Урок русского языка в 3 классе «Распространённые и нераспространённые предложения»

11
6
Материал опубликован 22 November 2018 в группе

ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска”

КОНСПЕКТ УРОКА

курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

Всё большое начинается с маленького”

(“Распространённые и нераспространённые предложения” )

3 класс

Учитель начальных классов:

Язенина О.А.

Смоленск,

2018 г.

Дата: 21.11.2018

Обучающаяся: Анна Б., 3 кл. (урок проводился с обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, которая осваивает образовательную программу 1 - 4 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с понятием «распространённые и нераспространённые предложения».

Задачи:

1. Формировать умение различать распространённые и нераспространённые предложения, преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые.

2. Совершенствовать устную и письменную речь, развивать память, мышление, фантазию, умение делать выводы.

3. Воспитывать желание совершать добрые дела, принять виртуальное участие во Всероссийской акции “Марафон добрых дел” в честь Года Волонтёра.

Оборудование: ноутбуки с подключением к интернету (у обучающейся и у учителя), индивидуальный интерактивный образовательный сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (в данном конкретном случае - сайт урока), видеосюжет, аудиозапись “Пение соловья”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуй, Анечка! Как настроение?

- Ну что - готова к уроку?

- Тогда начинаем.

2. Создание проблемной ситуации (1 страница сайта)

- Посмотри на часть эмблемы.

- Какому событию она посвящена? (Году волонтёра)

- Правильно. По указу президента Российской Федерации В.В. Путина 2018 год был посвящён волонтёрам. Мы с тобой уже на нескольких уроках говорили на эту тему. Поэтому ты легко ответишь на вопрос: кто такие волонтёры?

- Волонтёры - это люди, которые сознательно и бескорыстно трудятся на благо других, на благо окружающей среды. Это люди с добрыми сердцами. А волонтёрство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других, на благо окружающего мира. Какой волонтёрской деятельностью мы с тобой уже занимались? (Пристраивали бездомных собак в хорошие руки, очищали лес от мусора, помогали увеличить численность скоп (птиц из Красной Книги))

- К нам в гости прилетел умный ворон и принёс с собой видеосюжет о том, что его очень беспокоит. Он очень просит нас помочь ему.

- Посмотри видеосюжет и скажи, о какой проблеме мы сегодня будем говорить.

 

Видео о загрязнении воды в водоёмах (1.15 сек.)

 

- Большая поверхность Земли покрыта водой. На суше есть источники пресной воды – озёра. Реки являются жизненными артериями многих городов и стран. Моря кормят большое количество людей. Всё это говорит о том, что жизни на планете без воды быть не может. Однако человек пренебрежительно относится к главному ресурсу природы, что привело к огромному загрязнению водоёмов:

- Ежегодно в мировой океан выбрасывается около 7 миллиардов килограммов мусора, в основном пластика.

- Более 80 % заболеваний в мире вызвано неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды.

- Каждый год около миллиона морских птиц и животных погибает от воздействия пластиковых отходов.

- Ну что - поможем ворону?

- Тогда жми на картинку. И начнём оказывать помощь!

(2 страница сайта)

- Проблема загрязнения воды является острой для большинства стран. Теперь вопросами её очистки и сохранения качества занимаются на международном уровне. Какой волонтёрской деятельностью нам предстоит заняться сегодня? (Помочь сберечь водоёмы от загрязнения)

- И начнём мы с тобой с одного небольшого водоёмчика.

- Что мы для этого должны будем сделать? (Выполнить задания урока)

3. Постановка цели урока.

- Давай поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду высказывать предположение, а ты будешь говорить, веришь или не веришь.

1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и имеющих законченную мысль. (Да)

2. В конце предложения ставится точка, запятая или восклицательный знак. (Нет - точка, вопросительный или восклицательный знак)

3. Подлежащее отвечает на вопрос кто? что? (Да)

4. В предложении есть одно главное и одно зависимое слово? (Нет, это сказано про словосочетание)

5. Основа предложения - это существительное и прилагательное. (Нет, подлежащее и сказуемое)

6. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения? (Да)

- Прочитай предложения:

Падают листья.

С деревьев мягко падают на землю яркие листья.

- Чем первое предложение отличается от второго? (В первом только подлежащее и сказуемое, во втором есть и второстепенные члены предложения)

- Как можно назвать предложения, состоящие из главных членов, а как назвать предложения, в которых помимо главных есть и второстепенные члены предложения?
- Достаточно ли у тебя знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Нет)

- Значит, что мы должны будем узнать на сегодняшнем уроке? (Как называются такие предложения...)

- Тема сегодняшнего урока звучит так: “Всё большое начинается с маленького”. Как ты понимаешь это выражение? (Всё сначала маленькое: ребёнок, детёныши животных, ростки деревьев и т.д., а потом ребёнок вырастает во взрослого человека, детёныши - во взрослое животное, а росток - в большое могучее дерево)

- Как всегда, в конце урока ты должна будешь догадаться, почему тема звучит именно так… Первый этап урока пройден. И я предлагаю начать очистку водоёма. Наверное, давай сначала очистим воду. Нажимай на картинку.

4. Изучение нового материала. Открытие нового знания (3 страница сайта).

- Стало гораздо чище. Правда?
Физкультминутка.

- Но работы предстоит ещё много. Поэтому предлагаю отдохнуть. Когда люди выходят на природу, они с удовольствием слушают пение птиц и получают от этого удовольствие. Предлагаю тебе тоже получить наслаждение от голосов леса. Положи голову на руки, закрой глаза, представь, что ты находишься на летней солнечной полянке.
Пение соловья
MP3 / 3.15 Мб

(20 - 30 сек.)

- Продолжаем выполнять задания?

- Послушай первый текст.

В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили свои серо-зелёные серёжки. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

- Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин. А теперь давай сравним его со вторым текстом.

Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

- Какой текст тебе больше нравится?

- Чем этот текст отличается от второго?

- Второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объёмный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, “Звёзды распухают”. “Осины выбросили”. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов. Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные. Существуют распространённые и нераспространённые предложения. Давай вместе разберёмся, какие же из этих предложений называются распространёнными, а какие нераспространёнными, и дадим определение. Как ты думаешь, какие предложения использованы во втором тексте? (Нераспространённые)
- Почему ты так решила? (В предложении использованы только главные члены предложения)
- Сформулируй определение нераспространённых предложений.
- Какие предложения были использованы в первом тексте?
- Сформулируй определение распространённых предложений.

- А теперь прочитай определения и сравни их с теми, которые сформулировала ты сама.

Предложения, состоящие только из главных членов – подлежащего и сказуемого, - называются нераспространёнными.
Предложения, в которых кроме главных членов есть и второстепенные, называются
распространёнными.

- С заданием ты справилась. Значит, можно ещё немного потрудиться на благо природы - то есть очистить территорию вокруг водоёма. Нажимай на картинку.

5. Закрепление изученного материала (4 страница сайта).

- Ну вот, видишь, мусора совсем не осталось. Мы проделали большую работу. Теперь здесь можно отдыхать и хорошо проводить время, наслаждаясь красотой природы. Но, конечно, так, чтобы эта первозданная чистота осталась такой навсегда. Но у меня для тебя есть сюрприз, о котором ты узнаешь немного позже. А сейчас продолжим работу по теме урока. Как же определить, распространённым или нераспространённым является предложение?

- Чтобы определить, какое предложение перед нами – нужно найти в нём грамматическую основу и посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены. Прочитай.

Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!

- Определи, какие предложения перед тобой. (Нераспространённые)

- Как ты это определила? (В предложениях есть только главные члены предложения)

- Нераспространённое предложение всегда можно распространить, добавив в него второстепенные члены предложения. Давай вместе попробуем выполнить это задание. Добавляй слова в каждое предложение, чтобы оно стало распространённым. Если ты не сможешь придумать слова самостоятельно, можешь воспользоваться словами для справок.

Слова для справок:

долгожданная; снежные горы; быстрый; с крыш, звонко; душистые, клейкие; на солнечной опушке, молоденькая; скоро, первые; как, первый, весенний.

- Сравни его с первоначальным текстом. Каким стал текст? (Полным, интересным, содержательным, интересным, ярким, выразительным)
- Задание ты выполнила. Значит, настало время увидеть сюрприз. А так как сюрприз связан с нашим водоёмом, жми на картинку.

6. Подведение итогов урока (5 страница сайта).

- Ну вот, мы с тобой увидели конечный результат своей волонтёрской деятельности. Водоём стал не просто чистым. Здесь появились птицы, насекомые. Кипит настоящая счастливая жизнь! Как ты думаешь, почему на этом, когда-то грязном, замусоренном водоёме, появились бабочки, утки, лебеди и другие птицы? (Теперь здесь экологически чистые вода и воздух, а животные это очень чувствуют)
- А мы с тобой подведём итог нашего урока. Какие предложения мы используем в своей речи чаще?
- Конечно, распространённые. Но ведь известно, что краткость - сестра таланта. Зачем же тогда нужны распространённые предложения? (Они помогают нам более точно, подробно и выразительно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче)
- Скажи, какую задачу мы поставили с тобой в начале урока. (Мы должны были узнать, как можно назвать предложения, состоящие из главных членов, а как назвать предложения, в которых помимо главных есть и второстепенные члены предложения)
- Мы узнали?

- Как же называются такие предложения?

- Какие предложения называются распространёнными? (Предложения, в которых кроме главных членов предложения есть и второстепенные)
- И последний вопрос: почему тема урока про распространённые и нераспространённые предложения называется “Всё большое начинается с маленького”? (Потому что в предложении есть основа - подлежащее и сказуемое. Это маленькое предложение, которое можно сделать большим, добавив в него второстепенные члены предложения - то есть сделав его распространённым)
7. Рефлексия.

- Расскажи, какое настроение у тебя от урока? Что ты сейчас чувствуешь?
- Почему?
- Понравилось ли тебе помогать людям, творить добро?
- Хочется ли тебе продолжать быть волонтёром?

- Умный ворон прилетел к нам со своей подружкой, чтобы поблагодарить нас за то, что мы помогли спасти хотя бы один водоём от загрязнения. А всё большое начинается с маленького. Это значит, что доброе дело по очистке водоёмов обязательно будет продолжено.

- На этом наш урок закончен. Мы с тобой прощаемся до следующего урока, на котором тебя обязательно ждёт новое приключение.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. https://sites.google.com/a/dist67.ru/tog-17/ - интерактивный сайт урока

2. https://cs.pikabu.ru/post_img/2013/10/13/6/1381649214_828754070.gif - гифк умный ворон

3.https://lh3.googleusercontent.com/9byL3QEbq38CqFUulQ1EhJGv85paj8fF5_E81DKL-vvcalf7Lu_I8PSL-6m3iCyskc6N4WZBjWAhJYCnsHszBrm93KthgElgfw1bVP8l9qJE4N5Bc8wRLq1PGIdvqKted7MPwhxG - гифк подружка ворона

4. https://youtu.be/3K21CGQlVUw - видео о загрязнении воды

5. https://drive.google.com/file/d/1g-6zXy6CX6_V4knQViy7aYlcCwTU72tE/view - пение соловья

6. Изображения с загрязнённым и очищенным водоёмом сделаны в Google-рисунках

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за публикацию!

8 July 2019

Я надеюсь, Светлана Владимировна, что она пригодится Вам в Вашей работе.

10 July 2019

Очень хорошая разработка!!! Мне понравилось!

10 July 2019

Спасибо, Елена Владимировна! Мне очень приятно!

10 July 2019

Ольга Анатольевна, благодарю Вас за великолепный урок русского языка с экологическим уклоном! Очень понравилась разработка!

12 October 2021

И Вам, Елена Владимировна, спасибо за внимание к моим разработкам!

13 October 2021

Похожие публикации