Нестандартные формы работы на уроках литературы в 5–7 классах средней школы

1
0
Материал опубликован 12 January 2022



НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Д.Р.МАСЕНКО,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 г.Мытищи Московской области


Для чего существует урок литературы? Для того чтобы создать не читающего бездельника, а воспитать думающего, грамотного читателя. Что мы делаем в этом направлении?

Расскажу об опыте работы в 5-ых классах. Дети еще по-хорошему наивны, готовы к всевозможным экспериментам.

Уже сейчас готовлю их к конспектированию. У нас заведены читательские дневники, в которых ребята, например, тезисно записывают материал урока. Дети очень любят писать эссе (знакомлю их с традиционным жанром с первых дней обучения в 5-ом классе) – как результат деятельности на уроке. Мы называем эту работу «Опавшие листы». Тема может быть любая: узкая (касающаяся темы урока), широкая (философская – размышления о смысле жизни, навеянные чтением произведения).

Изучаем, например, сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». После обсуждения произведения пишу на доске тему: нужно ли воспитывать в себе чувство дружбы, как и зачем?

Прошу ребят написать эссе (даю 5-10 минут). Потом желающие читают вслух свои небольшие сочинения. Желающих, как правило, с каждым разом все больше и больше. Ставлю оценку за устное сочинение.

Знаю, что многие дети моих классов любят рисовать. Учитываю эту особенность. Разрешаю рисовать, когда я читаю произведение детям, когда слушаем стихи наизусть, пересказы, при прослушивании фонохрестоматии. Рисуют прямо в читательских дневниках. С удовольствием делятся ребята со мной и с одноклассниками своими прекрасными рисунками. Рисуют иллюстрации из произведений, портреты писателей и поэтов.

Обязательно читаем на каждом уроке. Вариантов чтения может быть множество, об этом знает каждый учитель. Особенно необычно звучит чтение по ролям, когда один человек, читая, перевоплощается в разных персонажей. Когда я впервые показала ребятам такой вид чтения (а началось все с чтения басен Крылова, когда я «хрюкала», как свинка, «гудела», как дуб), класс замер от восторга, а после такого инсценирования (а не просто обычного чтения), аудитория взорвалась аплодисментами. К концу года многие ребята стали читать так же, если не лучше меня!

Хочется рассказать о творческих работах, которые мы создаем на уроках литературы. Например, после знакомства с баснями И.А.Крылова оформляем книжку-малышку на тему «Фразеологические обороты из басен И.А.Крылова».

Ребята выступают в роли издателя. Рассказываю им, как издается книга, предлагаю им быть в роли художника-оформителя, редактора, автора. Их увлекает это занятие, они с удовольствием выдают интересные идеи, а кроме того изучают такую важную тему, как «Фразеология», сами ищут фразеологизмы в баснях.

Конечно же, ребята владеют компьютерными технологиями, создают прекрасные презентации, пишут доклады. Единственная просьба – не читать эти работы, а рассказывать с опорой на текст. Таким образом мы учимся ораторскому мастерству.

Часто готовлю индивидуальные выступления сама, раздаю детям, они заранее готовятся, потом выступают, например, рассказывают биографию писателя от его же лица. Получается забавно.

Еще один нестандартный прием работы – «проба пера». Предлагаю ребятам представить себя выдающимся писателем и попробовать написать рассказ.

Изучаем рассказ А.П.Чехова «Хирургия», знакомимся с приемами создания комического сюжета. Предлагаю учащимся самим написать юмористический рассказ на тему «Волшебные события, которые могли бы произойти в нашем классе», используя изученные сатирические приемы.

Предлагаю вашему вниманию начало такого рассказа одного из учеников:

«Раннее утро… Как всегда звонит будильник. Бреду в школу, не выспавшись. Тру глаза…

Захожу в класс… Батюшки! Да у нас новенькая! Сидит за самой первой партой, бедную Вероничку подвинула…»

Потом мальчик рассказывает о том, как в их классе поселилась Зависть и как ребята с ней боролись!

Класс слушает внимательно, некоторые узнают в героях себя. Эта работа интересна сама по себе и решает воспитательные задачи.

Пытаемся писать не только прозаические произведения, но и стихи. Изучаем тему «Стихосложение. Рифма. Ритм». Итог работы: предлагаю написать стихи по данному началу. Даю первые две строчки. Например: «Захотелось комару прогуляться по двору…» И вот какое продолжение у них получилось: «Пролетел он по двору и свернул ко мне в избу. Он просил, пищал, жужжал, а я нос не показал…»

Еще один интересный вид творческой работы – поэтическая страница. Изучаем творчество какого-либо поэта. Прошу ребят переписать на двойной тетрадный лист любое понравившееся стихотворение поэта (не из учебника), оформить титульный лист (нарисовать небольшую иллюстрацию) и написать, почему нравится именно это стихотворение. Таким образом мы решаем несколько задач:

- поиск стихотворения (то есть читают стихи);

- контрольное списывание (очень важный вид работы в 5-ом классе, включенный в ВПР);

- работа над почерком (прошу ребят писать красиво, без помарок);

- рисование (возможность проявить себя; если ребенок не любит рисовать, может наклеить картинку; в этом виде работы не следует заставлять детей делать то, что они не любят);

- тренировка в написании сочинений-миниатюр (ребенок высказывает свое мнение: почему именно это стихотворение ему понравилось).


Дети «заражаются» творчеством. Уже нет обязательного задания, а они несут рисунки, доклады, проекты…, придумывают какие-то творческие работы сами, например, изъявляют желание инсценировать фрагменты из каких-нибудь произведений. Все это высшая награда учителю за его серьезный труд!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.