12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Язенина Ольга Анатольевна14891
Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория.
Россия, Смоленская обл., Смоленск

ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска”

КОНСПЕКТ УРОКА

курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

Всё большое начинается с маленького”

(“Распространённые и нераспространённые предложения” )

3 класс

Учитель начальных классов:

Язенина О.А.

Смоленск,

2018 г.

Дата: 21.11.2018

Обучающаяся: Анна Б., 3 кл. (урок проводился с обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, которая осваивает образовательную программу 1 - 4 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с понятием «распространённые и нераспространённые предложения».

Задачи:

1. Формировать умение различать распространённые и нераспространённые предложения, преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые.

2. Совершенствовать устную и письменную речь, развивать память, мышление, фантазию, умение делать выводы.

3. Воспитывать желание совершать добрые дела, принять виртуальное участие во Всероссийской акции “Марафон добрых дел” в честь Года Волонтёра.

Оборудование: ноутбуки с подключением к интернету (у обучающейся и у учителя), индивидуальный интерактивный образовательный сайт курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (в данном конкретном случае - сайт урока), видеосюжет, аудиозапись “Пение соловья”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуй, Анечка! Как настроение?

- Ну что - готова к уроку?

- Тогда начинаем.

2. Создание проблемной ситуации (1 страница сайта)

- Посмотри на часть эмблемы.

- Какому событию она посвящена? (Году волонтёра)

- Правильно. По указу президента Российской Федерации В.В. Путина 2018 год был посвящён волонтёрам. Мы с тобой уже на нескольких уроках говорили на эту тему. Поэтому ты легко ответишь на вопрос: кто такие волонтёры?

- Волонтёры - это люди, которые сознательно и бескорыстно трудятся на благо других, на благо окружающей среды. Это люди с добрыми сердцами. А волонтёрство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других, на благо окружающего мира. Какой волонтёрской деятельностью мы с тобой уже занимались? (Пристраивали бездомных собак в хорошие руки, очищали лес от мусора, помогали увеличить численность скоп (птиц из Красной Книги))

- К нам в гости прилетел умный ворон и принёс с собой видеосюжет о том, что его очень беспокоит. Он очень просит нас помочь ему.

- Посмотри видеосюжет и скажи, о какой проблеме мы сегодня будем говорить.

 

Видео о загрязнении воды в водоёмах (1.15 сек.)

 

- Большая поверхность Земли покрыта водой. На суше есть источники пресной воды – озёра. Реки являются жизненными артериями многих городов и стран. Моря кормят большое количество людей. Всё это говорит о том, что жизни на планете без воды быть не может. Однако человек пренебрежительно относится к главному ресурсу природы, что привело к огромному загрязнению водоёмов:

- Ежегодно в мировой океан выбрасывается около 7 миллиардов килограммов мусора, в основном пластика.

- Более 80 % заболеваний в мире вызвано неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды.

- Каждый год около миллиона морских птиц и животных погибает от воздействия пластиковых отходов.

- Ну что - поможем ворону?

- Тогда жми на картинку. И начнём оказывать помощь!

(2 страница сайта)

- Проблема загрязнения воды является острой для большинства стран. Теперь вопросами её очистки и сохранения качества занимаются на международном уровне. Какой волонтёрской деятельностью нам предстоит заняться сегодня? (Помочь сберечь водоёмы от загрязнения)

- И начнём мы с тобой с одного небольшого водоёмчика.

- Что мы для этого должны будем сделать? (Выполнить задания урока)

3. Постановка цели урока.

- Давай поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду высказывать предположение, а ты будешь говорить, веришь или не веришь.

1. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и имеющих законченную мысль. (Да)

2. В конце предложения ставится точка, запятая или восклицательный знак. (Нет - точка, вопросительный или восклицательный знак)

3. Подлежащее отвечает на вопрос кто? что? (Да)

4. В предложении есть одно главное и одно зависимое слово? (Нет, это сказано про словосочетание)

5. Основа предложения - это существительное и прилагательное. (Нет, подлежащее и сказуемое)

6. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения? (Да)

- Прочитай предложения:

Падают листья.

С деревьев мягко падают на землю яркие листья.

- Чем первое предложение отличается от второго? (В первом только подлежащее и сказуемое, во втором есть и второстепенные члены предложения)

- Как можно назвать предложения, состоящие из главных членов, а как назвать предложения, в которых помимо главных есть и второстепенные члены предложения?
- Достаточно ли у тебя знаний, чтобы ответить на этот вопрос? (Нет)

- Значит, что мы должны будем узнать на сегодняшнем уроке? (Как называются такие предложения...)

- Тема сегодняшнего урока звучит так: “Всё большое начинается с маленького”. Как ты понимаешь это выражение? (Всё сначала маленькое: ребёнок, детёныши животных, ростки деревьев и т.д., а потом ребёнок вырастает во взрослого человека, детёныши - во взрослое животное, а росток - в большое могучее дерево)

- Как всегда, в конце урока ты должна будешь догадаться, почему тема звучит именно так… Первый этап урока пройден. И я предлагаю начать очистку водоёма. Наверное, давай сначала очистим воду. Нажимай на картинку.

4. Изучение нового материала. Открытие нового знания (3 страница сайта).

- Стало гораздо чище. Правда?
Физкультминутка.

- Но работы предстоит ещё много. Поэтому предлагаю отдохнуть. Когда люди выходят на природу, они с удовольствием слушают пение птиц и получают от этого удовольствие. Предлагаю тебе тоже получить наслаждение от голосов леса. Положи голову на руки, закрой глаза, представь, что ты находишься на летней солнечной полянке.
Пение соловья
MP3 / 3.15 Мб

(20 - 30 сек.)

- Продолжаем выполнять задания?

- Послушай первый текст.

В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили свои серо-зелёные серёжки. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

- Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин. А теперь давай сравним его со вторым текстом.

Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

- Какой текст тебе больше нравится?

- Чем этот текст отличается от второго?

- Второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объёмный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, “Звёзды распухают”. “Осины выбросили”. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов. Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные. Существуют распространённые и нераспространённые предложения. Давай вместе разберёмся, какие же из этих предложений называются распространёнными, а какие нераспространёнными, и дадим определение. Как ты думаешь, какие предложения использованы во втором тексте? (Нераспространённые)
- Почему ты так решила? (В предложении использованы только главные члены предложения)
- Сформулируй определение нераспространённых предложений.
- Какие предложения были использованы в первом тексте?
- Сформулируй определение распространённых предложений.

- А теперь прочитай определения и сравни их с теми, которые сформулировала ты сама.

Предложения, состоящие только из главных членов – подлежащего и сказуемого, - называются нераспространёнными.
Предложения, в которых кроме главных членов есть и второстепенные, называются
распространёнными.

- С заданием ты справилась. Значит, можно ещё немного потрудиться на благо природы - то есть очистить территорию вокруг водоёма. Нажимай на картинку.

5. Закрепление изученного материала (4 страница сайта).

- Ну вот, видишь, мусора совсем не осталось. Мы проделали большую работу. Теперь здесь можно отдыхать и хорошо проводить время, наслаждаясь красотой природы. Но, конечно, так, чтобы эта первозданная чистота осталась такой навсегда. Но у меня для тебя есть сюрприз, о котором ты узнаешь немного позже. А сейчас продолжим работу по теме урока. Как же определить, распространённым или нераспространённым является предложение?

- Чтобы определить, какое предложение перед нами – нужно найти в нём грамматическую основу и посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены. Прочитай.

Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!

- Определи, какие предложения перед тобой. (Нераспространённые)

- Как ты это определила? (В предложениях есть только главные члены предложения)

- Нераспространённое предложение всегда можно распространить, добавив в него второстепенные члены предложения. Давай вместе попробуем выполнить это задание. Добавляй слова в каждое предложение, чтобы оно стало распространённым. Если ты не сможешь придумать слова самостоятельно, можешь воспользоваться словами для справок.

Слова для справок:

долгожданная; снежные горы; быстрый; с крыш, звонко; душистые, клейкие; на солнечной опушке, молоденькая; скоро, первые; как, первый, весенний.

- Сравни его с первоначальным текстом. Каким стал текст? (Полным, интересным, содержательным, интересным, ярким, выразительным)
- Задание ты выполнила. Значит, настало время увидеть сюрприз. А так как сюрприз связан с нашим водоёмом, жми на картинку.

6. Подведение итогов урока (5 страница сайта).

- Ну вот, мы с тобой увидели конечный результат своей волонтёрской деятельности. Водоём стал не просто чистым. Здесь появились птицы, насекомые. Кипит настоящая счастливая жизнь! Как ты думаешь, почему на этом, когда-то грязном, замусоренном водоёме, появились бабочки, утки, лебеди и другие птицы? (Теперь здесь экологически чистые вода и воздух, а животные это очень чувствуют)
- А мы с тобой подведём итог нашего урока. Какие предложения мы используем в своей речи чаще?
- Конечно, распространённые. Но ведь известно, что краткость - сестра таланта. Зачем же тогда нужны распространённые предложения? (Они помогают нам более точно, подробно и выразительно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче)
- Скажи, какую задачу мы поставили с тобой в начале урока. (Мы должны были узнать, как можно назвать предложения, состоящие из главных членов, а как назвать предложения, в которых помимо главных есть и второстепенные члены предложения)
- Мы узнали?

- Как же называются такие предложения?

- Какие предложения называются распространёнными? (Предложения, в которых кроме главных членов предложения есть и второстепенные)
- И последний вопрос: почему тема урока про распространённые и нераспространённые предложения называется “Всё большое начинается с маленького”? (Потому что в предложении есть основа - подлежащее и сказуемое. Это маленькое предложение, которое можно сделать большим, добавив в него второстепенные члены предложения - то есть сделав его распространённым)
7. Рефлексия.

- Расскажи, какое настроение у тебя от урока? Что ты сейчас чувствуешь?
- Почему?
- Понравилось ли тебе помогать людям, творить добро?
- Хочется ли тебе продолжать быть волонтёром?

- Умный ворон прилетел к нам со своей подружкой, чтобы поблагодарить нас за то, что мы помогли спасти хотя бы один водоём от загрязнения. А всё большое начинается с маленького. Это значит, что доброе дело по очистке водоёмов обязательно будет продолжено.

- На этом наш урок закончен. Мы с тобой прощаемся до следующего урока, на котором тебя обязательно ждёт новое приключение.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. https://sites.google.com/a/dist67.ru/tog-17/ - интерактивный сайт урока

2. https://cs.pikabu.ru/post_img/2013/10/13/6/1381649214_828754070.gif - гифк умный ворон

3.https://lh3.googleusercontent.com/9byL3QEbq38CqFUulQ1EhJGv85paj8fF5_E81DKL-vvcalf7Lu_I8PSL-6m3iCyskc6N4WZBjWAhJYCnsHszBrm93KthgElgfw1bVP8l9qJE4N5Bc8wRLq1PGIdvqKted7MPwhxG - гифк подружка ворона

4. https://youtu.be/3K21CGQlVUw - видео о загрязнении воды

5. https://drive.google.com/file/d/1g-6zXy6CX6_V4knQViy7aYlcCwTU72tE/view - пение соловья

6. Изображения с загрязнённым и очищенным водоёмом сделаны в Google-рисунках

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Бойко Светлана Владимировна, 08.07.19 в 21:34 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за публикацию!
Язенина Ольга Анатольевна, 10.07.19 в 23:49 0Ответить Пожаловаться
Я надеюсь, Светлана Владимировна, что она пригодится Вам в Вашей работе.
Елена Владимировна, 10.07.19 в 11:08 0Ответить Пожаловаться
Очень хорошая разработка!!! Мне понравилось!

Язенина Ольга Анатольевна, 10.07.19 в 23:50 -1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Мне очень приятно!
Колышкина Елена Владимировна, 12.10.21 в 15:43 -1Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, благодарю Вас за великолепный урок русского языка с экологическим уклоном! Очень понравилась разработка!
Язенина Ольга Анатольевна, 13.10.21 в 00:00 -1Ответить Пожаловаться
И Вам, Елена Владимировна, спасибо за внимание к моим разработкам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.