Урок на тему «Нераспространенные и распространенные предложения» (5 класс)
Пояснительная записка
Предмет: русский язык
Класс: 5
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Тема урока: Нераспространенные и распространенные предложения.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению темы «Нераспространенные и распространенные предложения», создание условий для формирования языковой и коммуникативной компетенций через освоение понятий распространенных и нераспространенных предложений и особенностей их употребления в речи и на письме, а также через развитие умений анализировать теоретический материал, работать с художественным текстом, сотрудничая в группе, что будет способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся.
Основные задачи:
Образовательные:
а) учить характеризовать предложения по наличию второстепенных членов; б) выполнять синтаксический разбор предложений;
в) распространять предложения.
Развивающие:
а) развивать навык и умение обучающихся отличать распространённые предложения от нераспространённых;
б) развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
а) обогащать духовный мир обучающихся;
б) формировать способность эмоционально воспринимать произведения искусства.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода).
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия); уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.
Формирование УУД:
Познавательные: постановка и решение проблемы, подведение под понятие, анализ факта языка; обучение умению строить рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представление информации в наглядно-символической форме (в виде кластера).
Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, преодолевать трудности, проводить самопроверку, контроль, умение видеть связи, перспективы продвижения.
Коммуникативные: умение работать в паре и группе, сотрудничество с преподавателем, формулирование собственного мнения и позиции.
Личностные: воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать индивидуально, в паре, в группе, оценивать своих одноклассников, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной деятельностью и речью.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Методы, применяемые на уроке: словесный, наглядно-практический, проблемно-поисковый (эвристический).
Технологии, применяемые на уроке: информационная (презентация), технология деятельностного метода.
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, клей-карандаш, бумага, цветные карандаши, кленовые листья.
Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностном значимом уровне;
2) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Эмоциональный вход в урок
Слайд 1. Слушание музыки П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»
Преподаватель:
- Какие чувства вызвала в вас музыка? (В этой музыке грусть и радость, печаль и восхищение).
- Знаете ли вы композитора?
- С каким временем года вы можете соотнести данное музыкальное произведение?
Прием «Лови подсказку». Слайды 2-3.
Преподаватель:
- Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина. Составьте с ними стихотворную фразу.
(наступил, уж, октябрь, отряхает, роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние)
-Что получилось?
(Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей).
(Называют композитора и музыкальное произведение).
Слайд 5. Преподаватель создает благоприятный психологический климат.
(Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности).
- Пусть мое настроение + тепло ваших рук создадут доброжелательную атмосферу нашего с вами сегодняшнего урока.
Преподаватель:
- Золотая осень – любимое время года многих поэтов, композиторов, художников. Осени посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения, стихи.
Послушайте одно из них.
«Что такое осень?» - я спросил поэта.
«Осень – это песня!» - мне ответил он.
Музыкант добавил: «Осень – это вальсом
закружатся листья в золоте своём!»
А художник просто взял холсты и кисти
И рассыпал краски, не жалея их!»
Мой ответ про осень будет лаконичным –
«Осень – это сказка грусти и любви».
Слайд 6. Преподаватель:
- Я приглашаю вас в путешествие в эту сказочную осень. Помогут нам увидеть красоту и очарование осени замечательные стихи русских поэтов и знаменитые картины русских художников. Многие путешественники вели дневник, а мы будем вести маршрутный лист.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения;
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Актуализация знаний о синтаксическом разборе предложения.
Преподаватель:
- Отгадайте загадку:
Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья.)
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.
(У доски 2 обучающихся: сильный обучающийся задает вопросы по характеристике предложения, другой на них отвечает, разбирает по членам предложения).
Пробное действие:
Слайды 7-8. Преподаватель:
- Ваша задача из данных предложений выписать грамматическую основу.
- Но прежде, чем вы начнете выполнять задание, давайте вспомним, из чего состоит грамматическая основа.
- Дайте определение подлежащему. Сказуемому.
- Какими частями речи может выражаться подлежащее? Сказуемое?
1. Октябрь крадется по дорожкам,
Ступает тихо солнцу вслед.
2. Золотую осень на пригорке
Рисовал художник молодой.
3. Как красива осень в пестром сарафане!
4. Осень – это сказка грусти и любви.
Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Преподаватель:
- Молодцы! Вы показали хорошие знания.
(При наличии ошибок следует провести работу над ошибками).
- Посмотрите на четвертое предложение. Чем оно отличается от предыдущих?
- Почему в нем стоит тире?
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать тему и цель урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Преподаватель:
-Прочитайте, пожалуйста, предложения. Слайд 9.
Осень.
Воздух бодрит.
Лёд лежит.
- Назовите грамматическую основу в данных предложениях.
-Дают ли нам эти предложения полно и ярко представить картину осени?
- Посмотрите, как преобразил картину осени Николай Алексеевич Некрасов. Слайд 10.
Преподаватель:
-Прочитайте строки.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит
- Изменилась картина осени? А с помощью чего поэт ярче и образнее описывает осень?
- Верно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли
бы выражать свои мысли и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам.
- Исходя из наших рассуждений, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. - Скажите, как можно назвать эти предложения?
- Итак, тема нашего урока … Слайд 11. (Распространенные и нераспространенные предложения).
- Молодцы! Мы вместе определили тему урока. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
- А если я вам дам слова-помощники? Слайд 12.
Познакомиться (с чем?)…
Дать определение (чему?)…
Уметь различать (что?)…
Уметь использовать в речи (что?)…
V. Реализация построения проекта.
Цель:
реализовать построенный проект в соответствии с эталоном;
зафиксировать способы записи схемы на эталоне;
организовать фиксацию преодоления затруднения;
организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Преподаватель:
- Давайте попытаемся дать свое определение понятиям «распространенные предложения»
и «нераспространенные предложения».
- А теперь откройте учебник на стр. 81, прочитайте теоретический материал о видах
предложений по наличию второстепенных членов.
Читая информацию, поставить карандашом знаки: (Прием «Инсерт»)
v знаю
+ новое
! интересное
- Скажите, ребята, правильно ли мы дали определение понятиям «распространенные
предложения» и «нераспространенные предложения»?
- Теперь все, что мы рассмотрели, отобразим в кластере.
- Составляем кластер.
Преподаватель:
- При составлении кластера я прошу вас работать в паре и помогать друг другу.
(Повторяют правила работы в парах).
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ
Внимательно прочитайте задание.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
Двое обучающихся работают у доски с эталоном.
(Восстанавливают схему и закрепляют магнитами на доске). Слайд 13.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи умение правильно различать распространенные и нераспространенные предложения.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Выполняют упражнение № 175 (стр.81).
Эталон. Слайд 14.
Распространенные |
Нераспространенные |
Рощи вспыхнули вдали. По незримому канату протянулись журавли. Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки. Я прощаюсь с теплым летом без печали и тоски. |
Блекнут травы. Дремлют хаты. Гаснет день. |
2. Задание: распространить текст
Осенью деревья дарят зеленой елочке подарки. Осина подарила….. Клен роняет….. Ива засыпает елочку…. Нарядилась елочка, стоит в золоте, багрянце и бронзе.
Слова для справок: тонкие золотые листочки, оранжевые звездочки, красные фонарики
Преподаватель:
- Как вы думаете, что обозначают слова багрянец и бронза в этом тексте?
VII. Самоконтроль и самопроверка по эталону.
Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Организация учебного процесса на этапе 7:
Тест. Нераспространенные и распространенные предложения.
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».
Какое предложение называется нераспространенным?
Предложение, в котором есть только один главный член.
Предложение, в котором есть только один второстепенный член.
Предложение, которое состоит из грамматической основы.
Назовите нераспространенное предложение.
Холодная осень.
Небо хмурится.
Тревожно кричат птицы.
Что называется распространенным предложением?
Предложение, в котором есть второстепенный член.
Предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.
Предложение, в котором есть тире.
Выберите правильный вариант ответа.
Распространенное предложение состоит только из грамматической основы.
Нераспространенное предложение может содержать дополнение.
Второстепенные члены бывают в распространенных предложениях.
Самопроверка (ответы на слайде). Слайд 15.
VIII. Проведение физкультминутки «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу).
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
IX. Включение в систему знаний и развития связной речи.
Цель:
включить новое знание в систему знаний;
развивать творческие способности обучающихся.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Преподаватель:
- Продолжаем путешествие. А приглашают нас к красавице Осени в золотых нарядах известные художники-пейзажисты. Вот мы с вами и оказались в творческой мастерской художника. Слайды 16-17.
Задание «Надень листву на осеннее дерево».
(На кленовых листиках написаны предложения. Задача обучающихся – закрасить листики с нераспространенными предложениями в желтый цвет, а с распространенными – в красный. Восстановить последовательность предложений так, чтобы получился текст-описание картины известного художника. С помощью клея-карандаша оформить творческую работу и защитить ее).
Работа в группах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1. Внимательно прочитайте задания.
2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
3. Работайте дружно.
4. Уважайте мнение товарищей.
5. Выберите выступающего.
ПРОВЕРКА. Один человек от группы зачитывает получившийся текст.
Творческая работа. Эталон. Слайды 18-20.
1 группа (В.Д. Поленов ««Золотая осень»)
На картине русского художника В. Д. Поленова изображена красота природы в осеннюю пору.
Солнечный, погожий денек. Трава и деревья пожелтели.
Вдоль деревьев вьется голубая, гладкая река. Вода спокойна. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки.
Мы любуемся картиной и восхищаемся осенней природой.
2 группа (И.Э. Грабарь «Рябинка»)
Праздничный день осени, деревья в роскошном золотом наряде. Воздух тихий, прозрачный, тёплый. Небо нежное, переливается голубоватым светом.
Главная героиня картины И.Э. Грабаря – рябинка. Её кружевная оранжево-красная листва вспыхивает на фоне ярко-зелёного поля. С обеих сторон берёзы с длинными гирляндами золотой листвы торжественно обрамляют картину.
Художник мастерски смог запечатлеть красоту «осени первоначальной» на своей картине.
3 группа (И. И. Левитан «Золотая осень»)
Чудесный пейзаж ясного дня.
На переднем плане тихая лесная речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. На левом берегу реки берёзовая роща в золотом осеннем наряде.
Небо ясное, светлое. Воздух чист и прозрачен. Солнца на небе нет, но вся картина пронизана светом и теплом.
Вместе с художником любуемся и восхищаемся красотой родного края.
Преподаватель:
- Что общего между картинами известных художников и музыкой П.И. Чайковского?
(П.И. Чайковский передал в звуках то же, что художники изобразили красками, -
прощальную красу увядающей природы.)
- Молодцы! Вы справились с творческой работой. Какие предложения вам в этом помогли?
(На формате листа А4 продукт группы.)
X. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
оценить свою работу и работу класса на уроке;
обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 10:
Преподаватель:
- Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги нашей работы.
- Какую тему мы повторили?
- Что такое нераспространенные предложения? Распространенные предложения?
- Для чего нужны распространенные предложения?
Преподаватель:
- Положите лист клена на белый лист бумаги и обведите его по контуру цветным карандашом. А теперь положите свою ладонь на лист бумаги и обведите контур другим цветом. Всмотритесь в рисунок и прожилки листа, а теперь в линии своей ладони. Пусть природа поможет вам смотреть и видеть, протянет вам руку помощи, ведь и «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
(Предлагает на ладошке написать «Я», а на пальчиках продолжить начатую фразу:
узнал
открыл для себя
научился
смог
могу похвалить себя и своих одноклассников
Информация о домашнем задании.
Дифференцированные задания по выбору:
По выбору упражнения № 176 – 178.
Составить небольшой текст, используя словосочетания: ярко-желтый наряд, стройная березка, чудесная пора, неповторимая красота осени, радостное настроение, разноцветный ковер из листьев.