12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаликова Любовь Ивановна2416
Работаю в МОУ Лицей №9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда учителем начальных классов. Стаж работы 40 лет, учитель высшей категории.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

(4 класс)

Автор:

Чаликова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов, МОУ Лицей №9,

Волгоград

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: общеинтеллектуальное занятие.

Актуальность

Высокий уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Данная программа ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых компетенций, а также связанных с ними способностей и личных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Реализует новые цели и ценности образования, определенные Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в РФ, ФГОС НОО»

Цель программы: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

Задачи:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.

Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.

Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.

Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.

Расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти.

Отличительные особенности программы

К отличительным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Основными принципами, которые лежат в основе создания данной программы являются следующие:

1. Принцип связи занятий с уроками обучения грамоте и русского языка. Опираясь на знания, полученные на данных уроках, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Содержание работы должно быть ориентировано на индивидуальные особенности каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности – картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Возраст обучающихся: данная программа рассчитана на детей 10 - 11 лет (четвероклассников).

Срок ее реализации – 1 год.

Формы и режим занятий - теоретические, практические и зачетные занятия.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:

Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Участие в школьных олимпиадах


 

Личностный результат: данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Метапредметный результат: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметный результат:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.

Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.


 

Результативность: программа считается освоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий и участвовал в 3-х зачётных мероприятиях.

Формы подведения итогов: участие детей в зачётных мероприятиях

Олимпиада

Конкурс «Турнир для грамотных ребят»

Праздник русского языка

Викторина «Умники и умницы»

Праздник русского языка

Календарно-тематическое планирование рабочей программы

Внеурочной деятельности «Нескучные уроки русского языка»

п/п

Раздел

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Язык как средство общения. Предложение.

Сокровища родного языка.

4

2

2

2

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

     

3

Предложение. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

     

4

Сказка об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

     

5

Слово.

Слово и его значение. Словарное богатство родного языка.

5

1

4

6

Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).

     

7

Слова – тезки. (Омонимы).

     

8

Синонимы, о различиях слов-синонимов.

     

9

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

     

10

Правописание

Девять правил орфографии.

6

1

5

11

Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

     

12

Как выучить безударные гласные?

     

13

Парные согласные в слабой и сильной позиции.

     

14

Удваиваем согласную там, где это нужно

     

15

Сказка про Ь и Ъ знаки.

     

16

Части речи. Имя существительное.

Как морфология порядок навела. (О частях речи).

5

1

4

17

Имя существительные – вещи удивительные.

     

18

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

     

19

Шутя и играя учим склонение имен существительных.

     

20

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Викторина.

     

21

Части речи. Имя прилагательное.

Очень занимательное – имя прилагательное.

4

1

3

22

Имя прилагательное - особый житель страны Русского языка.

     

23

Склонение имен прилагательных.

     

24

Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? Викторина.

     

25

Части речи. Глагол.

Глагол – часть страны Русского языка.

6

1

5

26

Сказка о глаголе, о спряжении глагола.

     

27

Глагол – богач среди частей речи.

     

28

Глагол и его друзья. НЕ с глаголами.

     

29

 

Глаголы – исключения – кто они?

     

30

Хорошо ли ты знаешь глагол? Викторина.

     

31

Местоимение.

Универсальные заменители. (Назначение местоимений).

1

-

1

32

Наречие.

В царстве наречий.

1

-

1

33

Служебные части речи.

Служебные части речи. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

1

-

1

34

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Почему мы так говорим?

1

1

-

Содержание программы

Язык как средство общения. Предложение (4ч)

Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения. Языковые средства в общенииПредложение. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Нахождение главных членов предложения. Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях 

Слово (5ч)

Слово. Слово имеет значение. Словарное богатство родного языка. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

Правописание (формирование навыков грамотного письма) (5ч)

Правописание безударных гласных в корне слова. Роль ударения в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением).

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

Правописание парных согласных в корне слова

Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных согласных.

Непроизносимые согласные. Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.

Удвоенные согласные. Весёлые рифмовки для запоминания слов с удвоенной согласной. Удвоенные согласные на стыке разных морфем.

Части речи. Имя существительное (5ч) Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Части речи. Имя прилагательное (4ч) Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Части речи. Глагол (6ч) Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);-тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Местоимение (1ч)

Значение местоимения. Употребление в речи.

Наречие (1ч)

Значение наречия. Употребление в речи.

Служебные части речи (1ч)

Значение служебных частей речи. Употребление в речи.

(1ч)

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление (1ч)

Фразеологизмы. Фразеологический словарь русского языка.


 

Литература

1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.

2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003

3. Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.

4. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.

5. Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.

6. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.

7. П. С. Тоцки  Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

8. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Андреева Наталья Николаевна, 08.07.18 в 03:34 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за материал, Любовь Ивановна! С удовольствием беру в копилку!
Чаликова Любовь Ивановна, 09.07.18 в 10:41 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна! Спасибо за комментарий! Рада, что вам пригодится этот материал! С уважением Л.И.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.