12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воловик Ольга Владимировна117
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор
4

Выступление на тему «Актуальные формы работы по преемственности в преподавании литературы в начальной школе и в 5 классе»

Выступление на секции «Учитель будущего»

августовской конференции

Воловик Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

 

Актуальные формы работы по преемственности в преподавании литературы в начальной школе и в 5 классе.

 

Переход  из начального уровня образования в основной уровень общего образования – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.

В этом году я набираю 5 класс, как классный руководитель и учитель предметник, я активно начала работать с выпускниками 4 класса в начале прошлого года.

Преемственность образования предполагает, что между начальной и основной школой должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что начальный уровень образования является естественной базой для основного общего образования.

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе основной школы, а потому соблюдение одного из главных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку и литературы относят:

-Знакомство учителя с будущими учениками

-посещение уроков

- изучение «сквозных» тенденций языкового развития от младшего школьного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения.

- согласование программ и учебников смежных классов.

- разработка единого курса между начальной и средней школой.

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

-проведение совместных занятий .

 

 

 

 

В течение года я посещала уроки в 4 классе, знакомилась с детьми, наблюдала за ними вовремя учебных занятий, отслеживала успеваемость учащихся. В конце года вместе с учителем 4 класса мы провели открытый урок по литературному чтению «Благородство и честь в повести А.П. Гайдара « Тимур и его команда».

Тип урока: Закрепление пройденного материала .

Форма работы: групповая работа

Чтобы сделать урок более ярким и интересным, увлечь ребят своим предметом, создать ситуацию успеха каждого ученика, нами была использована технология критического мышления.

Развивать мышление — значит развивать умение думать. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия - вызов.

Эта стадия позволяет:

Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика.

Нами была выбрана нетрадиционная форма начала урока - инсценирование отрывка из книги «Тимур и его команда», в котором принимали участие учащиеся 10 класса.

Театрализация способствовала активизации познавательной деятельности учащихся, а также повысила интерес учеников к предмету. Инсценирование таит в себе большие возможности для умственной деятельности учащихся, для их исследовательского отношения к тексту.

Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, на основе которых ученики формулируют тему и цель урока.

-Ребята, каких героев вы увидели перед собой?

-Кто они?

-Как они себя называют?

-Почему их можно назвать командой?

- Какие дела они совершают?

-О чём будем говорить? О каких поступках?

- Попробуйте сформулировать тему урока?

Групповая работа

В уроке использовалась форма групповой работы. Работая в команде, учащиеся сами могут видеть проблемы, находить способы их решения. У учеников формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. Каждый понимает, что успех группы зависит от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности приобретать новые знания, умения применять их в конкретных заданиях. Дети учатся общаться между собой, учителем, овладевают коммуникативными навыками и умениями. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

 

Через различные виды групповой работы ребята, вместе с героями книги, совершили маршрут, который состоял из станций (библиографы, наблюдатели, собиратели, читатели, составители), где они выполняли различные виды заданий. Ребята составляли синквейн, кластер, узнавали героев по их поступкам, делали сравнительную характеристику персонажей.

Вместо баллов команды получали звезду, что является символом тимуровского движения.

Кроме групповой работы, на уроке использовались индивидуальные формы работы.

Приём» Моё личное место», где ученику предоставлялась возможность высказать свою точку зрения, занять место рядом с героем, которое ему нравится. Когда ученик нашёл своё место, можно провести аналогию с жизнью и с изучаемым произведением.

Данный приём используют при изучении произведений, где главный герой мечется в поисках смысла жизни, своего места в этой жизни.

Важнейшей и обязательной работой на уроках литературы является работа с текстом, так как навык чтения по праву считается фундаментом образования. На уроке дети читали, находили нужные эпизоды из произведения, анализировали, делали выводы.

Неотъемлемым элементом анализа произведения должна стать словарно-лексическая работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает понять авторское отношение к изображаемым событиям.

Во время словарной работы учащиеся пользовались толковыми словарями, находили значение нужных слов. Кроме толковых словарей , на уроке были использованы информационно–коммуникативные технологии( интернет ресурсы, электронные словари).

Итогом урока стала исследовательская работа ребят. Перед началом исследования дети посетили школьную библиотеку, где познакомились с творчеством Гайдара, узнали о тимуровском движении. Ученикам 4 и 10 классов заранее было дано задание - провести анкетирование среди учащихся и родителей, с целью изучения мнений о тимуровском движении и отношении к нему сейчас и в прошлом.

Цель исследования:

Пропаганда идеи тимуровского движения (сейчас волонтёрское движение). Развитие у ребят чувство сопереживания проблемам общества.

Вовлечение ребят в различные виды милосердной деятельности.

В конце исследования дети сделали выводы, что книга «Тимур и его команда» не потеряла актуальность и в наши дни. В современное время тимуровская работа нашла отражение в волонтёрском движении.

Эти и другие формы работы я применяю и в основной школе. На уроках мы занимаемся исследовательской работой.

Чтобы обеспечить хорошую атмосферу в классе и динамично начать урок, использую нетрадиционное начало урока (инсценировка, видеофрагменты, приёмы «Подари улыбку», «Поздоровайся ладошками»(для 5-6 классов).

В конце занятий провожу различные формы рефлексии (метод « Солнышко и тучи», «Дерево ожиданий» и т.д

В основной школе на своих уроках продолжаю использовать различные формы работы в группах («Мозговой штурм», «Снежный ком», игра «Продолжи», «Зигзаг») и т.д.

Использую арт-технологии.

Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. В их основе лежит творческая деятельность.

К арт-технологиям относится использование: создание фотографий, картин, карикатур, диаграмм, коллажей, слайдов, инсталляций, cказок, песен, стихотворений, игр, кинематографических работ, театральных постановок, танцев и т.д..  

 Использование данных технологий позволяет учителю заинтересовать ученика, мотивировать его на работу в группе, на создание творческой работы, которая опирается воображение, интуицию, творческое мышление.

 

Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок литературы. Подростки с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов.

Слайд 22

В основной школе продолжается работа над анализом произведения. При этом в 5,6 классах главным оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведений.

Л.Н. Толстой говорил: « Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество».

 

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный .В нём комфортно чувствуют себя и учителя и ученики .Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетенций современного выпускника, что положительно влияет на повышение качества обучения.

Вся образовательная программа должна быть построена по следующей концепции: дошкольное образование ->начальное образование -> основное образование.

Преемственность является важным условием для успешности и развития школьников.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.