмоциональной сферы
Тема: «Сотвори в себе солнце»
Цель: создание благоприятных условий для формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей.
Задачи:
- познакомить детей с понятием о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к себе и окружающим;
- развивать способность к рефлексии своего состояния.
Форма: тренинговое занятие
Оборудование: краски, плакат с изображениями мимики лица человека, бумага, кисти, клубки ниток.
Ход занятия
1.Мотивация. Целеполагание. Приветствие. Игра « паутинка»
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему вы должны догадаться сами. Для этого мы поиграем в игру и прежде всего, поприветствуем друг друга при помощи клубочков, как бы протягивая, друг к другу дорожки дружбы.
(дети передают клубки, приветствуя друг друга добрыми словами).
- Посмотрите, сколько разноцветных дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. А теперь давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу дома из счастливой страны.
- А сейчас мы, давайте, по дорожкам дружбы отправимся в эту страну, где у всех хорошее настроение, где все улыбаются, любят друг друга.
- И так ребята, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о дружбе, настроении, чувствах).
Но сначала давайте мы с вами поговорим о правилах нашего занятия:
-правило активности (активно участвуйте в работе);
-правило искренности (каждый говорит то, что думает, а не то, что от него ждут;
- правило уважения к говорящему человеку (когда высказывается кто-либо из членов занятия, мы его внимательно слушаем, даем человеку сказать то, что он хочет. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.)
Все согласны с правилами нашего занятия?
2. Основная часть
Педагог: Наше занятие мы начинаем с известной пословицы «В здоровом теле - здоровый дух».
- Как вы понимаете эту пословицу? (предполагаемые ответы детей: эта пословица о том, что у человека есть и тело, и душа; когда болит тело, то болит и душа).
- Что происходит, если болит тело? (болит голова, горло, трудно ходить).
- Как можно вылечить тело? (посетить врача, принимать лекарство).
- Что происходит, если болит душа? (мы грустим, нам тоскливо, у нас плохое настроение).
- А можно ли вылечить нездоровую душу и как это сделать? (да, можно вылечить душу, надо поднять настроение).
- А что такое настроение? Каким оно может быть? Как, вы думаете?
Педагог проводит упражнения на развитие эмоциональной сферы.
Упражнение «Угадай настроение».
Учащимся предлагается плакат с изображениями мимики лица человека. Дети изображают каждую мимику на своем лице и угадывают данное настроение.
- Какая мимика была самой приятной?
-Что бы вы хотели услышать от окружающих, когда у вас плохое настроение? (слова поддержки).
- Какими могут быть слова поддержки? (добрыми, успокаивающими).
- Каким образом можно поднять настроение себе и другим людям? (подарить что-нибудь, похвалить друг друга, послушать хорошую музыку и т.д.).
Упражнение «Закончи предложение».
Каждый учащийся по очереди продолжает фразу.
- Я испытываю радостное настроение, когда …(я получил хорошую оценку, встречаюсь с друзьями, лакомлюсь мороженным и т. д.).
- У меня очень плохое настроение, когда…(я болен, получил плохую отметку, меня отругали за что-либо и т. д.).
Упражнение «Имя».
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги, а затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени. Далее все учащиеся зачитывают свои имена и придуманные прилагательные. Например, Арина – активная, решительная, индивидуальная, необидчивая, артистичная.
Упражнение «Ощути и нарисуй свое настроение»
Звучит песня «Маленькая страна». Дети пытаются изобразить в рисунке то настроение, которое вызывает у них звучащая музыка. Затем каждый ребенок отвечает на предложенные вопросы.
3. Рефлексия своего настроения
- Что чувствовали, когда рисовали?
- Какого цвета сейчас у вас настроение? (оранжевое, красное, голубое, желтое и т. д.)
- А какое оно у вас на вкус? (как апельсин, малина, мед и т.д.)
Релаксация «Волшебный цветок добра»
Педагог: Закройте глаза, представьте, что у вас в руках цветок добра и хорошего настроения. Какой он, как он выглядит? (ответы детей: красивый, яркий, ароматный и т. д.). А теперь положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони.
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется ее прослушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья и радости.
Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас овевает теплый ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя домой. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и передайте свой цветок добра и хорошего настроения своему товарищу, мысленно пожелав друг другу добрые мысли.
4. Подведение итогов занятия
-Что нового узнали?
- Какие способы улучшения настроения вам понравились больше?
- Какие чувства вы сейчас испытывает?
5. Ритуал прощания
Педагог проводит игру «пылесос». Все дети встают в два ряда лицом друг другу, как бы образуют коридор, и по очереди проходят по этому коридору, при этом говоря каждому играющему добрые слова, комплимент.