Мастер-класс «Некоторые приёмы развития читательской грамотности на уроках английского языка и во внеурочное время»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках английского языка
Задачи:
- продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
Добрый день. Сегодня я хотела бы продемонстрировать некоторые приемы развития читательской грамотности, которые я использую на своих уроках.
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!»
Каждый из нас в детстве повторял за мамой этот детский стишок. В начальной школе на вопрос «Сan you read?» наши ученики с радостью отвечают «Yes, I can». Can you read in English? (Я обращаюсь к аудитории и ожидаю ответ Yes, I can.) На уроках английского языка я стараюсь прививать ученикам любовь к чтению, используя разные приемы работы со сплошными и несплошными текстами. Определимся, какие из текстов на экране относятся к сплошным, а какие – к несплошным. Все верно: в сплошном тексте предложения организованы в абзацы, а несплошной текст – это текст графического формата.
Сейчас я хотела бы поделиться несколькими приемами работы со сплошным текстом.
Пересказ текста
Представьте, что вы ученики, и покажите мимикой, эмоцией тот момент, когда вам на дом задали подготовить пересказ текста. Действительно, многие не любят готовить пересказ, но, во-первых, я объясняю, что это важно, и во-вторых, прошу детей подготовить разные виды пересказа. Например, пересказ с опорой на ключевые слова (дети сами готовят для себя), пересказ с ошибками (когда ребенок пересказывает текст с ошибками, остальные дети в классе слушают и в конце пересказа вносят свои исправления).
Прием Bingo
Упражнение Bingo дети всегда находят интересным. Учитель раздает таблицы со словами, которые есть в тексте. Ребятам предлагается прослушать текст, и, по ходу прослушивания, отмечать прозвучавшие слова. Тот, кто отметил все слова, кричит Bingo! Задание можно усложнить и в таблице написать дефиниции слов (в старших классах) или слово на русском языке, во время прослушивания или чтения текста вслух дети записывают английское слово.
Прием o-la-la
Один учащийся читает текст вслух, остальные, если слышат и видят ошибку, говорят о-ла-ла. Предлагаю попробовать сделать это сейчас. Кристина Александровна, можно вас попросить прочитать текст, но местами информацию указывать неверно. ( после практики говорю: Этот прием учит внимательному чтению, учит обращать внимание на детали.)
Прием «Кластер» Now I know that …
Кластер - универсальный приём, он отлично подходит для любой стадии урока. Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия", когда работа с текстом завершена и нужно подвести итог. Участники моей фокус группы, прочитав текст про Великобританию, какой итог вы можете подвести, что вы узнали? Запишите, пожалуйста, на экране.
Фонетический аспект (Quizlet, Svetlana.ru)
Большую роль при работе с текстами играет фонетическая сторона, которую мы с учениками отрабатываем, используя карточки Quizlet. Когда я задаю на дом прочитать и перевести текст, одновременно в чат класса в Telegram я отправляю ссылку на карточки Quizlet. На карточке есть значок, нажав на который можно слово прослушать, а если нажать на саму карточку, то на обороте появится перевод слова. Моя фокус группа сейчас поработает с Quizlet. ( Я обращаюсь к залу: «Уважаемые коллеги, вы, как предметники, как можете использовать этот сервис у себя на уроках?)
Также в 6-7 классах я часто практикую следующую форму работы над произношением: в чат класса отправляю аудиозапись текста, дома дети прослушивают текст столько, сколько они считают нужным для себя. Они уже четко знают критерии оценивания – 1-2 ошибки – оценка 5, 3-4 ошибки – оценка 4. В старших классах мы используем тренажер для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ Svetlana English Online, где дети имеют возможность поработать над навыком чтения вслух; звук записывается, что очень удобно для дальнейшей работы над ошибками. (Прошу участника фокус группы продемонстрировать работу с тренажером.)
Приемы работы с несплошным текстом
Составление графиков, диаграмм
Умения читать и строить графики и диаграммы, согласно ФГОС, являются одними их важных познавательных УУД и необходимыми предметными навыками. Способность ученика интерпретировать графики и диаграммы, в том числе критически относиться к представленной информации, а также представлять данные в виде графиков и диаграмм — полезные навыки в современном обществе. Они визуализируют числовые данные, их преимущество лежит в большей наглядности. Наш глаз воспринимает оптическое высказывание быстрее и продолжительнее, чем абстрактный числовой ряд.
Представьте, что мы изучаем тему «Увлечения» и нам необходимо выяснить, кто что любит делать в свободное время (учителя повторяют фразы за мной). Я попрошу фокус группу мне помочь в подсчете и обработке результатов. Please, raise your hands if you like watching TV in your free time. Who likes reading books? (Участники фокус группы подсчитывают количество и проценты, я оформляю график на доске.) На уроках мы с детьми обычно оформляем результаты опроса в письменное высказывание.
|
watch TV |
read books |
cook |
do sport |
fish |
Number of people |
|
|
|
|
|
Percent % |
|
|
|
|
|
Такой вид задания предполагает межпредметную связь, а именно для необходимых вычислений участникам процесса понадобятся познания в области математических вычислений.
Формируя читательскую грамотность на уроках английского языка на основе учебника Spotlight, мы работаем над развитием таких компетенций у детей, как умение преобразовывать текст, используя графики, диаграммы. Вы это только что продемонстрировали. Также мы развиваем умение использовать информацию из текста для решения практических задач. Я хочу вам продемонстрировать вариант домашнего задания, когда дети, опираясь на текст-инструкцию, сделали пальчиковую игрушку, при этом они свои действия комментировали на видео, видео прислали мне для проверки.
Благодаря вышеописанным примерам заданий можно утверждать, что выполнение заданий со сплошными и несплошными текстами на уроках английского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход: коммуникативной единицей принято считать текст, так как именно он способен организовать дальнейшую деятельность ученика.
В заключение хочется сказать, что все эти задания очень интересные и нравятся детям. Они учат их работать с текстом; понимать, оценивать, использовать информацию текста; думать, рассуждать, высказывать свое мнение.