Классный час на тему «Неповторимая красота природы Крыма» (5 класс)
Классный час на тему:
Тема: « Неповторимая красота природы Крыма»
Цель: показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России, обоснованность воссоединения с точки зрения моральных и этических норм.
Задачи:
образовательная:
– освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации,
- познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма, сформировать представление о природе Крыма;
- познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина, Р.Г. Судковского), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, К. Г. Паустовского и др.);
- способствовать формированию понятия о пейзаже и умения его анализировать;
воспитательная:
– воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами, патриотизма, любви к природе;
развивающие:
– заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Формирование познавательных УУД:
расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко–культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развивать познавательный интерес в разных областях знаний.
Формирование личностных УУД:
коммуникативных навыков; творческих способностей учащихся.
Формирование регулятивных УУД:
воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма
Ход урока
1. Организационный этап
Организация пространства класса для работы детей. Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Подготовка рабочего места.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
Учитель:
Ребята, сегодня мы снова обращаемся к тем произведениям, которые хранят и экспонируют в музеях.
Вопрос детям: - А вы знаете что такое пейзаж?
Учитель: Слово происходит от французского и переводится на русский язык как "изображение страны", т.е. изображение какой-нибудь местности.
Мы с вами живём в удивительном, волшебном полуострове Крым. В Крыму есть много красивых и необычных мест. Огромное количество людей приезжает сюда, чтобы полюбоваться красотами этого полуострова. Крым имеет поразительное свойство – он умеет притягивать сильных и творческих людей: писателей, поэтов, литераторов, ученых, политиков, художников, общественных деятелей. Многие жизни и творческие пути, так или иначе, переплетены с Крымом, с его историей, с его красотой. И Крым нашел и занял свое место в поэзии и литературе. Во многих произведениях упоминается его уникальная природа, и горы, и море. Его яркая, буйная и мятежная история с героическими подвигами его жителей. В разные времена в Крым приезжали великие писатели и поэты, общественные деятели и политики. Находясь на его уникальной земле, они писали стихи, романы, письма, пейзажи, вели дневники, делали зарисовки, снимали на фото его быт и природу.
Учитель: Александр Грибоедов писал: «Крым - изумительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий».
Крым из красивейших мест планеты. Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!
Просмотр и комментирование учителем слайдовой "Природа Крыма".
1. Эпиграф:
…Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…
А. С. Пушкин
Далее учитель демонстрирует слайды с фотографиями природы Крыма, сопровождая их высказываниями поэтов, писателей.
2. К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "
3. Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..."
4. "Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.
5. "Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину.
В Крыму уникальное сочетание степных равнин и горных вершин, остывшие вулканы и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы, песчаные или галечные живописные побережья. Южный берег не зря называют крымским раем. Здесь отвесные кручи гор, раздолье моря, глубокие ущелья, тенистые леса, стремительные горные ручьи и водопады. На Южном побережье можно найти уголки, напоминающие природу многих стран мира - Италии и Испании, Австралии и Греции.
Полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Крыму более 150 рек и ручьев.
6. Стихотворение Бенедиктова «Потоки»:
Не широки, не глубоки
Крыма водные потоки,
Но зато их целый рой…
7. Один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. «...В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было в красках передать эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи». Писал Константин Паустовский
Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора".
Крымские города - Ялта, Феодосия, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса .
8. Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы Южного берега Крыма – горе Аю-даг. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы.
Легенда о Медведь-горе.
В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак — старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.
Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.
Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни полюбили они друг друга.
Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус — влюблённые решили покинуть медвежий берег.
Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.
И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.
9. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале. И у него есть своя история, но, к сожалению, на одном уроке нам не хватит времени узнать всё о природе Крыма. Я надеюсь, что дома вместе с родителями вы сможете найти ещё много интересных сведений об этом волшебном крае.
3. Этап усвоения новых знаний
1. Учитель: Познакомимся с историей и культурным наследием Крыма.
Сложны и прихотливы пути его истории. Когда пытаешься проследить их из сегодняшнего дня – начинает казаться, будто кто-то всемогущий забавлялся этим маленьким полуостровом, как драгоценной игрушкой: «А вот сделаю я с ним ещё то-то… И что выйдет?»….
В течение многих веков Крым завоёвывали и населяли разные народы, он носил разные названия - Таврида, Хазария, Крымское ханство, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.... В 10 веке в Крыму киевский князь Владимир принял христианство, с крымской земли пошло его распространение на Руси. Затем Крым был захвачен Османской империей. В 18 веке императрица Екатерина II подписала указ о присоединении Крыма к России. В середине 20 века руководитель Советского Союза Н. Хрущёв передал Крымскую область Украине. И теперь с 21 марта 2014 года снова Крымский полуостров оказался со своей Родиной - Россией!
Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
2. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.
Рассказ о художниках в Крыму: Константин Алексеевич Коровин
Ученик Саврасова и Поленова, «виртуозный декоратор», как отзывался о нем Дягилев, и художник при Императорских театрах, создавший потрясающие декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам, знаток северной природы, со временем Коровин превращает цвет в основное выразительное средство. Коровин находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин решает построить дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую. С 1914 по 1917 Коровин жил на своей даче постоянно. Гостями у него здесь были Шаляпин, Горький, Суриков, Репин, Куприн. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, синие Черное море.
Архип Иванович Куинджи
С Крымом родившийся в местечке Карасевка (сейчас это один из кварталов Мариуполя) художник был связан всю свою жизнь. В Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И.К. Айвазовского, но «доверили» будущему гению только покраску забора. Через 30 лет, уже сам став знаменитым, он покупает большой участок рядом с селением Кикенеиз (ныне это Оползневое, чуть выше Понизовки на территории Большой Ялты). Потратив на покупку внушительную сумму в 30 тысяч рублей, первое время Куинджи с женой живет в шалаше. Архип Иванович избегал общества, это был период затворничества.
Этот период завершился в 1901 году, когда Куинджи решил показать своим друзьям несколько новых работ. Искусствоведы отмечают, что на полотнах художника, созданных в Крыму, воздух обрел «цветность».
Исаак Ильич Левитан
Картины природы крымской не стали основной темой в творчестве певца природы русской – знаменитого художника Левитана. Он посетил полуостров в 1886 году, чтобы поправить подорванное здоровье, и привез из этой поездки почти полсотни пейзажей: карандашные зарисовки, этюды маслом и акварелью. Но впереди у великого живописца, выпущенного из училища без диплома художника (по диплому Левитан значился всего лишь учителем чистописания) была встреча с Волгой и главные картины в его жизни. Кто знает, если бы судьба сложилась иначе и Левитану было даровано еще несколько лет жизни, может быть мы сегодня и восхищались крымскими творениями Мастера? Ведь Крым и открывшаяся «вечная красота» Левитана потрясли, в чем он сознавался в письме Чехову. Но и те картины, что нам известны, очень интересны.
Константин Федорович Богаевский
Крымчанин, уроженец Феодосии, первые работы которого благосклонно воспринял сам Айвазовский, Константин Богаевский в дальнейшем стал учеником Куинджи. Богаевский жил Крымом, понимал крымскую природу и посвятил ей свое творчество. Сама живопись Константина Федоровича – это пейзажи и история полуострова.
Иван Константинович Айвазовский
Рассказ о художниках в Крыму невозможно завершить без упоминания самого известного крымского живописца Ивана Айвазовского. У уроженца Феодосии Айвазовского первым учителем рисования был немец Иоганн Гросс, который и дал молодому дарованию рекомендацию для поступления в Академию художеств. За картину «Штиль» Айвазовский получает грант на двухгодичную поездку по Крыму и Европе, чуть не гибнет в Бискайском заливе, благополучно возвращается в Россию в 1844. Художник признан и обласкан властью – ему даровано дворянство, назначают живописцем Главного морского штаба (Айвазовский дослужится до звания контр-адмирала). Через год Иван Константинович перебирается в Феодосию, где становится одним из основателей Киммерийской школы живописи. Айвазовский открывает свою школу искусств, выделяет средства на благоустройство родного города, охрану памятников Крыма и на археологические раскопки, на собственные средства строит в Феодосии Музей древностей. Но в первую очередь Айвазовский во всем мире известен как художник-маринист. Некоторые свои картины он написал после поездки в осажденный Севастополь во время Крымской войны
Художники в Крыму… Среди них были знаменитые и малоизвестные, увековеченные в истории живописи и забытые ныне совсем. Но их объединяло одно – любовь к Крыму, добровольными пленниками красоты которого они все стали.
Просмотр слайдовой "Крым в произведениях художников":
1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",
2. Л.И. Левитан "Крымский берег",
3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",
4. А. Куинджи "Крым. Яйла",
5. Куприн "Бахчисарай. Тополя",
6. Кончаловский "Бахчисарай. Тополя",
7.К.А. Коровин.
У художников, как и у поэтов, особенный интерес к крымским пейзажам.
3. Все пейзажи разные, но существуют некоторые правила построения рисунка, которыми пользуются художники.
4. Практическая деятельность.
Учитель предлагает выполнить пейзаж природы Крыма, руководствуясь полученными знаниями.
5. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.
6. Рефлексия.
Вот и закончилось наше знакомство с природой Крыма. Что же вы узнали сегодня нового?
Высказывания учащихся:
Крым - это.... ( заповедник Природы; земля, где круглый год, что-то цветёт; край, готовый всегда принять гостей; морская сказка; земля старинных легенд и т.д.)
Учитель: Крым - прекрасный край! Я надеюсь, что каждый из вас сможет когда-нибудь побывать там и увидеть всё великолепие крымской природы уже не на фотографиях и картинах художников.
7