Развитие читательской грамотности учащихся начальных классов на уроке и во внеурочной деятельности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Развитие читательской грамотности учащихся
начальных классов на уроке и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы.
Составитель:
Фатыхова Оксана Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Агрыз, 2023г.
Задания для формирования читательской грамотности
младших школьников
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Особенности формирования читательской грамотности:
1.Формирование навыка чтения. Оно строится на:
-умении правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
2.Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Задания
Включить детей к уроку – это важный момент на уроке. Для этого можно использовать скороговорки, чистоговорки, загадки.
Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино - беззвучно.
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап!
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай слова, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОЛЬЦО
Прочитай слова без лишнего слога
васаленок генапард лягушлика дязател пежитух кастфурюля скотывородка матлурёшка серечанада кардытофель уктюроп петщерушка
Читай только первые слоги.
салат рама фантик
филин аллея калина
качели ленточка дача рисование
конкурс фея таракан
В каждой строчке найди 5 слов
Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
фыкививишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл
Слово упало и разлетелось на кусочки.
Помоги - вновь из букв его сложи:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя
Прочитай слова, вернув буквы А на место
крндш слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт прд брбн мскрд флг хлт крмн
Выполни задание по инструкции учителя.
синий | желтый | синий | красный | желтый |
зеленый | синий | красный | желтый | красный |
красный | зеленый | желтый | синий | зеленый |
Называй только цвета рамочек.
Прочитай названия цветов, записанные в рамочках
Прием «Ассоциации»
В л_су стоит дом. В этом доме живет п_тух. Зовут п_туха ____________. Под окнами дома растет р_бина. На ней много _____.
ПЕТУХ – ПЕТЯ
РЯБИНА – ЯГОДА
Прочитай текст.
Прочитай текст.
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки.
Села около кошки птичка. Не сиди близко,
птичка. Кошки очень хитры.
Текст с лишними символами.
Дроемшитк гынвочмрибкса сатюокиет днаолжеоксо в лцеисду. У гпнеошмхибкйа ирмревнпианоы. К нлемау сдпещзштагт гуоцсптяи.
Прочитай текст перевертыш.
Дедушка.
Мальчики Миша и Сережа жили летом у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедушкой.
Раскрась каждую звезду в свой цвет.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (красный)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (зеленый)
Семьей дорожить – счастливым быть. (синий)
Платье лучше новое, а друг старый. (желтый)
работа дружба семья учеба
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
L Я R F S П Q О W G Д Z h К U Ш L t V F А S R Ё G П Z L Y К W J О S N Й F Ц G S В Z N Е Y W Т R L Н О J f Й S Y Н А Q W Н О Z U Г L G Е R t S С J U T G P G W О N V Y Ю Z W L I О G J S R Д q R Q Н U D ; О F S r W Й w G r L
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
( гриб)
Читай предложение наоборот справа налево:
.ьлепак яатсач теадап шырк С
Прочитай поговорку правильно:
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
Торопливый человек дважды одно тело делает.
Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков.
1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____.
Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?
Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец
В комнату __|__ кот. В зубах у кота __ скворец. Коля __|__ у него птичку. Мальчик __|__|__ раненое крылышко. Потом Коля __|__|__ скворца на волю.
Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Чайки
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
Вопросы для контроля:
Что умеют животные?
Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Прием «Удивляй»
При изучении темы Алфавит урок можно начать с приёма удивляй. Знаете ли вы, ребята, что буквам тоже могут быть поставлены памятники
Тема «Алфавит"
«То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо, которое нельзя не оценить. Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Для этого они рисовали на стенках целые картинки, потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире. А как же появился наш русский алфавит?
Первый славянский алфавит больше тысячи лет тому назад придумали два брата - Кирилл и Мефодий. Его назвали в честь младшего брата – кириллица. С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности – стало 33. Кстати, у буквы Ё есть день рождения. Ее придумала директор петербургской академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова 18 ноября 1783 года (239 лет тому назад). Ее идея стала популярной, на это обратил внимание писатель и историк Карамзин, и с тех пор ее стали использовать. В пяти городах России установлены памятники букве Ё – в Москве, Челябинске, Перми, Ульяновске, Чувашии».
Вопросы для контроля:
Как в древности люди выражали свои мысли?
Кто придумал первый славянский алфавит?
В Москве, Перми, Ульяновске, Чувашии установлены памятники букве Ё. Какого города нет в этом списке?
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Прочитай текст и выполни задания.
Кто такие панголины?
В тропиках Африки и Южной Азии живут совершенно уникальные небольшие — длиной не более полутора метров — четвероногие существа, глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий. А между тем перед. нами — именно млекопитающие, которых за их сходство с рептилиями так и называют — ящеры. Еще одно их распространенное название — панголины.
Этих уникальных ящероподобных зверей на Земле совсем немного, всего 5-7 видов. У них небольшая вытянутая голова с крохотными глазками и едва заметными ушками. Короткие лапы вооружены когтями, которыми они разрывают землю и термитники. А мощным хвостом эти звери помогают себе лазать по деревьям и прикрываются при опасности. Все их тело, кроме брюха и горла, покрыто костными пластинами-чешуями треугольной или четырехугольной формы, их наружные края весьма острые. При опасности панголин сворачивается в шар, подобно ежу, пряча морду между лап, а сверху прикрываясь хвостом. Острые края чешуи создают дополнительную защиту: тронь лапой — рискуешь порезаться, словно бритвой. Если панголина настигли на холме, свернувшийся зверь, помогая себе хвостом, скатывается вниз по склону, подобно мячу, пока его не остановит кустарник или сухое русло ручья. Основу питания ящеров-панголинов составляют термиты и муравьи. Как и у других зверей, которые питаются муравьями, у панголинов совершенно нет зубов, зато есть длиннющий — около четверти длины тела — язык. Всё в животном приспособлено к добыванию мелких насекомых, укрытых в подземных жилищах, — в этом панголин ни в чем не уступает муравьедам.
Обнаружив термитник, панголин усаживается рядом с ним "по-собачьи", опершись на хвост, и пускает в ход мощные когти передних лап. С легкостью вскрыв защитный слой обиталища термитов, зверь запускает внутрь язык и быстро втягивает его обратно вместе с налипшими насекомыми.
Когда единственный детеныш, которого самка рождает в норе, подрастет, мамаша начинает носить его на спине или на хвосте. Так они и путешествуют от термитника к термитнику, шурша друг о друга чешуями. При опасности заботливая родительница сначала хватает передними когтистыми лапами свое чадо и прижимает его к брюху, а затем уже сворачивается в неприступный шар: мать — снаружи, а дитя — внутри, попробуй доберись...
К какому классу относятся панголины?
1)млекопитающие 2)рептилии 3)земноводные
Дополни таблицу
Части тела | функции |
Короткие лапы с когтями | |
Мощный хвост | |
Длинный язык | для добычи мелких насекомых |
Костные пластинки-чешуйки | |
Объясни значение выделенного слова в предложении: Глядя на которых не сведущий в ухищрениях природы натуралист-любитель непременно решит, что перед ним — представитель мира рептилий.
Чем питаются панголины?
На кого похожи панголины по способу питания?
Сколько детенышей рождается у самки - панголина?
1 2 3
7. Как самка -панголина защищает своего детеныша? Подчеркни в тексте предложение, доказывающее твой ответ.
8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий панголина во время питания.
вскрывает слой обиталища термитов
усаживается
опирается на хвост
втягивает язык
запускает язык внутрь
9. определи жанр произведения
1)сказка 2)рассказ 3)былина
10. Сформулируй вопрос, ответ на который дается в тексте.
27. Прочитай текст и ответь на вопросы
Моржи.
Неизгладимое впечатление производит лежбище моржей, распространенных по мелководным окраинам Северного Ледовитого океана и соседним участкам Атлантики и Баренцева моря. Очень плотно друг к другу, вповалку лежат сотни огромных, весом до полутора тонн, мощных туш с тяжелым, плотным костяком, одетых в толстую голую шкуру желтоватого цвета. При нехватке места звери, бывает, устраиваются даже в два слоя — годовики поверх взрослых животных.
Лежбище постоянно "шевелится" : одни моржи уходят в воду, чтобы остыть и подкрепиться, другие возвращаются, чтобы поспать часок-другой, и пробираются к своему месту по спинам спящих. Те отвечают им незлобным урчанием, но время от времени между секачами вспыхивают мгновенные яростные ссоры, тогда в ход пускаются мощные бивни. Над лежбищем стоит неумолкающий шум, слышный за сотни метров: низкое утробное урчание, фырканье, громкое сопение... При внезапном испуге вся лежка приходит в волнение, звери стремятся побыстрее уйти в воду, не разбирая пути, прямо по тушам соседей, порой давя совсем маленьких.
Этим пользуются белые медведи, охотясь на моржей. Хищник открыто подходит к небольшой группе моржей, лежащей на льдине, и пытается испугать их, чтобы те, кинувшись в воду, задавили какого-нибудь детеныша — вот и готово пиршество. В воде моржи медведей не боятся, но там их подстерегает гораздо более мощный зверь — кит-косатка. Группа из 10-15 косаток окружает плывущую группу моржей, несколько косаток врываются в середину стада, разбивают его на несколько групп, а затем одну из них растерзывают практически полностью, остальные животные тем временем спасаются паническим бегством.
В какой природной зоне обитают моржи?
1)в Арктике 2)в тундре 3) в зоне степей
2. Объясни значение выделенного слова в предложении: При нехватке места звери, бывает, устраиваются даже в два слоя — годовики поверх взрослых животных
3. Кто является врагами моржей на суше?
4. Какого цвета шкура моржей?
1)белая 2)желтоватая 3)пятнистая
Как медведи охотятся на моржей?
Есть ли у моржей враги в воде?
Почему лежбище моржей постоянно шевелится?
Восстанови последовательность действий кита –касатки во время охоты на моржей.
окружает
растерзывают
разбивают
врываются
9. Придумай свой заголовок к тексту?
10. Чем питаются моржи?
28. Приём «Пазл» ориентирован на те же правила, что и детская игра, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки Загадки - отгадки. Метод «Пазл» универсален.
Здоровое питание | Каждое утро Мама Наташа Варит ребенку Молочную … | каша | Вот соль тебе, Вот хлеб и ложка, Сварилась к ужину… |
картошка | Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут Разольет в тарелки … | суп | Я длинный и зеленый Вкусный и соленый, Вкусный и сырой. Кто же я такой? |
огурец | Есть панцирь, Но совсем не черепаха. На ветке проживает, А не птаха. | орех | Я бел как снег, В чести у всех, Я нравлюсь вам, Но вред зубам. |
сахар | Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. | капуста | Белым цветет, Зеленым висит, Красным падает. |
яблоко | Можно сварить А можно разбить Если не касаться Цыпленком может оказаться | яйцо | В огороде Из земли Стрелы К солнцу проросли! |
лук | Одну меня не едят, А без меня редко едят | соль | Правильное питание |
29. Приём “Создай паспорт”
Автор (создатель)
Прописка (где живёт)
Внешний вид
Личные качества (свойства)
Использование
Данный приём может быть использован для создания характеристик:
- на литературном чтении – героев литературных произведений;
- на окружающем мире – природных зон, полезных ископаемых, систем организма…
- на русском языке – частей речи, частей слова, членов предложения.
30. Умение читать несплошной текст (объявление, афиша, билет, чек из магазина)
- Где будет проходить спектакль?
- Как называется спектакль?
- В каком месяце будет проходить спектакль?
- Назовите время начала спектакля?
31. Кубик Блума (на гранях кубика записаны слова: назови, почему, объясни, узнай, придумай, поделись)
НАЗОВИ место, где будет проходить представление
ПОЧЕМУ на билете указан номер телефона
ОБЪЯСНИ, зачем на билете написано 3+
УЗНАЙ в какой день недели проходило представление (предложить 3 календаря за разный год, нужно выбрать правильный и найти дату)
ПРИДУМАЙ правила поведения во время представления
ПОДЕЛИСЬ своим впечатлением после посещения театра
32. Работа с таблицей
месяцы продукты | апрель | июль | сентябрь | декабрь |
Хлеб (руб/1 батон) | 22 | 24 | 27 | 31 |
Молоко (руб/1 литр) | 51 | 49 | 52 | 53 |
Сахар (руб/1 кг) | 57 | 73 | 81 | 62 |
Картофель (руб/1 кг) | 58 | 64 | 27 | 74 |
Назовите, сколько строк в этой таблице
Какая информация представлена в строках?
Назовите, сколько столбцов в этой таблице
Какая информация представлена в столбцах?
В каком месяце купить все эти продукты выйдет дешевле?
33. Составь таблицу
Предложить узнать цену этих же продуктов в разных магазинах на данный момент (Находка, Магнит, Пятерочка, Провиант). Полученные данные представить в виде таблицы. Работа в группе.
34. Работа со словарем
кОсатка и кАсатка
Кит-косатка. Название данного животного образовалось потому, что спинной плавник самцов по своим очертаниям напоминает косу.
Узнайте по словарю какое животное(птица) имеет второе название КАСАТКА.