Конспект занятия «Необычно об обычном молоке» (2–4 классы)

8
2
Материал опубликован 5 April 2022 в группе

Конспект занятия НОУ начальной школы МОУ Газимуро-Заводская СОШ.

Руководитель: Учитель начальных классов Елгина Е.В.

Тема: Необычно об обычном молоке.

Цель: познакомить учащихся с необычными свойствами молока опытным путём.

Задачи:

Предметная: раскрыть новые свойства молока неизвестные детям начальной школы не как продукта питания, а как вещества.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Оборудование: молоко коровье, сок натуральный, средство для мытья посуды, пластиковые стаканчики и тарелки, ватные палочки, салфетки, краски гуашь, кисточки, утюг.

ТСО: ноутбук, проектор, экран.

Тип занятия: исследование.

Ход занятия

этапа

Название этапа

занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Создаёт эмоциональный настрой на занятие, включив весёлую музыку.

Входят в класс. Рассаживаются по местам.

2

Актуализация знаний.

Читает загадку про молоко:

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок, Кушай, Ванюшка, дружок!

Выясняет что детям известно про молоко.

Отгадывают загадку.






Вступают в беседу, предлагают свои ответы.

3

Мотивация.


Все мы знаем, что корова ест зеленую траву летом и желтое сено зимой. А молоко, которое она дает, всегда получается белым! 

И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета.  А знаете ли почему? А хотели бы узнать? А как ещё можно использовать молоко, кроме как в пищу?

Учащиеся слушают учителя. Вступают с ним в диалог. Предлагают свои версии развития событий.

4

Создание проблемной ситуации.


Показывает на экране радугу

t1649161326aa.jpg


и сломанный деревянный стул

t1649161326ab.jpg

Предлагает ответить на вопрос: Как эти картинки могут быть связаны с молоком?

Принимают проблемную ситуацию и предлагают пути выхода из неё.

5

Определения темы исследования.


Предлагает определиться с темой исследования и целью.

Формулируют тему урока, определяют цель.

6

Формулирование цели исследования.

7

Выдвижение гипотезы.


Наводящими вопросами о необычном применении молока способствует выдвижению детьми гипотезы.

Помимо того, что молоко используется в пищу, оно может использовано человеком для других целей.

А каких мы узнаем в процессе работы.

Предлагают варианты гипотез. Выбирают правильную.

8

Интерпретация полученных данных.


Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.

Начинает знакомить учащихся с необычными свойствами молока:

1. «Клей».

Интересно, что из казеина производят клей. Обычный клей для столярных работ. Им можно склеивать дерево, фанеру, картон. А получают его из молока или молочных продуктов.

Как это делается мы посмотрим на экране. Сейчас мы его делать не будем, так как нам не позволят условия. В его состав входит вещество с неприятным запахом, а в маленьком помещении, где много народа его нельзя использовать.

Включает видео

https://www.youtube.com/watch?v=HlbscyZZGyY

После просмотра видео, предлагает детям снова посмотреть на картинку сломанного стула и найти выход из проблемной ситуации зачем эта картинка в занятии о молоке.

2. «Радуга»

Переходит на картинку радуги и предлагает детям высказать предположения как же всё-таки радуга связана с молоком.

Озвучивает возможность учащимся самим сделать радугу, но только не из дождя и солнца, а из молока.

Проводит инструктаж по технике безопасности при проведении опыта.

Даёт инструкции по проведению опыта с молоком, красками и моющим средством.

План проведения:

Налить молоко в тарелку.

Взять краски гуашь и кисточкой положить в молоко разные цвета в разные места тарелки.

Взять ватную палочку и опустить в этот раствор. Понаблюдать.

Взять ватную палочку, обмакнуть в моющее средство и снова опустить в молоко. Понаблюдать.

Сделать вывод, о том, почему краски стали двигаться и получилась радуга.

Вывести детей на разговор по решению проблемного вопроса, перейдя на картинку радуги.

3. «Невидимые чернила.»

Показывает лист А4 и спрашивает, что на нём написано.

А потом берёт утюг и проглаживает этот лист горячим утюгом и на нём проявляется надпись.

Снова обращает внимание детей на состав молока и жир, который становится коричневым при нагревании.

4. «Молоко+сок».

Напоминает правила безопасности при проведении опыта.

Описание опыта:

Налить полстакана молока.

Влить в него немного сока и взболтать.

Понаблюдать.

Сделать вывод о том, что нельзя одновременно принимать молочную и кислую пищу, так как в желудке человека они превращаются в простоквашу и вызовут неприятные ощущения и боль.

После этого подводит детей к выводу о том нашла ли гипотеза своё подтверждение. Есть ли у молока другое применение кроме как в пищу.

Слушают информацию о цвете молока.






Знакомятся с новым названием клея. Способом его получения и применения.

Просматривают видео, знакомятся с новым понятием «казеин».

Находят выход из проблемной ситуации связав картинку сломанного стула и казеиновым клеем.

Сами участвуют в проведении опыта, делают выводы, обмениваются информацией и впечатлениями.



Участвуют в проведении опыта, делают новые для себя открытия, формулируют вывод о том как картинка радуги связана с проведённым опытом.






Рассматривают лист и высказывают предположение, что он чист.




Проводят опыт с молоком и соком. Делают вывод о том, что нельзя одновременно принимать в пищу молочные и кислые продукты.

9

Вывод по результатам исследовательской работы.


Способствует тому, чтобы учащиеся сделали вывод по итогам своей работы.

Делают вывод о том, что у молока есть необычное применение. Помимо того, что его употребляют в пищу.

10

Применение новых знаний в учебной деятельности.


Выводит учащихся на беседу о практическом применении полученных знаний.

Предлагают свои версии, где может пригодиться полученные знания.

11

Подведение итогов занятия.


Подводит итог занятия. Обращает внимание на тему , которая была в начале урока озвучена и задаёт вопросы.

Дети отвечают. Делятся впечатлениями.



Интернет-ресурсы:

https://hvatalkin.ru/zagadka/975

картинки с сайта https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20сломанный%20стул&stype=image&lr=100902&parent-reqid=1649159557461060-10079021844922394062-vla1-3783-vla-l7-balancer-8080-BAL-9973&source=serp

Приложение: фото с урока

t1649161326ac.jpg t1649161326ad.jpgt1649161326ae.jpg

t1649161326af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Евгения, спасибо большое за интересный и познавательный материал! Открыла для себя много интересного и взяла идеи для проведения внеклассного мероприятия!

5 April 2022

Здравствуйте, рада поделиться своими идеями.

6 April 2022