Нестандартное домашнее задание по литературе в 11 классе по роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и рассказу «Иуда Искариот» Л. Андреева
Нестандартное домашнее задание в 11 классе по произведениям «Иуда Искариот» Л.Андреева и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова
Д/з.Работа по группам с текстом и теоретическим материалом по роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова и рассказу «Иуда Икариот» Л.Андреева.
1группа отвечает на вопрос «В чём особенности изображения Иуды Л.Андреевым в рассказе «Иуда Искариот?», составляя таблицу (см.ниже).
Цель предательства | Идея Иуды | Взгляд автора на Иуду |
2 группа отвечает на вопрос «Чем отличается евангельский от андреевского Иуды?», составляя таблицу (см.ниже).
Евангельский Иуда | Андреевский Иуда | Позиция Л.Андреева |
3 группа отвечает на вопрос «Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева», составляя таблицу (см.ниже).
Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева. | ||
Ницше | Андреев | Позиция Андреева |
4 группа отвечает на вопрос «Причины и цели предательства, по Булгакову, в романе «Мастер и Маргарита»
Пилат | Низа | Иуда |
5 группа отвечает на вопрос «Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова», составляя таблицу (см.ниже).
Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. | ||
Алоизий Могарыч | Барон Майгель | Иуда |
6 группа делает «Сравнительную таблицу взглядов писателей на Иуду с Евангелием».
М.Булгаков | Л.Андреев. | Евангелие | Произведения для сопоставления |
Совместно на уроке делаем вывод.
Результат работы учащихся 11 класса.
1. В чём особенности изображения Иуды Л.Андреевым в рассказе «Иуда Искариот»?
Цель предательства | Идея Иуды | Взгляд автора на Иуду |
Иуда совершает свой поступок не только от обиды и любви. Он преследует более высокую цель: Иуда рассчитывает, что, когда иудеи увидят страдания Христа в руках римских солдат, они непременно поднимут восстание и свергнут власть римлян. Но потом это убеждение у Иуды исчезает, и он понимает: чтобы темная толпа уверовала в Христа (идеал), ей необходимо чудо: этим чудом станет воскресение Христа после смерти. Таким образом, главная цель Иуды – доказать людям, что Христос – это самое лучшее, это идеал; недаром повторяются его слова: «А вдруг они поймут?» | Иуда сродни ницшеанскому сверхчеловеку, который считал себя вправе совершать опыты над человеческой натурой. Он своим предательством доказывает, что человек в своей основе – подлое существо, человек – это не «звучит гордо». Иуда – не просто предатель, но и великий провокатор. Он мечтает «подтолкнуть» еврейский мир к правильному выбору и рассуждает так: если толпа спасет Иисуса и пойдет за ним, значит, мое предательство будет оправдано и послужит благой цели. Если – нет, тогда для кого все учение Христа? Для людей, которые настолько трусливы, что оставили в беде своего Учителя? Иуда проповедует идею: цель оправдывает средства. | Андреев, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. В данном случае и цель Иудой не достигнута, и жертва огромна. Андреев заставляет своего Иуду не торжествовать, а повеситься. Иуда у Л.Андреева представляет собой воплощенную в художественном образе конструкцию противоположных идей – любви и ненависти, правды и лжи, верности и предательства. Андреев дает нам возможность понять, что в душе Иуды – внутренняя борьба, жгучая боль и обида, перетекающая в горе. |
2.Ответ – исследование. Чем отличается евангельский от андреевского Иуды?
Евангельский Иуда | Андреевский Иуда | Позиция Л.Андреева |
Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Это своего рода Предатель в абсолюте – человек, оказавшийся в очень узком круге людей, понимающих Мессию, и предавший Его. Вот почему поступок этот страшнее безумия иудейской толпы, пославшей Иисуса на казнь. Толпа ослеплена, она не ведает, что творит. Иуда – ведает, и потому он настоящий преступник, справедливо проклятый навеки христианским миром. Ему нет прощения, которое может заслужить любой раскаявшийся грешник, творивший грех бессознательно. | Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В Иуде переплелось множество страстей и чувств, человек - гармоническое единство противоположностей. Он и любит Христа, и обижен им. Обижен тем, что не он, а Иоанн является любимым учеником Иисуса. | Истинная любовь не должна быть обиженной, она должна быть жертвенной, благородной. |
3. Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева
Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева. | ||
Ницше | Андреев | Позиция Андреева |
1.Ницшеанский сверхчеловек считал себя вправе совершать опыты над человеческой натурой. 2.Ницшеанский сверхчеловек выступает против традиционных духовных ценностей, он их низвергает. | 1.Иуда сродни ницшеанскому сверхчеловеку. Своим предательством доказывает, что человек в своей основе – подлое существо, человек – это не «звучит гордо». Иуда – не просто предатель, но и великий провокатор 2.Иуда в этом низвержении терпит поражение, его удел – петля вокруг шеи. 3.Андреев заставляет своего Иуду не торжествовать, а повеситься. Вот в чем отличие взгляда Андреева от позиции Ницше | Таким образом, Андреев возвращает нас к верным понятиям, только идет при этом сложной, запутанной дорогой; это как доказательство от противного. Андреевский Иуда не ради денег совершает своё преступление. Им движет обиженная любовь. |
4. Причины и цели предательства, по Булгакову, в романе «Мастер и Маргарита»
Пилат | Низа | Иуда |
Пилат, римский прокуратор, несвободный от воли других и самого себя, предаёт Иешуа Га – Ноцри, что бесконечно терзает его долгие земные годы. Пилата мучает сознание своего предательства. | Низа, агент Афрания, завлекла за собою Иуду, который слепо пошёл за нею, так как любил её; и был зарезан посланными Понтием Пилатом бандитами. Низа тоже предала и достойна кары. | Иуда предаёт Иешуа ради наживы. За то он и получает наказание. Наказание страшное и жестокое: он умрёт за предательство, так и не раскаявшись в своём пороке, не думая о нём. Иуду завлекает Низа, агент Афрания, в которую Иуда влюблён. |
Причины и цели предательства героев, их моральное осознание.
| ||
Пилат предал из трусости и раскаялся. | Низа предала во имя справедливости, которая была попрана. | Иуда предал из сребролюбия и не раскаялся. |
По Булгакову, искупить предательство может раскаяние или восстановление справедливости. | ||
Пилат получает прощение: «..он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошёл по ней вверх прямо к луне… Он шёл… а рядом с ним шёл бродячий философ… Казни не было! Не было! Вот в чём прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны». Обещанное ему во сне даровано в потустороннем мире. Мастер отпускает своего героя, отпуская и себя со своим прошлым. Пилат удаляется в сопровождении Иешуа навстречу свету и покою. | | |
Пилат очистился от своего порока, искупил его страданием и получил свет. Низу прощает писатель, потому что восторжествовала справедливость. Иуда не прощён. Булгаков не даёт возможности герою раскаяться. |
5. Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова
Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. | ||
Алоизий Могарыч | Барон Майгель | Иуда |
Социальное положение героев. | ||
Журналист, осведомляющий публику о новинках литературы. | Служащий Зрелищной комиссии в должности « ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы». | Иуда из Кириафа, служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы. |
Кого предали герои? | ||
Алоизий Могарыч предал Мастера, поэтому Воланд карает его за подлость и предательство | Барон Майгель хотел предать Воланда, поэтому Воланд карает его за шпионство. | Иуда из Кириафа предал Иешуа Га – Ноцри, бродячего философа, который нёс спасение всему человечеству своей фолософией. |
За что они предали их? | ||
Алоизию Могарычу понравилась квартирка в подвале, которая принадлежала Мастеру. | « …злые языки уже уронили слово наушник и шпион…Вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать всё, что можно»,- говорит Воланд Майгелю. Майгель приспосабливается, чтобы, с одной стороны, нажиться, а с другой стороны, за бороться за наживу. | Иуда предаёт ради наживы, за 30 серебренников. |
В период своего пребывания на Земле Воланд не делит людей на более или менее греховных. Порок есть порок (как, например, предательство), он требует наказания, если не может быть искуплён, поэтому герои наказаны. |
6.Сравнительная таблица взглядов писателей на Иуду с Евангелием
М.Булгаков | Л.Андреев. | Евангелие | Произведения для сопоставления |
Иуда предаёт Иешуа ради наживы. За то он и получает наказание. Наказание страшное и жестокое: он умрёт за предательство, так и не раскаявшись в своём пороке, не думая о нём. Как Иуда, так и Ешуа –Га Ноцри у Булгакова предстают перед нами не просто как символы, а как настоящие люди со своей психологией. | Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В Иуде переплелось множество страстей и чувств, человек - единство противоположностей. Он и любит Христа, и обижен им. Обижен тем, что не он, а Иоанн является любимым учеником Иисуса. | Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Это своего рода Предатель в абсолюте – человек, оказавшийся в очень узком круге людей, понимающих Мессию, и предавший Его. Вот почему поступок этот страшнее безумия иудейской толпы, пославшей Иисуса на казнь. Толпа ослеплена, она не ведает, что творит. Иуда – ведает, и потому он настоящий преступник, справедливо проклятый навеки христианским миром. | 1.Евангелие 2. «Иуда Искариот» Л.Андреева. 3.«Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. |
Вывод. Целое поколение писателей пыталось, создавая образ Иуды, выразить своё мироощущение. Разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир позиция не потеряла своей актуальности. Злу всё чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий. Евангельский герой претерпевает ряд трансформаций. От зла в абсолюте до рассуждений, кто он: жертва или предатель, или единственный апостол, который любил Иисуса Христа.
По Андрееву, Иуда не может победить предопределение, но он и не может не любить Иисуса. Может быть, тогда психология предательства заключается в борьбе Личности с предопределением, в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией?
Библиография
1. Андреев, Л.Н. Иуда Искариот. Повести и рассказы. – М., 2007. – 654 с.
2. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1– М., 1990. – 638 с.
3. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2– М., 1990. – 558 с.
4. Библия. Н. З. Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Послание римлянам. Псалтирь / Славян, библейский фонд. – СПб.,1997. – 159 с.
5. Баранов, В. Андреев при жизни и сегодня // Андреев Л.Н. Избранное. – Горький, 1984. – 295-301 с.
6. Богданов, В.А. Писатель редкого таланта и мужества // Андреев Л.Н. Избранное – М., 1988. – 3-18 с.
7. Воровский, В.В. Из истории новейшего романа //Л.Н. Андреев. Проза и публицистика – М., 1998. – 646-655 с.
8. Гаврилов, А. Т. В поисках разгадки бытия // Андреев Л.Н. Избранное. – М., 1996. – 3-14 с.
9. Дунаев М.М. Православие и русская литература в 5 т. Т. 2. – М.,1996
10. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 2005. – 245 с.
11. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева 1892-1906 – Л,1976. - С. – 132
12. Литературное наследство. Горький и Леонид Андреев. Т 72. – М, 1965. - С.280
13. Булгаков М.А. Собачье сердце; Дьяволица; Мастер и Маргарита: Повести. Роман/Михаил Булгаков – Челябинск: Юж. – Урал. КН. изд – во, 1989.
14. Издательство «Советская энциклопедия», 1989, с изменениями. Издание четвёртое исправное и дополненное.
15. П.В. Палиевский («В присутствии классика, 1993, «Последняя книга Булгакова», 1979).
16. И.Ф. Бэлз («Генеалогия Мастера и Маргариты, 1978»).
17.Б.Соколов («Энциклопедия булгаковского «Мастера и Маргариты», 1997).
Легоцкая Вера Сергеевна