Эссе «Необходимость совмещать традиционные и инновационные подходы в обучении как важное условие достижения целей обучения в современной школе»
Эссе на тему: «Необходимость совмещать традиционные и инновационные подходы в обучении, как важное условие достижения целей обучения в современной школе»
«Будущее не импровизируется, его можно построить
лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.
Наши самые плодотворные инновации состоят чаще
всего в том, что мы отливаем новые идеи в старых
формах, которые достаточно частично изменить,
чтобы привести их в гармонию с новым содержанием».
/ Эмиль Дюркгейм/
Я принадлежу к поколению педагогов «старшего» поколения и для меня работа в школе - это не столько обеспечение личного материального благополучия, сколько возможность личной профессиональной реализации, которая невозможна без достижения поставленных целей в обучении. О человеке, который много лет проработал в одной сфере, обладающим большим опытом, практическими знаниями в какой-нибудь области, говорят, что он опытный специалист, профессионал своего дела. Таковым себя считаю и я, так обо мне говорят мои коллеги, так о своих коллегах-педагогах судят в школах Казахстана! Но, проработав много лет в школе, начинаешь понимать, что задачи обучения, которые стояли перед школой тридцать лет назад, не формируют качеств успешного выпускника современной школы.
Меняется мир, меняется общество, естественно, должны меняться и подходы к образованию. Общество переживает процесс глубоких трансформаций, требующих новых форм образования, которые способствовали бы развитию глубоких профессиональных знаний, необходимых как сегодня, так и в будущем! Любой педагог в школе – это носитель определенного педагогического опыта, а опыт – это то, что составляет основу труда педагога, который нарабатывается годами через бессонные ночи, волнения, самопожертвования. Именно это для опытного педагога ценно! Именно это, по большему счету, заставляет такого педагога отказываться от всего нового, что будет впредь внедрятся в образование, так как это опять потребует напряжение сил, временных затрат, а их остается все меньше и меньше. Но общество не может отказываться от опыта педагогов старшего поколения, педагогов «традиционной» школы уже потому, что у них есть важное качество – они состоявшиеся личности и искренне переживают за судьбу учеников, престиж своей школы, за свое будущее, как бы это высокопарно не звучало! Это стало их жизненной необходимостью! Опора на опыт педагогов, прошедших теоретическую подготовку, многолетнюю профессиональную практику в формате традиционной школы - именно это и должно быть определяющем фактором при внедрении в образовательный процесс инновационных технологий. А таких педагогов в школе – большинство! И от того, как они примут формат «обновленной» школы, в какой степени смогут адаптировать традиционные формы обучения к инновационным технологиям через использование новых стратегий и приемов, будет зависеть успешность в реализации современных задач обучения и успешность выпускников школы в будущем!
Английский поэт Джефри Чосер еще в XIV веке писал, что «нет того нового обычая, который не был бы старым». Система образования, как и общественно-политическая система, должна развиваться по спирали. Синтез положительного опыта, накопленного учителем в предыдущие годы: систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении, станут важным условием развития современной системы образования, наполненной инновационным содержанием!
Образование всегда выступает важным условием успешности человека, но подходы к нему будут постоянно меняться во времени. Пришло время изменить условия и суть образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Это касается и самого педагога, всей его деятельности в рамках профессии! Умение концентрировать свое внимание, видеть материал в перспективе, размышлять о смысле изученного, планировать и конструктивно применять знания: все это является фундаментальными компонентами решения проблем как в подходах к обучению, так и в процессе обучения педагога!
Н.В.Вологин