Конспект занятия «Необычно об обычном молоке» (2–4 классы)
Конспект занятия НОУ начальной школы МОУ Газимуро-Заводская СОШ.
Руководитель: Учитель начальных классов Елгина Е.В.
Тема: Необычно об обычном молоке.
Цель: познакомить учащихся с необычными свойствами молока опытным путём.
Задачи:
Предметная: раскрыть новые свойства молока неизвестные детям начальной школы не как продукта питания, а как вещества.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Оборудование: молоко коровье, сок натуральный, средство для мытья посуды, пластиковые стаканчики и тарелки, ватные палочки, салфетки, краски гуашь, кисточки, утюг.
ТСО: ноутбук, проектор, экран.
Тип занятия: исследование.
Ход занятия
№ этапа | Название этапа занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. | Создаёт эмоциональный настрой на занятие, включив весёлую музыку. | Входят в класс. Рассаживаются по местам. |
2 | Актуализация знаний. | Читает загадку про молоко: Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь, делай: Сливки, простоквашу, Масло в кашу нашу, Творожок на пирожок, Кушай, Ванюшка, дружок! Выясняет что детям известно про молоко. | Отгадывают загадку. Вступают в беседу, предлагают свои ответы. |
3 | Мотивация. | Все мы знаем, что корова ест зеленую траву летом и желтое сено зимой. А молоко, которое она дает, всегда получается белым! И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком), и у всех у них молоко белого цвета. А знаете ли почему? А хотели бы узнать? А как ещё можно использовать молоко, кроме как в пищу? | Учащиеся слушают учителя. Вступают с ним в диалог. Предлагают свои версии развития событий. |
4 | Создание проблемной ситуации. | Показывает на экране радугу и сломанный деревянный стул Предлагает ответить на вопрос: Как эти картинки могут быть связаны с молоком? | Принимают проблемную ситуацию и предлагают пути выхода из неё. |
5 | Определения темы исследования. | Предлагает определиться с темой исследования и целью. | Формулируют тему урока, определяют цель. |
6 | Формулирование цели исследования. | ||
7 | Выдвижение гипотезы. | Наводящими вопросами о необычном применении молока способствует выдвижению детьми гипотезы. Помимо того, что молоко используется в пищу, оно может использовано человеком для других целей. | Предлагают варианты гипотез. Выбирают правильную. |
8 | Интерпретация полученных данных. | Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет. Начинает знакомить учащихся с необычными свойствами молока: 1. «Клей». Интересно, что из казеина производят клей. Обычный клей для столярных работ. Им можно склеивать дерево, фанеру, картон. А получают его из молока или молочных продуктов. Как это делается мы посмотрим на экране. Сейчас мы его делать не будем, так как нам не позволят условия. В его состав входит вещество с неприятным запахом, а в маленьком помещении, где много народа его нельзя использовать. Включает видео https://www.youtube.com/watch?v=HlbscyZZGyY После просмотра видео, предлагает детям снова посмотреть на картинку сломанного стула и найти выход из проблемной ситуации зачем эта картинка в занятии о молоке. 2. «Радуга» Переходит на картинку радуги и предлагает детям высказать предположения как же всё-таки радуга связана с молоком. Озвучивает возможность учащимся самим сделать радугу, но только не из дождя и солнца, а из молока. Проводит инструктаж по технике безопасности при проведении опыта. Даёт инструкции по проведению опыта с молоком, красками и моющим средством. План проведения: Налить молоко в тарелку. Взять краски гуашь и кисточкой положить в молоко разные цвета в разные места тарелки. Взять ватную палочку и опустить в этот раствор. Понаблюдать. Взять ватную палочку, обмакнуть в моющее средство и снова опустить в молоко. Понаблюдать. Сделать вывод, о том, почему краски стали двигаться и получилась радуга. Вывести детей на разговор по решению проблемного вопроса, перейдя на картинку радуги. 3. «Невидимые чернила.» Показывает лист А4 и спрашивает, что на нём написано. А потом берёт утюг и проглаживает этот лист горячим утюгом и на нём проявляется надпись. Снова обращает внимание детей на состав молока и жир, который становится коричневым при нагревании. 4. «Молоко+сок». Напоминает правила безопасности при проведении опыта. Описание опыта: Налить полстакана молока. Влить в него немного сока и взболтать. Понаблюдать. Сделать вывод о том, что нельзя одновременно принимать молочную и кислую пищу, так как в желудке человека они превращаются в простоквашу и вызовут неприятные ощущения и боль. После этого подводит детей к выводу о том нашла ли гипотеза своё подтверждение. Есть ли у молока другое применение кроме как в пищу. | Слушают информацию о цвете молока. Знакомятся с новым названием клея. Способом его получения и применения. Просматривают видео, знакомятся с новым понятием «казеин». Находят выход из проблемной ситуации связав картинку сломанного стула и казеиновым клеем. Сами участвуют в проведении опыта, делают выводы, обмениваются информацией и впечатлениями. Участвуют в проведении опыта, делают новые для себя открытия, формулируют вывод о том как картинка радуги связана с проведённым опытом. Рассматривают лист и высказывают предположение, что он чист. Проводят опыт с молоком и соком. Делают вывод о том, что нельзя одновременно принимать в пищу молочные и кислые продукты. |
9 | Вывод по результатам исследовательской работы. | Способствует тому, чтобы учащиеся сделали вывод по итогам своей работы. | Делают вывод о том, что у молока есть необычное применение. Помимо того, что его употребляют в пищу. |
10 | Применение новых знаний в учебной деятельности. | Выводит учащихся на беседу о практическом применении полученных знаний. | Предлагают свои версии, где может пригодиться полученные знания. |
11 | Подведение итогов занятия. | Подводит итог занятия. Обращает внимание на тему , которая была в начале урока озвучена и задаёт вопросы. | Дети отвечают. Делятся впечатлениями. |
Интернет-ресурсы:
https://hvatalkin.ru/zagadka/975
Приложение: фото с урока
Язенина Ольга Анатольевна
Evgenia73