12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Людмила Владимировна73

Алексеева Л.В., Каменских А.С., Пономарева И.Р.

Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности по английскому языку в средней школе

Урочная деятельность по иностранному языку предлагает большое разнообразие методов и способов формирования читательской грамотности. Для того, чтобы заинтересовать обучающихся на уроках при работе с текстом, применяются такие современные педагогические технологии и методы как технология развития критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, технология сотрудничества, информационно-коммуникационная технология. Правильно подобранные тексты учебников, соответствующие учебно-познавательным интересам учащихся, должны повышать языковую деятельность. Разнообразные задания к тексту строятся исходя из следующих этапов: предтекстовый (pre-reading); текстовый (while-reading); послетекстовый (post-reading). Казалось бы, при таком разнообразии методов и форм обучения, можно достичь высоких результатов в формировании читательской грамотности учеников. Однако педагоги часто сталкиваются с многочисленными трудностями у учащихся при работе с текстом. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, они не умеют читать диаграммы и анализировать информацию из таблиц. Низкий уровень читательской грамотности связан с низким уровнем культуры чтения. Информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом привела к снижению мотивации к читательской деятельности, как на родном, так и, понятно, на иностранном языке. Поэтому мы рассматриваем внеурочную деятельность, наряду с урочной, как еще одно из важных условий формирования у учащихся читательской грамотности. Она реализуется посредством применения многообразия форм: исследовательских и социальных проектов, индивидуально-групповых занятий и элективных курсов. В ходе этой деятельности формируется умение читать осмысленно и выбирать стратегию чтения разных видов текстов, исходя из поставленной задачи проекта или занятия.

В данной статье мы рассмотрим приемы работы над развитием читательской грамотности в рамках внеурочного мероприятия, посвященного истории и традициям празднования Хэллоуина. Учащиеся знакомились с историей данного праздника посредством просмотра обучающего видео, чтения текста, прослушивания тематических песен, разгадывания загадок, заучивания стихов. Выполнение заданий носило соревновательный характер между командами учащихся пятых классов. По окончании игры команды получали призы и грамоты.

Приведем примеры заданий к тексту как одного из этапов игры. Каждой команде предлагаются тексты о возникновении и праздновании Хэллоуина. Учащимся дается пять минут на прочтение и фиксацию ключевых слов каждого абзаца, которые будут отражать основное содержание. Затем им предлагается тот же самый текст с пропущенными частями предложений. Учащиеся должны вставить в пропуски отсутствующие части предложений, которые приведены после текста в рандомном порядке. Ключевые слова могут использоваться в качестве подсказок. Данное задание также ограничивается по времени в зависимости от количества пропущенных фраз. Интересной альтернативой этому заданию может быть следующее: на отдельных листах написаны фразы, соответствующие содержанию текста. Фразы перемешиваются и выдаются детям, чтобы они пронумеровали их в соответствии с положением в тексте.

Большой интерес также у учащихся вызывают всевозможные задания с текстами песен. Одно из них заключается в том, что они слушают тематическую песню и вставляют в пропуски в тексте песни пропущенные слова или фразы. Или же учащиеся прослушивают песню, а затем им выдается разрезанный текст песни, который нужно сложить в правильной последовательности. Еще один вариант – выдать каждому учащемуся по отрывку из песни, их задачей будет восстановить правильную последовательность, и только затем у них будет возможность прослушать ее.

Несомненно, описанные приемы работы с текстом могут и используются педагогами в рамках урока, но мы отмечаем, что учащиеся более активно и с интересом, а также, что немаловажно, успешно, выполняют их в условиях игровой и соревновательной деятельности, в которой мотивация ее участников заметно выше. Совершенно очевидно, что культурно-познавательные мероприятия не могут полностью базироваться на заданиях, требующих напряженной мыслительной работы с текстом. Однако мы полагаем, что их включение имеет положительный эффект в формировании читательской грамотности, который во многом обеспечивается желанием самих учащихся выполнять такого рода задания в рамках внеурочных мероприятий на английском языке.

 

Список используемой литературы

 

Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова Г.А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Читательская грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. 

Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.