Конспект логопедической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с детьми с ОНР «Звук [З]»

8
0
Материал опубликован 31 May 2018 в группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна


 

Конспект логопедической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с детьми с ОНР.

Тема: Звук [З]

Цель: продолжать знакомство детей со звуком [з].
 

Задачи: 

Образовательные:

- учить определять местонахождение звука [з] в слове;
- упражнять в выполнении звукового анализа двусложных слов с открытыми и закрытыми слогами, типа «зубы», «забор»;
- упражнять в проговаривании слов, фраз со звуком [з];

Развивающие:

- развивать умение произносить звук [з] изолированно, в слогах, предложениях, чистоговорках.

- развивать органы речевого аппарата при произнесении звука;

- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимания, память;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторики;

Воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- уметь слушать логопеда;

- воспитывать доброжелательные отношения, усидчивость;

- воспитывать желание и стремление помочь друг другу, гостю.

Оборудование: наборы для составления схем, предметные картинки на звук [з], игрушки,  индивидуальные зеркала, Незнайка.

                   Ход занятия

Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Знакомство с темой: отгадывание загадок, выделение звука [з] из слов.
Загадки
Белые цветочки - 
Вечером расцветают, 
Утром увядают. Что это?. 

32 молотят
А один поворачивает. Что это?

Дети отгадывают загадки, логопед выставляет соответствующие картинки.

Логопед: - Прослушайте отгадки и назовите одинаковый звук, который слышится в этих словах: звезды,  язык, зубы.
Логопед: - Правильно, это звук [з]. Сегодня на занятии мы будем работать со звуком [з], правильно и красиво проговаривать его в словах и предложениях.
Артикуляционная гимнастика.

для губ: «Улыбка», «Трубочка».

для языка: «Чистим нижние зубки», «Качели».

Артикуляция звука [ з].
Логопед:- Посмотрите на меня и послушайте, как я буду произносить звук [з].
Показ и проговаривание звука [з] одним из детей.
Логопед:- А теперь вы, ребята, все вместе произнесите звук [з] и понаблюдайте, что делают губы, зубы, язык, какая воздушная струя, при его произнесении.
Дети: - Когда произносим звук [з]
- губы улыбаются
- зубы сжаты (смыкаются)
- кончик языка упирается в нижние зубы, язык за нижними зубами.
- воздушная струя прохладная.
Логопед:- Молодцы! Посмотрите друг на друга и убедитесь – правильно произносит сосед этот звук.
Фонетическая зарядка.
- Как звенят комары? (з-з-з)
Логопед:- Превращаемся в комаров и поем песенку – звеним и наблюдаем, как выходит воздушная струя.
Дети: - Воздушная струя выходит не свободно, потому что ей мешают зубы.
Характеристика звука [з]:
Логопед:- Если воздушная струя выходит несвободно, значит звук [з] – какой?
Дети: - Значит звук [з] – согласный.
Логопед: - А еще какой?
Дети: - Звонкий (потому что горлышко дрожит),
- парный (есть парный глухой звук [с]),
- твердый.
Логопед:- Молодцы! Давайте сделаем вывод:

звук [з] – согласный, звонкий, твердый.
- Ребята, я буду произносить слоги, а вы послушайте:
ЗА, ЗО, ЗУ
(Голос за дверью повторяет).
Логопед:- Ой, вы слышите, кто-то меня передразнивает?
Дети: Да.
Приход Незнайки.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня вы будете знакомиться со звуком [з], и поэтому решил прийти к вам в гости, чтобы посмотреть и послушать.. Этот звук мне очень нравится. Угадайте, почему?
Логопед: - Ребята, почему Незнайке нравится звук [з]?
Дети:- Потому что звук [з] слышится в его имени.
Логопед:- Незнайка, зачем же ты меня передразнивал, разве ты не знаешь, что это не хорошо?
Незнайка: - Да я совсем не хотел Вас дразнить, просто мне очень нравится играть…
(забывает название игры). Пытается объяснить, дети помогают: «Эхо»
Логопед: - Ребята, а где можно услышать эхо? (ответы детей)
Игра «Эхо»
Незнайка тихо произносит слоги:  за зо зу зы
Дети громко: аззза озззо узззу ызззы

Образование слогов.
Логопед:- Незнайка, ребята умеют образовывать слоги, послушай.
З-------А З-------О З-------У З-------Ы

Незнайка: - А я смогу назвать слова, где слышится звук [з].
Игра «Кто больше назовет слов со звуком [з]» - 2 команды.
Игра «Доскажи словечко»:
За -… забор, замок, завод…
Зо -… зонт, зонтик, Золушка, золото…
Зу-… зубы, зубр, зубной…
Зы-… зыбь, зычный (голос) – подсказка от Незнайки – словарная работа. 
Проговаривание чистоговорок с элементами пальчиковой гимнастики.
За-за-за – вот идет коза
Зы-зы-зы – купили мы тазы
Зу-зу-зу – моем руки мы в тазу
За-за-за – закрывайте все глаза.
Логопед: - Закройте глаза, пусть они немного отдохнут. На доске появляются картинки.
Работа с предметными картинками. Определение места звука [з] в словах.
Логопед: - Ребята, назовите картинки.

зонт телевизор ваза розы зубы коза забор

Незнайка:- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, про какую картинку можно спросить Кто это?
Дети: - Коза.
Незнайка: - Почему?

Дети: Потому что – коза, живой предмет.

Логопед: - Угадайте, где спрятался звук [з] в слове коза – в начале, в середине или в конце слова?
Дети работают с фишками.
Незнайка:- А я придумал предложение про козу. 
У забора стоит коза.
Логопед: - Хорошее, красивое предложение. Назовите слова в предложении, где слышится звук [з]?
Дети: - Коза, забор.
Логопед:- Молодцы, ребята, справились. Назовите картинки, в названии которых звук [з] слышится в начале слова; в середине.
Незнайка:- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный»
Логопед: - Чего не стало?
Дети: - Не стало ЗаборА, береЗЫ, ваЗЫ…
Незнайка: - А я умею сочинять стихи. Вот послушайте.
Зимний лес затих и замер,
Словно заколдован он.
Поскорей б весна настала,
Чтобы солнце засияло,
Чтобы ожил он.

Логопед: - Незнайка, неужели ты и в самом деле думаешь, что лес зимой замирает, засыпает?
Физминутка. Дети разубеждают Незнайку. 

Логопед: - Вот видишь, Незнайка, зимний лес тоже полон самых различных звуков. Надо только прислушаться.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слов.
1. «Доскажи словечко» - У зайки Бубы, заболели … зубы
ЗУБЫ
__ __
. . . .
2. Прослушайте, запомните слово, где слышится звук [з]:
- Егор, Егор, где твой двор?
- Вот мой двор, синий забор.
Д: - Забор
ЗАБОР
__ __
.. ...
3. Отгадайте загадку: Свернешь – клин, развернешь – блин. Что это?
Дети: - Зонт
«Живые звуки» – зонт
Логопед: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Дети садятся на ковер.

Проговаривание скороговорки со звуком [з].
Незнайка: - А я умею быстро и скоро проговаривать скороговорки:
ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – вначале медленно, индивидуально, затем хором с прохлопыванием.
Незнайка: - Молодцы! Мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду.С вами было очень интересно играть и заниматься.
Дети прощаются с Незнайкой и приглашают его на другие свои занятия.
Итог.
Логопед: - Ребята, вам понравилось играть с Незнайкой?

Ответы детей
- Сегодня вы были сообразительными, внимательными, умными, помогали друг другу.
Правильно произносили звук [з]. Молодцы!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации