Нестандартное домашнее задание по дисциплине УПД.01 Введение в специальность для обучающихся 1 курса по специальности 35.02.05 Агрономия.
Нестандартное домашнее задание по дисциплине УПД.01 Введение в специальность для обучающихся 1 курса по специальности 35.02.05 Агрономия.
Предисловие
Уважаемые студенты!
Дисциплина «Введение в специальность» призвана стать для вас мостом между академическими знаниями и будущей профессиональной деятельностью. Чтобы этот переход был эффективным, важно с самых первых шагов развивать в себе не только память, но и гибкость мышления, аналитические способности и умение видеть проблему в комплексе.
В реальной жизни агроному ежедневно приходится сталкиваться с ситуациями, для которых нет готового ответа в учебнике. Успех зависит от способности быстро ориентироваться в обстоятельствах, выдвигать гипотезы и находить верный путь.
Предлагаемое вам творческое задание — это симуляция такой реальной профессиональной ситуации. Это ваш полигон для испытания собственных сил и идей. Здесь не будет единственно правильного ответа из последней главы параграфа. Будет множество возможных решений, а ваша задача — найти среди них самое обоснованное, эффективное и, возможно, самое элегантное.
Рассматривайте это задание не как формальность, а как свою первую профессиональную победу. Сделайте его так, как подсказывает вам ваш будущий агрономический опыт!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Группа: 1 курс специальности 35.02.05 Агрономия
Уровень освоения дисциплины: базовый.
На уроке «Характеристика профессиональной деятельности», предшествующем мероприятию, обучающиеся получили нестандартное домашнее задание «Проект: «Умная мини-ферма» для городского условия».
Цель: показать современные тенденции в агрономии (вертикальное земледелие, гидропоника, автоматизация), развить навыки проектного мышления и презентации.
Формат: Командный проект с защитой перед «инвесторами» (преподаватель и одногруппники).
Задание:
Представьте, что вы стартап-команда, которая разрабатывает проект коммерческой «умной мини-фермы» для выращивания зеленных культур (салат, руккола, базилик) в условиях мегаполиса (например, в пустующем помещении или контейнере).
Требования к проекту:
Концепция: Дайте название проекту, сформулируйте его миссию (например, «Свежая зелень в шаге от дома круглый год»).
Технология: Выберите и обоснуйте технологию выращивания (гидропоника, аэропоника, аквапоника). Опишите ее преимущества именно для вашего проекта.
«Сердце» фермы — агротехника: Составьте подробную технологическую карту для одной выбранной культуры:
Сорт и его характеристика.
Световой режим (длина дня, интенсивность света).
Температурный и влажностный режим.
Питательный раствор (основные элементы и их соотношение).
План посадки и уборки урожая.
Автоматизация: предложите, какие процессы будут автоматизированы (полив, освещение, контроль климата) и с помощью каких датчиков.
Экономика (упрощенно): Оцените примерные стартовые затраты и себестоимость продукции. Кто ваши потенциальные покупатели?
Результат: Презентация (5-7 минут на команду), где студенты «продают» свою идею.
Организационно-методическую характеристику нестандартного домашнего задания привожу в виде таблицы:
Тема Д.З: | «Проект: «Умная мини-ферма» для городского условия». |
Цель Д З: | показать современные тенденции в агрономии (вертикальное земледелие, гидропоника, автоматизация), развить навыки проектного мышления и презентации. |
Функции Д З: | Обучающая: Закрепить и применить на практике знания об основах физиологии растений, питательных режимах, светокультуре и агротехнике в контролируемой среде. Развивающая: Развить навыки критического и проектного мышления, аналитические способности, умение работать в команде, находить и структурировать информацию, творчески подходить к решению задачи. Воспитательная: Формирование экологического сознания (рациональное использование ресурсов), ответственности за результат, интереса к инновациям в агрономии и видения своей будущей роли в профессии. |
Характеристика Д З: | По дидактической цели: Применение знаний и умений, формирование творческих способностей. По степени сложности: Высокий уровень сложности, с дифференцированием внутри группы (например, роли: "агроном-технолог", "инженер-проектировщик", "экономист-маркетолог"). По типу: Задание исследовательское, поскольку в нем предусмотрено внешнее описание физических процессов с объяснением причин и закономерностей применения, а также проектно-творческое. По уровню мотивации: Высокий, основанный на интересе к современным технологиям, игровой форме (стартап) и связи с реальными проблемами урбанизации. По числу участников: Групповое (парное или мини-группы по 3-4 человека). По способу организации: Творческо-предметное, с элементами ролевой игры. |
Рекомендуемое время выполнения Д.З: | В период домашней работы: 4-6 часов (распределение ролей, сбор информации, разработка концепции, создание презентации и пояснительной записки). Во время урока: 5-10 минут (финальная подготовка к защите, репетиция выступления). |
Форма проверки выполнения Д З: | Публичная защита проекта перед аудиторией (студенты и преподаватель) в формате "питч-сессии для инвесторов". Критерии оценки: Содержательная часть (агротехническая и инженерная грамотность) – 0-5 баллов. Экономическое обоснование (реалистичность расчетов) – 0-3 балла. Оформление и наглядность (качество презентации/пояснительной записки) – 0-3 балла. Качество презентации и ответы на вопросы (убедительность, ораторское мастерство, работа в команде) – 0-4 балла. Итого: max 15 баллов. |
Инструкция
по выполнению нестандартного домашнего задания по теме:
Этап 1: Организационный (15-20 минут)
Объединитесь в группы по 2-4 человека.
Распределите роли внутри команды:
Агроном-технолог: отвечает за выбор культуры, разработку агротехнологической карты (свет, питание, температура).
Инженер-проектировщик: отвечает за выбор технологии (гидропоника/аэропоника), проектирование системы и описание автоматизации.
Экономист-маркетолог: отвечает за расчет затрат, себестоимости, цены и поиск целевой аудитории.
Координатор/Дизайнер: отвечает за общую логику проекта, создание презентации и визуализацию.
Этап 2: Исследовательский и Проектный (4-6 часов, дома)
Разработайте концепцию:
Придумайте название и слоган вашего агростартапа.
Сформулируйте миссию проекта (зачем он нужен городу?).
Проработайте агротехнологическую часть (ведущая роль "Агронома"):
Выберите одну основную культуру для выращивания (например, салат, базилик, микрозелень).
Обоснуйте свой выбор (скорость роста, рыночный спрос).
Составьте подробную таблицу-паспорт условий выращивания (свет, температура, влажность, питательный раствор, pH, EC).
Проработайте инженерную часть (ведущая роль "Инженера"):
Выберите и обоснуйте тип системы (например, вертикальная ферма на основе технологии NFT).
Опишите, какие процессы будут автоматизированы (полив, свет, климат-контроль).
Перечислите необходимое основное оборудование (стеллажи, светильники, датчики, контроллеры).
Проведите экономические расчеты (ведущая роль "Экономиста"):
Составьте упрощенную смету стартовых затрат (CapEx).
Рассчитайте примерные ежемесячные операционные расходы (OpEx).
Определите себестоимость продукции и предположительную цену продажи.
Оцените потенциальных покупателей (B2B: рестораны, магазины; B2C: частные лица).
Оформите результаты (роль "Координатора/Дизайнера"):
Подготовьте краткую презентацию (7-10 слайдов) для защиты.
(Опционально) Напишите краткую пояснительную записку (1-2 страницы) с основными тезисами.
Этап 3: Подготовка к защите (20-25 минут, на уроке)
Проведите общую репетицию выступления.
Распределите, кто какой раздел презентации будет защищать.
Подготовьтесь к возможным вопросам от "инвесторов" (преподавателя и одногруппников). Продумайте слабые места вашего проекта и как вы будете их парировать.
Этап 4: Защита проекта (5-7 минут на команду) Выступление должно быть ярким, динамичным и убедительным. Ваша задача — "продать" свою идею. Удачи