Нестандартное домашнее задание по информатике и ИКТ в 5 классе
Всероссийский конкурс для учителей информатики и ИКТ
«Нестандартное домашнее задание
по информатике и ИКТ»
Пояснительная записка
На конкурс представлена работа, состоящая из нескольких видов домашних заданий для обучающихся 5 класса, обучающихся по УМК Л.Л. Босова и др. М.: Бином. Лаборатория знаний Информатика 5 класс. Для каждой темы описано домашнее задание, степень его сложности, тип задания, рекомендуемое количество времени на выполнение и способ проверки. Конечно, рекомендованное время на выполнение и способ проверки являются условными. Основные цели представленных домашних заданий – это не только повторение изученного материала, но и повышение общего уровня эрудиции обучающихся. Так же представлен один из вариантов домашнего задания в виде мини проекта – исследовательского задания.
Используемая литература:
Л.Л. Босова «Информатика 5 класс» М.: Бином, 2016 г.
Д.М. Златопольский «Интеллектуальные игры в информатике» Санкт-Петербург.: БХВ-Петербург, 2004 г.
Горячев А.В., Шафрин ю.А. «Практикум по информационным технологиям» М.: Бином, 2002 г.
А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман «Информатика и информационные технологии» М.: Просвещение, 2010 г.
Тема урока «Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места».
Тема домашнего задания: создание иллюстрации одного из требований или правил работы за компьютером.
Цели: повторить правила техники безопасности и организации рабочего места в компьютерном классе.
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): минимальный
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 10-15 мин
Способ проверки:
На прошлом уроке мы познакомились с вами с требованиями техники безопасности и правилами работы на компьютере. Домашним заданием было нарисовать иллюстрацию одного из требований или правил работы за компьютером. Вы видите, на доске перечислены группы требований и правил. Давайте по-очереди, на магнитики, прикрепим ваши иллюстрации к той группе требований или правил, которую вы изобразили.
требования безопасности и правила
перед началом работы работы на клавиатуре организации рабочего места
во время работы в аварийных ситуациях по окончании работы
Тема урока «Информация вокруг нас».
Тема домашнего задания: 1. Заполнение таблицы
Предмет |
Свойство предмета |
Канал передачи информации |
Орган чувств человека |
Вид информации |
Используйте слова: зрительная, красота, ухо, запах, слух, зрение, кожа, сладкий, осязание, мягкость, музыка, глаз, нос, язык, тактильная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тепло, вкус, обоняние, кислый, солёный
Цели: обсуждение видов информации по способу восприятия органами чувств человека
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 7-10 мин
Способ проверки: Взаимная проверка, можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Тема урока «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией».
Тема домашнего задания: поиск ответа в приведенном тексте. В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.
Искомые термины – название клавиш и символов на них
Этот процесс орнитологи1 называют миграцией.
Потом они торжествовали и радовались, как дети.
Не смотря на это, его феска2 не раз падала с головы.
Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.
По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Этот старинный комод ему доставался в наследство от бабушки
1 орнитолог – специалист, изучающий птиц
2 фреска – мужской головной убор в виде усеченного конуса с кисточкой (в странах Ближнего Востока)
Искомые термины – виды информации, обрабатываемой в компьютере
Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось
Когда-то он работал в идеологическом отделе
Он сказал «Пойдемте к стене»
Оказалось, что граф и Казаков – одно и то же лицо.
Цели: расширить представление обучающихся о компьютере, и сферах применения компьютера, повышение общего уровня эрудиции обучающихся.
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное, с родителями
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 10-15 мин
Способ проверки: Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Тема урока «Ввод информации в память компьютера».
Тема домашнего задания: поиск ответа в приведенном тексте. В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.
Искомые термины – название клавиш и символов на них
В присутствии начальника Потап робел как ребенок.
В чем был смысл, Эшби так и не понял.
Температура воздуха была настолько высока, что только в воде можно было охладиться.
Можно сказать, что достался ему этот вентиль даром
Цели: расширить представление обучающихся о компьютере, повышение общего уровня эрудиции обучающихся.
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное, с родителями
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 7-10 мин
Способ проверки: Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Тема урока «Управление компьютером».
Тема домашнего задания: создание иллюстраций названий клавиш (специальной, клавиши управления курсором) клавиатуры. Примечание Клавишу Shift –нарисовать 5 штук
Цели: повторить клавиатуру, как одно из важнейших устройств ввода информации
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): групповое
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 20-25 мин
Способ проверки: учебное лото.
Учитель должен подготовить комплекты из учебных карт в виде таблицы. Например, Таблица 1 (остальные карты содержат те же операции, только написанные в другом порядке). Для быстроты проверки целесообразно, чтобы обучающиеся на оборотной стороне названий клавиш поставили номера (у всех обучающихся одинаковые номер), и при ответе на вопросы, обучающиеся должны размещать карточки обратной стороной вверх, Таблица 2.
Таблица 1
Переключение клавиатуры с режима ввода латинских букв на режим ввода русских букв и обратно |
Переключение режима ввода строчных букв на режим ввода прописных букв и обратно |
Фиксация режима ввода прописных букв и отказ от режима фиксации этого режима |
Переместить курсор на страницу вверх |
Получение символов, расположенных вместе с цифровыми в верхнем ряду клавиатуры |
Удаление символа стоящего справа от курсора |
Включение на дополнительной клавиатуре режима работы с цифрами и знаками арифметических операций |
Перевод курсора в начало строки |
Удаление символа стоящего слева от курсора |
Переместить курсор на страницу вниз |
Перевод курсора в конец строки |
Завершение ввода абзаца |
Таблица 2
1 2 |
2 |
3 |
7 |
2 |
4 |
6 |
8 |
5 |
9 |
10 |
11 |
Лицевая сторона - Обратная сторона
Ctrl -1
PageUp -7
Enter -11
End -10
PageDown -9
Home - 8
NumLock -6
Bask -5
CapsLock -3
Del -4
Shift -2
Тема урока «Хранение информации».
Тема домашнего задания: создание омонимов
Вы конечно знаете, какие слова называют омонимами (слова, совпадающие по звучанию, но полностью отличающиеся по значению). Создать 3-4 варианта омонимов, например:
Разновидность носителей информации – Спортивный снаряд (Диск)
Манипулятор в компьютере – Грызун (Мышь)
Цели: повторить устройства компьютера, носители информации, повышение общего уровня эрудиции обучающихся
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное, с родителями
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 20-25 мин
Способ проверки: опрос светофор. Обучающимся выдаются карточки с одной стороны красного цвета, с другой стороны зеленые. Один из обучающихся выходит к доске и зачитывает омонимы который он составил, обучающиеся поднимают карточки зеленым цветом вверх – если они знают ответ, красным – если не знают. Задающий вопрос выбирает отвечающего. Учитель наблюдает за ответами.
Тема урока «Файлы и папки».
Тема домашнего задания: иерархическая структура
Перечисленные ниже объекты были распределены по нескольким каталогам. Сохранилась только схема каталогов. Распределите объекты по каталогам и дайте название каждому каталогу.
Перечень объектов
Карта города Ростова-на-Дону
Парк юрского периода
Операция Ы и другие приключения Шурика
В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»
Формула любви
Игра «Казаки»
Фотографии города Ростов-на-Дону
Белое солнце пустыни
Запись результатов игры «Казаки»
Расписание поездов в г. Ростов-на-Дону
Тот самый Мюнхаузен
Адреса и телефоны торговых компаний города Ростов-на-Дону
Цели: получить представление об иерархической структуре файловой системы, операции с файлами и каталогами.
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): минимальный
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное, Рекомендуемое количество времени на выполнение: 10-15 мин
Способ проверки: выполнение аналогичного задания
Тема урока «Передача информации».
Тема домашнего задания: найти «следы» информационных процессов в произведениях литературы.
Изучить различные литературные произведения с точки зрения информационных процессов. Выписать отрывок из произведения указав, кто является источником, кто приемником информации и какой канал связи используют.
Цели: повторить устройства компьютера, носители информации, повышение общего уровня эрудиции обучающихся
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное, с родителями
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 20-25 мин
Способ проверки: мини проект, проверка всех проектов.
Тема урока «Текстовая информация. Форматирование текста».
Тема домашнего задания: При создании текста нередко используют шрифты разного начертания. В таблице приведены некоторые виды шрифтов, используемых в текстовых редакторах. Заполните пустые клетки таблицы, указав соответствующие характеристики шрифтов.
№ |
Название шрифта |
Образец |
Начертание |
Тип |
1 |
Times New Roman |
Hello, world! |
прямой |
с засечками |
2 |
Arial |
Hello, world! |
рубленый |
|
3 |
Courier |
Hello, world! |
||
4 |
Arabic |
Hello, world! |
полужирный |
|
5 |
Verbena |
Hello, world! |
||
6 |
Times New Roman |
Hello, world! |
||
7 |
Arial |
Hello, world! |
||
8 |
Courier |
Hello, world! |
||
9 |
Arabic |
Hello, world! |
наклонный подчеркнутый |
|
10 |
Verbena |
Hello, world! |
Цели: перерабатывать информацию, обобщать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя текстовый процессор
Степень сложности (минимальный, средний, высокий): средний
Тип задания (индивидуальное, групповое, с родителями): индивидуальное, задание с применением компьютера
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 15-20 мин
Способ проверки: создание текстового документа по образцу с применением форматирования.