Статья «"Нескучные уроки" с Андреем Усачевым»
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
город Оренбург, МОБУ «Лицей №5» Критинина Елена Анатольевна
«Нескучные уроки» с Андреем Усачевым
Аннотация
В статье речь пойдет об интеграции уроков математики и литературного чтения. Объект исследования – книга «Считарь» Андрея Усачева.
Ключевые слова
Интеграция, актуализация.
На уроках математики, на этапе актуализации знаний учитель закрепляет раннее изученный материал с целью включения его в систему знаний. Этап актуализации является обязательным этапом современного этапа по ФГОС.
Что же такое актуальность? Актуальный - важный, существенный для настоящего момента. [Толковый словарь С.И. Ожегова.] Это психологический момент урока: концентрация внимания, формирование внутренней мотивации.
На данном этапе учитель использует такие формы как игра «Верно – неверно», математический диктант, блиц-опрос, «Закодированное слово» и другие. Большое значение имеет материал, который станет основой этапа актуализации. Таким материалом могут стать веселые стихи Андрея Усачева. Интеграция литературного чтения и математики позволит не только закрепить изученный материал по курсу «Математика», но и сделать процесс обучения полезным и интересным.
Андрей Усачев – современный детский писатель. Его стихи любят дети. Произведения автора отличаются яркостью и изобретательностью. Андрей Усачев уверен, что маленькие дети запоминают материал лучше в стихах.
На уроке математики в 1 классе дети знакомятся с цифрами. На этапе актуализации знаний можно использовать стихи «Где прячутся цифры».
Первая цифра – 1, единица:
С морским гарпуном она может сравниться,
С лыжною палкою, с пишущей ручкой,
С пальцем, и спицей,
И с закорючкой!
Запросто можно увидеть четверку,
Если устроить в квартире уборку:
Цифру 4 напомнит нам с вами
Стул, перевернутый вверх ногами.
Такие стихи понятны для детей, ведь так легко представить перевернутый стул, спицу, лыжную палку или закорючку.
Ноль похож на сто предметов –
От браслетов до беретов
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку …
И на лысую макушку!
Юмор поможет детям активизировать психические процессы. Чувственное познание тесно связано с мыслительной деятельностью. А веселые стихи профессора АУ помогут в этом.
Таблицу скоростей животных сложно усвоить маленькому школьнику. А спортивная считалка поможет легко и интересно организовать работу с величиной скорость.
Первым номером – гепард!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа гну.
Семь. Легко бежит гиена,
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая – волчица.
Попробуем посчитать вместе с профессором АУ.
Сапожки
На прогулку вышла кошка,
Потеряла два сапожка,
- Ух! – заухала сова. –
И без двух осталось … два!
Елка
У Мишки на елки висели игрушки.
Четыре игрушки упали с макушки …
«Сколько игрушек осталось на елке?» -
Думал медведь, подметая осколки.
Тут же сноска: «Битье посуды не является примерным поведением». Такое отступление может стать воспитательным моментом на уроке. Но не назидательным, а веселым и интересным.
Простые стихи помогут запомнить таблицу умножения. На этапе актуализации знаний можно провести игру «Доскажи словечко» на основе стихов Андрея Усачева. Такую работу можно организовать в паре - один ученик читает начало стихотворения, второй ученик заканчивает.
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь – …
(двадцать четыре.)
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять – двадцать …
(пять.)
Деление и умножение - взаимообратные действия. После изучения таблицы умножения дети знакомятся с понятием «Деление».
Действие деления –
Странное явление,
Ведь некоторые лица
Не хотят делиться.
Но знать закон деления
Нам важно и полезно,
Оно – на удивление –
Все вещи делит честно …
В этих незамысловатых стихах раскрывается смысл деления.
Зефир
Как-то тетушка Глафира
Принесла пакет зефира.
Было в нем четыре штуки:
На двоих – две штуки в руки в руки!
Весело и непринужденно дети закрепляют понятие «Деление». Связь с жизнью помогает понять и запомнить прочнее материал.
В третьем классе дети знакомятся с таблицей старинных мер. Помогут выучить материал веселые стихи.
Какого роста Дюймовочка?
Удобно спать Дюймовочке
В спичечной коробочке …
И догадаться просто –
Какого она роста.
Здесь есть ссылка:
1 дюйм равен 25, 4 мм, или примерно 2,5 см. Длина спичечной коробочки – 4 см. Ребенку легко представить спичечную коробку. Автор использует связь с жизненным опытом для лучшего запоминания.
Прочитайте детям стихотворение:
Пядь родной земли
Тем, кто с мечом придет к нам в гости,
Не отдадим земли ни горсти …
Ни метр родной,
Ни пядь
Не сможет враг у нас отнять!
Пядь – старинная мера, расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами. Примерно 10 см.
Работа со старинными мерами длины может быть также организована в паре: один ученик читает стихотворение и задает вопрос о мере длины, второй ученик зачитывает ответ. Материал можно оформить в виде карточек – домино. В виде игры «Кто быстрее!»: группа учеников получает вопросы и находит среди карточек верные ответы. Как можно быстрее надо собрать все верные ответы на карточках.
Таким образом, материал книги «Считарь» Андрея Усачева можно использовать на уроках математики на этапе актуализации знаний. Ученики с удовольствием учат стихи профессора АУ. Материал книги помогает разнообразить формы и методы работы с учениками младшей школы.
Список литературы
А.Усачев «Считарь», Москва, издательство «РООССА».
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка, издательство: М.: Аз, 1996 г.
Горбачёва Марина Юрьевна
Критинина Елена Анатольевна