НОД учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы с ТНР «Звук и буква О»
Непосредственная образовательная деятельность
учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы с ТНР «Звук и буква О. Поможем ослику найти свой хвостик».
Цель: знакомство с гласным звуком О и буквой О.
Задачи:
обучающие:
- закрепить понятие «гласный звук»;
- закрепить навыки чёткого различения и произношения звука О;
- учить выделять звук в начале, середине и конце слова;
- учить определять позицию звука;
- познакомить с буквой О, письмо в тетрадях;
коррекционные:
- развивать фонематический слух;
- формировать умение образовывать единственное число имён существительных от множественного числа существительных;
- упражнять в подборе антонимов;
- упражнять в восстановлении деформированного текста;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения;
- развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук;
воспитательные:
- воспитывать усидчивость, любознательность, ответственность и работоспособность.
Оборудование: игрушечный ослик; картинки со звуком О для фронтальной работы; карточки со звуком О для индивидуальной работы; индивидуальные схемы для определения позиции звука в слове; буква О; фасоль, макароны, шнурки; кассы букв; авторучки; тетради.
Организационный момент.
Психогимнастика:
Учитель-логопед встречает детей, в руках ослик (мягкая игрушка).
«Здравствуйте!»
- Здравствуйте.
«Ребята, чего нет у ослика?»
- Хвостика.
«О-о-о? Удивимся…»
(изображаем удивление).
«Жаль, огорчимся…»
(изображаем грусть).
«А как обрадуется ослик своему хвостику?»
(изображаем радость).
«Ослик просит вашей помощи найти хвостик, поможем?»
- Да!
«Выполняйте все задания хорошо, и у ослика обязательно найдётся хвостик! Садитесь».
Дети садятся за столы.
1. Знакомство со звуком О.
На доске картинки: корова, стол, автобус, слон. Логопед называет их, выделяя голосом звук О.
«Ребята, какой звук повторяется во всех этих словах?»
- «О».
«Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?»
- Со звуком О.
2. Артикуляция звука.
«Да! Посмотрите, при произнесении звука О губы вытянуты вперёд и округлены». (Показ).
3. Характеристика звука.
«Дети, а какой это звук?»
- Гласный.
«Почему?»
- Он не встречает преград, поётся, его можно пропеть и протянуть.
«Правильно. Произнесём звук О хором».
- О-о-о.
4. Выделение звука.
«Приготовьте ладошки. Если услышите звук О – хлопните, поймайте его. А, у, о, и, э, о…».
- Дети «ловят» звук О.
«Молодцы! А теперь, если услышите слово со звуком О, то поднимите красную фишку вверх. Кот, дым, мак, сом, дом».
- Поднимают красные фишки вверх, услышав звук О в слове.
«Хорошо, положите фишки на стол».
5. Дидактическая игра «Много-один».
«Поиграем в игру «Много-один». Я буду говорить когда много, а вы отвечайте как сказать когда один?» (Логопед называет слово во множественном числе, ребёнок – в единственном.)
кольца – кольцо сёдла – седло звенья – звено
крылья – крыло зёрна – зерно колёса - колесо
перья – перо стёкла – стекло
«Отлично!»
6. Дидактическая игра «Наоборот».
«А теперь игра «Скажи наоборот». Серёжа, светло, а наоборот?»
- Темно.
«Правильно. Паша, тихо…»
- Громко.
Слова для каждого ребёнка:
светло – темно острый – тупой злой – добрый
тихо - громко молодой – пожилой узкий - широкий
худой – толстый медленно – быстро
7. Позиция звука О в слове.
«Возьмите схемы, под ними лежат картинки. Определите место звука О в слове».
Работа с карточками: автобус, лимон, дом, кот, морковь, насос, молоко, обруч (по индивидуальным схемам).
Проверяю. Ребёнок называет слово и объясняет.
- Кот. Звук О в середине слова.
«Молодцы, уберите схемы и картинки».
8. Восстановление деформированного текста.
«Ребята, послушайте предложения. Если я ошибусь – исправьте меня».
«Валера, в розах растут сады».
- Нет. В саду растут розы.
(Каждому ребёнку озвучить предложение и выслушать ответ).
В розах растут сады. Узлы умеют развязывать Зою.
Мусор убирает Рому. Стул укатился под клубок.
Бусы носят Соню. Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку. Стол поставили на лампу.
«Молодцы. Вставайте. Отдохнём. Подходите ко мне и повторяйте»…
Физкультминутка:
Ослик бегал и играл, (подпрыгиваем по кругу)
Смотрит, хвостик потерял… (обернуться)
Потянулся высоко, ( поднять руки вверх)
Наклонился глубоко. (наклониться)
Хвостик будем мы искать, (глазами водить по комнате)
Ослика все выручать! (подпрыгнуть)
«Садитесь на свои места».
9. Знакомство с буквой О.
«Мы познакомились со звуком О, а теперь я вам покажу букву О».
Логопед читает стихотворение и показывает букву О:
В этой букве нет угла, оттого она кругла.
До того она кругла, покатиться бы могла.
«Пожалуйста, выложите букву О». (Раздать материал).
Дети выкладывают букву из шнурков, макарон, фасоли.
«Хорошо. Уберите в сторону. Возьмите кассы, открываем».
Дети находят букву в кассе и выкладывают слоги ОМ – МО, читают слоги.
«Замечательно. Убрали буквы на свои места, закрыли кассы. Посмотрите на доску, буква О гласная, поэтому красная. (Письмо буквы О на доске красным мелом). Пишем сверху – вниз, буква круглая, красивая. Открыли тетради, нашли букву О. Пишем сверху вниз и закругляем. Сначала обводим по точкам, пишем букву О большую, затем маленькую. Затем пишем самостоятельно, стараемся. Пишем всю строчку ».
Письмо буквы О в тетрадях.
«Закрыли тетради, умнички!»
10. Итог.
Логопед берёт ослика: «Молодцы, ребята. С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?»
- О-о-о.
«Я доволен, вы справились со всеми заданиями! А вот и мой хвостик, спасибо! А вам – УГОЩЕНЬЕ!!! (достать детям конфеты из мешочков ослика). До свидания!»
Воспитатель принимает за дверью ослика. Дети и логопед прощаются.