Методическая разработка НОД учителя-логопеда с детьми подготовительной группы «Фруктовые истории»
Методическая разработка НОД учителя - логопеда с детьми с ТНР
Тема: «Фрукты. Звуки и буквы «К Т».
Учитель-логопед: Гаврилова Полина Юрьевна
Возраст: подготовительная группа
Цель НОД: развитие и коррекция речи детей.
Задачи НОД:
Коррекционно- образовательные:
- учить детей образовывать относительные прилагательные;
- формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей об изменениях в природе осенью;
- развивать и активизировать словарный запас по теме «Фрукты»;
- упражнять в согласовании существительных с относительными прилагательными;
- упражнять в умении определять количество слогов в словах;
- развивать слуховое внимание;
- закреплять умение детей характеризовать звуки «К», «Т»;
- закреплять в памяти зрительный образ букв «К», «Т»;
- развивать фонематические процессы: умение определять первый, последний звук, последовательность звуков в слове, выполнять звуковой анализ слов;
- развивать мелкую моторику;
- развивать когнитивные процессы;
- учить детей дифференцировать на слух звуки «К-Т», выделять их из слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и внимательность к природе;
- воспитывать у детей умение выслушивать других ребят, не перебивая их.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, ковролин.
Дидактический материал: интерактивная игра «Поварята» в программе AktivInspire; картинка с изображением корзины фруктов, предметные картинки с изображением фруктов: абрикос, слива, персик, груша, киви, банан, ананас, яблоко, манго, лимон, апельсин; математические планшеты по количеству детей и схемы букв «К», «Т» к ним; световые столы, звуковые осенние символы для световых столов (красные, зелёные яблочки, желуди, синие капельки).
Ход НОД.
Орг момент. Дети заходят в кабинет.
Логопед: ребята, доброе утро. Как вы думаете, какое сейчас время года? Почему вы так решили?
Дети называют признаки осени, в т.ч.: «Осенью созревают овощи и фрукты.»
Основная часть.
Логопед: Молодцы, ребята, садитесь на стулья около доски (дети садятся в полукруг перед интерактивной доской). Как вы думаете, что можно приготовить из фруктов?
Дети: из фруктов можно приготовить фруктовый салат, пюре, выжать сок, сварить варенье и компот.
Интерактивная игра «Поварята»
Логопед: давайте поиграем. Посмотрите, это - банка, в неё мы нальём варенье. Это – стакан, в него мы нальём компот. Из абрикосов я сварю абрикосовое варенье (картинка переместить в банку). А вы что приготовите?
Дети по-одному подходят к доске, выполняют задание (перемещают фрукты в банку или стаккан) и рассказывают о своих действиях.
Логопед: у вас получились очень вкусные варенья и компоты. Давайте пройдём на ковёр и сядем на подушки.
Дети садятся в полукруг перед ковролином, на котором изображена корзинка с фруктами.
Логопед: Посмотрите, какая красивая корзинка с фруктами. Мне нравится виноград (отхлопывает слово по слогам ВИ-НО-ГРАД). В слове Виноград 3 слога.
Дети называют картинки, определяют количество слогов в других словах.
Логопед: а теперь наша любимая игра «Овощи- фрукты»
Динамическая пауза. Игра «Овощи-Фрукты»: Логопед называет разные виды овощей и фруктов. Если назван фрукт, то дети встают во весь рост, вытягивают руки вверх, как ветки у фруктовых деревьев. Если назван овощ, то дети садятся на корточки, как овощи на грядке.
Логопед: Какие вы внимательные! Давайте сядем за столы. Кто скажет, какой первый звук в слове «Компот»? Как мы произносим звук «К»? Дайте характеристику звуку «К».
Ответы детей: звук «К» согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: давайте возьмём планшеты и выложим на них букву «К».
Дети индивидуально выполняют задание на планшетах.
Логопед: Скажите, какой последний звук в слове «Компот»? Как мы произносим звук «Т»? Дайте характеристику звуку «Т».
Ответы детей: звук «Т» согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: давайте возьмём планшеты и выложим на них букву «Т».
Дети индивидуально выполняют задание на планшетах.
Логопед: Давайте поиграем. Игра «Поймай звук». Мы разделимся на 2 команды. Первая команда ловит в ладоши звук «Т», вторая «К». Я буду называть слова. Начинаем: кокос, персик, томат, вкус, таз, тумба, яблоко, стол.
Дети слушают и «ловят» в ладоши нужный звук.
Логопед: вы хорошо справились, молодцы. А теперь мы с вами отправляемся в студию цветного песка.
Дети заходят в студию и садятся за световые столы.
Подготовка к работе. Дети хором читают стихи, выполняя соответствующие движения
Речь |
Движение |
Песок в кучку соберу |
Собирают перед собой небольшую горку песка |
И ладошкой проведу |
Проводят ладошкой, снимая верх горки |
Глажу-глажу я песок |
Разглаживают песок по столу, таким образом, чтобы свет был виден сквозь тонкий слой песка |
Как тетрадный листок |
|
Карандаш всегда со мной |
|
Вот любимый пальчик мой |
Показывают указательный палец |
Логопед: есть очень вкусный фрукт (демонстрация картинки с изображением КИВИ), посмотрите на него. Кто знает, как он называется?
Дети: это киви.
Логопед: Скажите, какой первый звук в слове КИВИ? Давайте дадим ему характеристику. Каким цветом мы его обозначим?
Дети: первый звук в слове КИВИ – «К’». Он согласный, мягкий, глухой. Обозначаем зелёным цветом. (Таким же образом проводится полный звуковой анализ слова КИВИ).
Логопед: Посмотрите, перед вами в коробочках лежат красные, зелёные яблочки и синие капельки. Какие звуки мы обозначаем красным, синим, зелёным цветом?
Дети: красным цветом обозначаем гласные звуки, синим – согласные твёрдые, зелёным – согласные мягкие.
Логопед: теперь при помощи этих осенних кристаллов мы выложим схему слова КИВИ.
Дети выкладывают схему.
Итог занятия
Логопед: молодцы, все справились. Наше занятие подходит к концу. Какие звуки мы с вами проходили? Вспомним слова со звуком «к», со звуком «т». Сегодня все постарались!