12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга424
Россия, Иваново
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
5

Конспект НОД для детей подготовительной группы с ФФНР «Звук [О] и буква О»



Конспект НОД

 с детьми подготовительной группы с ФФНР

Учитель-логопед: Губина О.Н.

Тема: Звук [О] и буква О.

Цель: Уточнение произношения гласного звука [О] и знакомство с буквой О.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные

  • Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [О].
  • Продолжать учить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции.
  • Учить соотносить звук [ О] и букву О.
  • Формировать умение читать прямые и обратные слоги.
  • Научить распространять простые предложения путем добавления слов-признаков.
  • Упражнять в практическом употреблении неизменяемого слова «пальто».

Коррекционно-развивающие

  • Развивать фонематическое восприятие при выделении на слух звука [О] из ряда других звуков, слогов, слов.
  • Развивать силу, темп и эмоциональную окраску голоса при выполнении фонетических упражнений и воспроизведения слоговых рядов.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством печатания буквы О.
  • Развивать произвольное внимание и зрительную память с помощью наглядного моделирования.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать любознательность и познавательный интерес к занятиям.

Оборудование: карта острова, сухой бассейн с буквами, зеркала, красные шнурочки по количеству детей, мешочек, обручи, символы, схемы, модели слов, карточки с заданием, простые карандаши, презентация "Звук О".

Речевой материал: 

звуки: на слух (о у ы а о о у о); в произношении(О А У И П К)

Слоги: на слух (оп, уп, он, по, пу, то); в произношении (оп, он, ок, по, то, ко)

Слоговые ряды: то-то; ко-хо; по-по-то; со-со-со; ло-ло-ло; то-то-то; оп-оп-оп.

Слова: на слух (осень, остров, утка, обруч, арка, кони, метро, кино); 

в произношении (окунь, ослик, осы, дом, кот, колесо, пальто).

Предложения: (Оля надела пальто. Оля надела осеннее пальто.)

Ход занятия

Организационный момент: Ребята, сегодня утром ко мне попала карта необитаемого острова и я узнала, что там зарыт клад. Вы пойдете его искать со мной? Остров расположен посреди океана, на чем мы будем добираться? (на корабле). Тогда возьмите в руки бинокли (имитация движений) и посмотрите вдаль. Представьте, что это не просто столы и стулья, а большой и красивый корабль.

Актуализация ранее полученных знаний: Чтобы занять свои места на корабле, нам нужно выполнить первое задание – придумать слово на тот звук, который мы уже изучали ранее. А вспомнить эти звуки нам помогут буквы-подсказки. Возьмите из сухого бассейна по одной букве, вспомните, какой звук она обозначает и придумайте на этот звук слово.

Введение в тему занятия: Все свои места заняли? К путешествию готовы? Но одни мы не справимся, нам нужен в помощники один звук. А какой это звук, вы сейчас попробуете догадаться : 

 Этот звук гласный. Очень он прекрасный.

Он первый в слове «Остров», последний он в «Кино»

Он прячется, скрывается, но будет найден все равно.

Что это за звук? О. Правильно, О!

Артикуляция и характеристика звука: Возьмите зеркала и посмотрите, как мы произносим этот звук. Что происходит с губами? (округляются) Зубами? (разомкнуты) Языком? (спокойно лежит за нижними зубами) Есть ли во рту преграда? (нет) Можем ли мы его спеть? (да)

Фонетическое упражнение «Сколько ноток на тучке столько раз и споем звук [О]» (дети поют хором, затем по одному).

Если во рту нет преграды, когда мы произносим этот звук и мы можем его спеть, значит звук [О] какой согласный или гласный? (гласный)

Работа с пиктограммами: Представьте, что мы доплыли на корабле до острова и очень удивились, какой этот остов огромный: ОООООО, затем обрадовались, что, наконец, добрались: ОООО, а потом огорчились и печально произнесли: ООООО. А знаете, почему мы огорчились? Потому что этот остров оказался заколдованным. Мы хотели идти за кладом, но не смогли сделать и шагу. Хорошо, что мы взяли в помощники звук [О]. Он нам поможет.

Выделение звука [О] на слух (игра с обручами):

Делаете шаг вперед, если услышите звук [О], а если звук будет другой – замрите на месте: О У А О Ы

Прыжок вперед на одной ноге, если услышишь звук [О] в слогах: он, уп, от, по, ту, му, то

Прыжок вперед в обруч на двух ногах, если услышишь звук [О] в словах: осень, арка, метро, утка, кони

Динамическая пауза: 

Мы ногами топали, мы руками хлопали.

Мы плыли, мы бежали, мы долго-долго шли и, 

Наконец, к пещере с ребятами дошли.

Слоговые цепочки: Чтобы пройти в пещеру, нужно повторить "слоговые заклинания", но не просто повторить, а повторить быстро или медленно, громко или тихо, смотря какую картинку я вам покажу (по моделям).

Презентация:

1 слайд: Сейчас на экране будут появляться изображения, а вы скажите – кто это? Или что это?

2 слайд: Звук [О] в начале слова – найти картинки с такими словами на экране. Если дети правильно находят нужные слова – картинки поворачиваются.

3 слайд: Звук [О] в середине слова.

4 слайд: Звук [О] в конце слова.

«Упрямое» слово: Среди этих слов найдется очень «упрямое слово», которое не любит меняться. Добавьте словечко. «У меня есть кот, и у меня нет….(кота). У меня есть осы, и у меня нет…(ос). И т.д. все картинки на экране. Если ребята правильно называют слово – картинка исчезает. Не исчезла только картинка «Пальто». Вот это слово. Мы его нашли.

Придумайте предложение со словом «пальто».

Распространение предложения: Придумайте предложение со словами «Оля» и «Пальто». («Оля надела пальто»). Выложим схему этого предложения. Сколько слов в этом предложении? (3). Давайте сделаем это предложение больше – добавим еще одно слово (добавление модели – треугольник). Это слово будет отвечать на вопрос «какое пальто?» (подбор определений к слову «Пальто») Кто сможет повторить все предложение, которое у нас получилось?

Пальчиковая игра: Мы плыли, бежали и долго-долго шли и мешок с подарками мы нашли (в мешочке красные шнурки).

Знакомство с буквой О: Выложите из этого красного шнурка ту фигуру, какую выстраивает ваш рот, когда вы произносите звук О (ребята выкладывают круг из шнурка). Вот у вас и получился портрет буквы О.

(показ буквы О)

Буква О всегда стояла круглая, нормальная

Спать легла, бока помяла и теперь – овальная.

На что похожа буква О? (на колесо, баранку, кокосовый орех и т.д.)

Печатание буквы О: Переверните листочки так, чтобы красная точка была в верхнем левом углу. Обведите по точкам букву О. В свободных клеточках нарисуйте сами букву О.

Чтение слогов: Пока вы печатали наша буква О решила сходить в гости к другим буквам, которые мы знаем. Давайте прочитаем, какие слоги у нас получились.

П           П

Т    О     Т

К           К

Игра на внимание: Все  знакомые детям буквы выставляются в ряд. Дети смотрят и запоминают. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает букву О. Какой буквы нет?

Итог: Звук [О] сегодня нам хорошо помогал? А какой это звук гласный или согласный? А что вам больше понравилось в нашем путешествии? А зачем мы прибыли на этот остров? (искать клад) Давайте искать сундук с кладом. А подскажет, где спрятан клад буква О. Ищите! (дети находят клад).


Презентация "Звук О"
PPT / 524 Кб

 

 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (5)

Тихомирова Екатерина Витальевна, 22.10.17 в 20:00 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересный конспект.
Светлана, 30.10.17 в 21:55 0Ответить Пожаловаться
Грамотный конспект. Творчества Вам, Ольга. Сколько же по времени продлилось занятие? Молодцы детки, если все успевают. АА поздно увидела, что детки ФФНР. С ОНРиками будет трудновато. Но очень хорошее занятие
Ольга, 31.10.17 в 23:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за Ваш отзыв. Мне важно знать мнение коллег. Действительно , это занятие я проводила с детьми 6-7 лет с ФФН на логопункте. Уложились в 30 минут)))
Ольга, 04.12.17 в 21:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваш отзыв.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.