12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Батищева Елена Ярославовна33
6

Конспект психологического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологий «Необычное в обычном»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности для детей 6-7 лет

 

«Необычное в обычном»

 

Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

 

Тюмень, 2019

Конспект организованной образовательной деятельности для детей 6-7 лет

Тема: Необычное в обычном

Направление Коррекционно-развивающее, интегрированное

Продолжительность мероприятия 30 минут

Форма проведения Открытая подгрупповая образовательная деятельность на прогулке

занятие- фантазия

Методы и приемы Арт-терапия (приём ландшафтной арт-терапии)

Нейропсихологические упражнения

Триз-технологии

Количество: 8 детей 6-7 лет

Цель: способствовать развитию творческого, вариативного, нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

  • Развивать произвольность поведения у детей старшего дошкольного возраста;

    Развивать рефлексивные навыки у детей старшего дошкольного возраста;

    Развивать навыки сотрудничества и взаимодействия у детей;

    стимулировать познавательно-речевую активность детей, умение использовать речь для выражения своих мыслей, идей, ощущений;

    развивать восприятие, внимание, воображение, тактильную и кинестетическую чувствительность;

    знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования ландшафтной арт-терапией.

Ожидаемые результаты:

  • Ребёнок умеет анализировать своё поведение, критически относиться к своим поступкам;

    Ребёнок активно сотрудничает со сверстниками, умеет принимать и когда требуется просить помощь детей и взрослого;

    Ребенок проявляет познавательно-речевую активность, творческое воображение;

    Ребенок умеет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний;

    У ребенка снижается эмоциональное напряжение;

    Ребенок проявляет самостоятельность в разных видах деятельности.

Предварительная работа:

 

Использование на занятиях с детьми упражнений направленных на развитие креативности, творческого мышления, Триз-технологий.

Использование на занятиях с детьми упражнений направленных на развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие графомоторных навыков.

Использование на занятии приёмов направленных на проблемно-диалоговое обучение.

Использование на занятии упражнений, игр, направленных на сотрудничество и взаимодействие детей.

Использование на занятии нейропсихологических упражнений.

Оборудование: различные заготовки природного материала (палочки, сено, трава, галька, листья подорожника, лопуха, шишки, ромашки, листья клёна, дуба, берёзы), карточки с нейропсихологическими упражнениями, заготовки пиктограмм с эмоциями спокойствия, грусти, радости на каждого ребёнка, иллюстрации по теме занятия для мотивационной таблицы поведения, корзинки по количеству детей.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Реализация образовательных задач

Примечание/

Ожидаемые результаты

Организационный этап

   

Разминка

Ритуал приветствия

Собрались мы вместе в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, четыре –

Встаньте, дети, в круг пошире!

Интересная игра

Ждёт сейчас вас, детвора!

Задания слушаем внимательно

И выполняем всё старательно!

В ладоши хлопни столько раз

Сколько месяцев у нас.

Дни недели повторяем.

Прыгнем столько раз

Сколько дней в неделе у нас!

А сколько выходных?

Столько раз земли коснись!

На правой ноге

Прыгни столько раз

Сколько времён года у нас.

А сейчас, внимание!

Даю посложнее задание.

Дружно за руки возьмитесь,

В ласточек все превратитесь.

Счет ведем до 10…

На месте фигура замри!

-Сегодня нас ждёт особенная прогулка. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы из обычного сделать что-то интересное?

- А как вы думаете, кто ответственен за то, чтобы на занятии каждому из нас было интересно, было хорошее настроение?

Создавать психологически-комфортную атмосферу и сплочение группы. Стимулировать интерес к занятию, активизировать внимание детей. Закреплять знания об окружающем мире.

Развивать произвольность поведения.

Развивать рефлексивные способности, самосознание дошкольников

Подводить к осознанию ответственности за своё поведение, настроение, успех на занятии

Дети заходят в зал, здороваются с гостями и встают в круг.

Формирование положительного настроя

Предполагаемый ответ детей:

- Нужно использовать наше воображение, нужно быть в хорошем настроении, не ссориться.

- Каждый сам ответственен за своё настроение.

Практический этап

Мотивационный этап

- Ребята, взгляните на наш участок. Что в нём изменилось?

- Что вам напоминают эти квадраты? Как вы думаете, о чём сегодня на прогулке мы будем говорить и во что играть? Я предлагаю вам пофантазировать на тему школы. Как бы выглядела школа, если бы могла быть не только в городе и здании. Представьте себе необычную школу. Какой бы она была?

- Кто мог бы в ней учиться.

- Сегодня я предлагаю вам создать портрет необычного ученика. Но рисовать портрет мы будем не красками и карандашами и даже не мелками, а раз мы говорим о необычной школе – необычными материалами. Но чтобы собрать все материалы, с помощью которых у вас получиться общий рисунок ученика. Вам нужно выполнить одно задание. Как вы думаете какое? Посмотрите ещё раз внимательно на свой участок.

- Верно. Вы уже сказали, что квадраты напоминают вам клеточки школьной тетради. В саду мы уже выполняли с вами графические диктанты по клеточкам. И сегодня нам нужно будет сделать тоже самое только без ручки и карандаша. Каждый из вас получает свою карту. Согласно этой карте вы двигаетесь по клеточкам, и собираете материал для вашей совместной работы – рисунка героя-школьника.

Мотивирование детей на выполнение задания.

Стимулирование речевой, двигательной активности детей, внимания, воображения.

- Появилось много нарисованных квадратов.

- Клеточки школьной тетради.

- Будем говорить о школе, играть в игры связанные со школой.

- Школа могла бы быть на природе, в море, в воздухе и т.д.

- Могли бы учиться инопланетяне, животные, разные дети.

-Пройти по квадратам.

Упражнение «Квадрат исследователя»

Развитие навыков произвольности поведения, умения ориентироваться в пространстве, внимания.

развивать восприятие, внимание, тактильной и кинестетической чувствительности;

Дети, двигаясь каждый со своей картой по расчерченным на участке квадратам, собирают природный материал для коллективной работы.

Работа в круге

-Встаньте, пожалуйста, в круг.

- А сейчас я предлагаю вам по кругу, каждому, показать и рассказать товарищам о том материале, что вы нашли для вашей совместной творческой работы, когда выполняли наш графический диктант. Постарайтесь как можно точнее описать свойства этого материала.

Нацеливание детей на сотрудничество, развитие умения донести информацию до собеседника. Использование элементов проблемно-диалогового обучения.

Стимулировать познавательно-речевую активность детей, умения использовать речь для выражения своих мыслей. Развивать описательную сторону речи.

Дети по кругу рассказывают друг другу о найденных природных материалах (еловые шишки, веточки, галька, ромашки, листья берёзы, клёна, дуба, трава, листья подорожника, лопуха, сено)

- Ребята представьте, если бы вы были в роли учителя, и вам нужно было проводить урок на природе. Как бы вы смогли тогда применить ваши находки на разных предметах?

Упражнение с элементами Триз-технологии «Необычная школа»

- Если бы проводили урок физкультуры на природе, то какой спортивный инвентарь мы могли бы использовать и зачем?

-Если бы мы проводили урок математики на природе, то как бы мы могли это сделать?

Если бы на природе нам нужно было провести урок музыки, то как бы мы могли это сделать?

Использование элементов проблемно-диалогового обучения.

Развитие нестандартного, творческого, вариативного, гибкого мышления.

Развитие способности к генерированию, синтезу различных идей.

Предполагаемый ответ детей:

- Можно было бы метать палочки, прыгать через палочки между деревьями и т.д.

- Можно писать задачи и примеры палочками на земле, считать листья, деревья и т.д.

- Можно сделать музыкальные ударные инструменты из веточек, стучать по разным поверхностям и тд.

Упражнения «умные движения»

- Материал мы собрали, осталось найти место для вашей творческой работы. Посмотрите внимательно на участок вам нужно следовать за стрелочками-указателями. Между стрелочками вы видите карточки с уже хорошо знакомыми вам упражнениями. Эти упражнения помогут нам стать более внимательными, умными. Предлагаю вам выполнить их и показать по очереди своим товарищам как правильно нужно их выполнять.

Развитие произвольности поведения, координация движений, межполушарных взаимодействий.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия детей.

Между деревьями на ниточках с помощью прищепок прикреплены указатели и карточки с изображением нейропсихологических упражнений «ухо-нос», «голова-живот», «локоть –колено», «колечко».

Дети по очереди показывают и объясняют друг другу как нужно выполнять упражнения

Упражнение «Необычный герой»

- А сейчас используя все те материалы, что вы нашли вместе создайте образ необычного героя- школьника. Когда ваша работа будет готова, придумайте имя своему герою, расскажите кто это мальчик или девочка, где живёт, какой у него характер.

Развитие воображения, творческой активности, навыков сотрудничества и взаимодействия.

Развивать восприятие, воображение, тактильную и кинестетическую чувствительность;

Используя природные материалы дети на асфальте создают совместный образ героя-школьника.

Дети выкладывают все вместе, одновременно из природных материалов образ героя-школьника. Договариваются о последовальности выполнения работы, задумке, вместе придумывают пол, имя, характер героя. Затем обсуждают свою совместную работу.

Заполнение мотивационной таблицы

Самоанализ

- Когда вы пойдёте в школу, учителя будут ставить вам оценки. Мы предлагаем вам сегодня оценить себя самим по 3 критериям: мои знания; моё умение дружить; На этот вопрос вы можете ещё попросить ответить других ребят, насколько им было с вами легко, чувствовали ли они вашу помощь. моя активность – то, насколько вы сами считаете вы сегодня были внимательны, включены в занятие.

Если вы оцениваете себя очень хорошо по каждому критерию или одну из нескольких вы – выбираете пиктограмму с эмоцией радости, если просто положительно, но что-то хотелось бы ещё лучше, то пиктограмму эмоции спокойствия, а если вы считаете, что-то не удалось, то пиктограмму эмоции грусти.

Развитие рефлексивных навыков и самосознания детей

 

Рефлексивно-ориентировочный этап

Рефлексия

- За что вы можете сегодня себя похвалить? За что сегодня можете похвалить своего товарища? Что вы узнали сегодня нового, интересного?

Развитие рефлексивных навыков и самосознания детей

 

Ритуал прощания

«горка ладошек»

Дети кладут друг другу ладони, ладонь на ладонь и хором сначала шёпотом, потом громко говорят «до свидания» и «мы молодцы!»

- Ребята, мы вам очень благодарны и счастливы за радость встречи за дружеское общение, за совместное творчество.

   

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Desteni, 22.02.19 в 20:41 5Ответить Пожаловаться
Интересная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.