Нестандартное домашнее задание по литературе «Юмор в поэзии современных русских авторов» (5 класс)
Нестандартное домашнее задание по литературе
«Юмор в поэзии современных русских авторов»
Класс: 5
Предмет: литература
УМК В.Я. Коровиной
Тема: домашнее задание предлагается после изучения темы: Юлий Ким. Стихотворение «Рыба-кит».
Цели: пробудить интерес к произведениям современных русских поэтов; развить навыки групповой работы; формировать способность к творческой реализации учащихся на уроках литературы; развивать способность к самокритике и самооценке.
Степень сложности по выполнению работы: средняя
Тип задания: работа в группе
Рекомендуемое время подготовки: 10 минут на обсуждение на уроке, 20 минут на подготовку реквизита и 20-30 минут на репетицию.
Способ проверки: игровой – инсценировка поэтического произведения
Учителю необходимо разделить класс на группы, в каждой группе может быть 3 - 4 человека (зависит от выбранного стихотворения), на уроке отводится 10 минут на инструктаж и распределение обязанностей внутри группы. Каждой группе предлагается 2-3 стихотворения современных авторов на выбор (см. Приложение). Дети сами выбирают понравившееся стихотворение и обсуждают в группе способы подачи материала. Желательно, чтобы между уроками литературы было бы несколько дней.
Инструкция для учащихся:
Дорогие ребята!
Мы познакомились с биографией и творчеством Юлия Кима, чьи произведения поднимают настроение своим чудесным добрым юмором. Перед вами несколько юмористических стихотворений других современных авторов. Выберите вместе одно поэтическое произведение. Обсудите по плану, как Вы будет его представлять на сцене. До встречи на Вашей премьере на следующем уроке!
Желаю удачи!
План для обсуждения внутри группы:
1. В чем смысл стихотворения? Что хотел донести до нас автор? В чем его юмор? На каких словах/словосочетаниях/строках следует сделать акцент при прочтении? Как это лучше сделать?
2. Кто и как будет читать стихотворение? Участник сценки или чтец? Наизусть или нет? Один человек или несколько? Выбор чтеца (чтецов).
3. Какими средствами можно дополнить стихотворение? (фон, музыкальное сопровождение, реквизит, костюмы и др.). Распределение обязанностей среди участников группы.
4. Выбрать место и время репетиции.
Примерный вариант выполнения задания
Стихотворение Дмитрия Сиротина «Поучительная история».
Шёл Антон из гастронома,
нёс прилежно два батона.
Только выяснилось дома –
нет батонов у Антона!
Осерчал на сына папа,
не сдержала мама стона:
«Ты зачем батоны схряпал?!» –
напустились на Антона.
Наш Антон в ответ заплакал,
закричал мальчишка звонко:
«Прежде чем
гонять за хлебом –
накормили бы ребёнка!!!»
Задействованы 4 человека. Чтец – ученик или ученица, не участвует в действии, стоит слева от учащихся, одет (-а) в школьную форму. Читает наизусть четко, громко, в среднем темпе: так, чтобы участники успевали показывать задуманное.
Антон – ученик - изображает прогулку по городу, шагает, стоя на месте. Сзади него на экране картинка или видео с изображением городской улицы. В руках у мальчика два батона (настоящие или из картона). Картинка меняется – теперь это фотография прихожей (можно сфотографировать свою или найти в сети). Ученик быстро прячет батоны или же их забирает помощник. Справа и слева выходят «родители»: ученица – мама и ученик – папа. Мама укоризненно смотрит на сына, качает головой, заламывает руки, папа поднимает руки вверх, потрясая ими, хватается за голову. Говорит свою реплику. Антон делает вид, что плачет и звонко выкрикивает свои слова. Все участники берутся за руки и раскланиваются перед зрителями.
Примерные тексты для выбора
Борис Вайнер «Школьная серенада»
Иванова, с полуслова
Ты зажгла в груди костер!
Выйди, выйди, Иванова,
Поскорей ко мне во двор!
Из окошка, где цветочки,
Мне рукою помаши;
Этот носик, эти щечки
До чего же хороши!
Эти глазки, эти ушки,
Этот модный, кружевной
Алый бантик на макушке,
Этот ранец за спиной,
Этот в ранце ластик новый,
Эта в клеточку тетрадь…
Выйди, выйди, Иванова,
Дай по алгебре списать!
Алексей Зайцев «Шнурок»
У меня развязался шнурок —
и теперь мною правит рок.
И теперь, опуская стопу,
я испытываю судьбу.
Я давно б его завязал,
но смотрю прохожим в глаза
и читаю в них: «Во даёт!
Он бесстрашно идёт вперёд!»
Героический свой поход
растянул я на полчаса.
А потом — растянулся сам.
Дмитрий Сиротин «Деревенский детектив»
Уж как в нашей деревушке
Появился новичок:
То к Егоровне приехал
Городской ее внучок.
Восемь лет. Зовут Ванюшка.
Кепка в клеточку – к лицу…
Рада добрая старушка
Удалому сорванцу!
У старушки – дом за речкой,
Куры, гуси, рыжий кот,
И часы висят над печкой.
В них кукушечка живёт.
Только ляжешь на подушку –
Выезжает на суку
Деревянная кукушка
И – «ку-ку!»,
«ку-ку!»,
«ку-ку!»
Городской внучок Ванюшка
Разве к этому готов?
Как-то ночью ту кукушку
Просто вырвал из часов!
А Егоровне-старушке:
«Это, бабушка, не я:
Улетела, мол, кукушка!
Видно – в теплые края!»
И несчастная старушка
Ждёт кукушку третий год…
А бессовестный Ванюшка
Снова в городе живёт!
Дмитрий Сиротин «Урожай»
Баба капусту-петрушку приносит.
Морщится дед, а старуха в ответ:
«Пользу капуста-петрушка приносит!
Хватит кривляться, садись за обед!»
Зелень и овощи дед не выносит.
Строгая баба проела всю плешь…
Дед потихоньку тарелку выносит
тощей дворняжке: «Собачечка, ешь.
Очень полезны капуста-петрушка.
Съешь – потолстеешь,
увидишь: я прав!
Вот ведь какая выходит петрушка…
Мяса желаешь?
Я тоже...
Гав-гав».
Источники:
Алексей Зайцев «Шнурок»// http://chamberproject.ru/poesiya/shnyrok/
Борис Вайнер// https://www.stihi.ru/avtor/chihaiku&book=8#8
Дмитрий Сиротин. Стихотворения// https://www.stihi.ru/avtor/sirotin&s=100
Ватолина Светлана Анатольевна
Зигангирова Юлия Федоровна
Кирилл Александрович Ш.
Зигангирова Юлия Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Тахтаракова Валентина Анатольевна