Программа учебной дисциплины по специальности 39.02.02 Организации сурдокоммуникации
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский педагогический колледж»
Программа учебной дисциплины
Психология общения
2015г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.02 Организации сурдокоммуникации.
Организация-разработчик: ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Автор: Аксенова Т.Н., преподаватель психологии
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
5 |
|
10 |
|
11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 39.02.02 Организации сурдокоммуникации. Применение программы возможно на курсах повышения квалификации.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий социально-гуманитарный и экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель учебной дисциплины: рассмотреть сущность и закономерности общения как первого вида деятельности в процессе индивидуального развития человека и показать необходимость применения этих знаний в профессиональной деятельности.
Задачи:
- раскрыть взаимосвязь общения и деятельности;
- проанализировать механизмы взаимопонимания в общения, техники и приемы общения, приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- рассмотреть способы разрешения конфликтов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 час;
самостоятельной работы обучающегося в количестве 17 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
34 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
17 |
Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов Реферат Решение психологических задач Анализ психологических ситуаций Проведение диагностики, анализ и интерпретация Составление рекомендаций Подготовка к деловым играм |
2 2 3 2 2 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме зачета
|
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. |
Содержание учебного материала: Психология коммуникации. Качества и культура личности, необходимые для успешного общения |
2 |
1 |
Раздел 1 Взаимосвязь общения и деятельности |
|||
1.1.Общение и общительность. Общение и деятельность. |
Содержание учебного материала: Онтогенез общения. Общение и деятельность |
2 |
1 |
Самостоятельная работа студентов № 1 Составление библиографии современных источников по психологии общения. |
2 |
2 |
|
1.2 Цели, функции, виды и уровни общения. |
Содержание учебного материала: Общение и его функции. Условия взаимопонимания. Виды общения. |
2 |
1 |
Практическое занятие № 1 Уровни общения |
2 |
2 |
|
Практическое занятие № 2 Структура общения. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов№ 2 Подготовка сообщения, презентации по проблеме: «Манипулятивное общение» |
3 |
3 |
|
1.3 Роли и ролевые ожидания в общении. |
Содержание учебного материала: Понятие отношений в психологической науке. Понятия роли, социальные роли. |
2 |
2 |
Практическое занятие № 3 Ситуационно-ролевая игра "Деловая беседа" |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа студентов№ 3 Привести примеры каузальной атрибуции в процессе социального восприятия |
2 |
3 |
|
Раздел 2. Виды социальных взаимодействий. |
|||
2.1 Механизмы взаимопонимания в общении. |
Содержание учебного материала Групповая идентификация. Социальное сравнение. Стереотипизация. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Атрибуция. Децентрация. Эгоцентризм. Межличностные и межгрупповые механизмы взаимопонимания. |
4 |
1 |
Самостоятельная работа студентов № 4 1.Подготовить презентации, сообщения на тему: «Деформации общения как искажение существенных характеристик общения (конфликты, ссоры, размолвки, напряжение, разрыв отношений)». |
4 |
3 |
|
2.2 Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения. |
Содержание учебного материала Практические занятие № 4,5,6,7 Репрезентативная система человека Виды слушания: пассивное, активное, эмпатийное. Техника ведения беседы. Правила убеждения |
8 |
2 |
Самостоятельная работа студентов № 5 Подготовка сообщения на тему: « Роль имиджа в общении» |
2 |
3 |
|
2.3 Техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности |
Содержание учебного материала Практическое занятие № 8 Самодиагностика коммуникативных способностей. Решение ситуационных задач по барьерам общения |
2 |
1 |
2.4 Этические принципы общения |
Содержание учебного материала Основные понятия этики Этические принципы общения |
2 |
2 |
Самостоятельная работа студентов № 6 Изучение этических кодексов различных специалистов в области социального взаимодействия. |
2 |
2 |
|
2.5 Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
Практическое занятие № 9 Понятие о конфликтологии. Конфликтогены. Способы разрешения конфликтов |
2 |
2 |
Самостоятельная работа студентов № 7 Проведение психодиагностики на определение уровня конфликтности личности (на выбор студента) |
2 |
2 |
|
2.6 Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения |
Практическое занятие № 10 Понятие о технике саморегуляции. Основные подходы к проблеме в разных психологических направлениях. Психотехники релаксации и саморегуляции |
2 |
3 |
Всего |
51 |
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии
Оборудование учебного кабинета: наличие посадочных мест по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обученияОсновные источники:
Ефимова Н. С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - ил. - (Профессиональное образование)., (Гриф). -М.: Инфра-М, 2013 [Электронный ресурс] // http://znanium.com: [сайт]. [2014]. URL:http://znanium.com/bookread.php?book=395969 (дата обращения: 22.01.2014)
Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб пособие для студ сред учеб заведений. М.:- Академия, 2014
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Издательство «Питер», 2011
Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 336 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 336 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2009
Морозов, А.В. Социальная психология: учебник для высших и сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2013. – 336 с.
Сухов А.Н. Социальная психология: учеб пособие для студ. учрежд среднего проф. образовния./А.Н. сухов.- 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия, 2014"
.
Дополнительные источники:
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- М.:Юнити, Москва, 2013
Конфликтология [Текст] / Д. Ю. Трушников : учебник. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. - 448 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. –608 с.
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Издательство «Питер», 2010
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности Знания: взаимосвязь общения и деятельности |
устный контроль собеседование |
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности Знания: цели, функции, виды и уровни общения |
письменный контроль контрольная работа |
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности Знания: роли и ролевые ожидания в общении |
устный контроль семинар - игра |
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности Знания: виды социальных взаимодействий механизмы взаимопонимания в общении техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения этические принципы общения |
устный контроль творческая работа |
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Знания: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. |
устный контроль собеседование |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.