Нестандартное домашнее задание по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме "В царстве грибов"
 
                                Пояснительная записка
Автор: Фадеева Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБУ "Школа №15" г.о. Тольятти
Название: Нестандартное творческо-исследовательское домашнее задание «Грибной детектив»
Тема: В царстве грибов
Предмет: окружающий мир
УМК: "Школа России"
Аудитория: обучающиеся 3 класса
Уровни сложности: базовый и повышенный
Тип задания: индивидуальное
Время выполнения: 15-20 минут - базовый уровень; повышенный уровень - 15-20 минут.
Способ проверки: проверка задания базового уровня - учителем, проверка задания повышенного уровня - оформление мини-выставки работ учащихся.
Описание
Задание создано к уроку окружающего мира для учащихся 3 класса по теме «В царстве грибов» в качестве нестандартного домашнего задания, а также может быть использовано на занятиях внеурочной деятельности естественно-научного направления или проектной деятельности.
Почему это задание нестандартное и эффективное?
Выход за рамки учебной программы. Ребёнок не просто пересказывает текст учебника, а применяет знания в новой, нестандартной ситуации. Он становится активным исследователем.
Связь теории с практикой. Дети видят и изучают реальные объекты (магазинные грибы), что делает знания осязаемыми и понятными.
Элемент игры и творчества. Роль детектива/учёного и создание собственного существа делают выполнение задания увлекательным, снимая напряжение от "обязательности".
Дифференцированный подход. Задание имеет несколько уровней сложности:
Базовый: аккуратно заполнить таблицу на основе наблюдений.
Повышенный: проявить фантазию и создать логически непротиворечивый, детально описанный фантастический объект.
Цели и задачи задания:
Образовательная: закрепить знания о внешних признаках грибов (форма шляпки, цвет, место обитания) через практическое наблюдение и сравнение.
Развивающая:
- Развитие навыков исследования: наблюдение, сравнение, анализ, фиксация результатов (в виде таблицы).
- Развитие творческого мышления и воображения через создание фантастического объекта на основе реальных знаний.
- Развитие познавательного интереса к предмету через игровую, детективную форму.
Воспитательная: Формирование бережного и внимательного отношения к природе, понимание многообразия живого мира.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: работа с информацией (сравнение, анализ), построение рассуждений на основе наблюдений.
Регулятивные УУД: планирование деятельности (последовательность шагов: исследовать, сравнить, придумать), достижение результата.
Коммуникативные УУД: задание предполагает возможность обсуждения с родителями, формулирование и описание своих идей.
Личностные УУД: развитие фантазии, творческой инициативы, познавательной мотивации.
Данное задание эффективно сочетает в себе учебные цели, развитие важных метапредметных навыков и поддержание интереса к предмету, превращая домашнюю работу в маленькое, но увлекательное открытие.
Домашнее задание
Представь, что ты миколог (учёный, изучающий грибы). Тебе нужно исследовать грибы, которые продаются в магазине (шампиньоны, вешенки) и найти того, кто на них не похож — гриб-пришелец!
Что нужно сделать:
Базовый уровень
1. Купи или рассмотри в магазине любые два съедобных гриба (например, шампиньон и вешенку).
2.  Сравни их как настоящий учёный. Сделай следующее:
    Зарисуй их или сфотографируй.
    Опиши в таблице:
| Название гриба Шампиньон Вешенка Цвет Форма шляпки Где растет? Запах                                     | ||||
Пояснения к таблице : Цвет (Белый, коричневый, сероватый и др.); Форма шляпки (на что похожа?); Где растёт?(в лесу, на пнях, на деревьях и др.); Запах (опиши своими словами)
Внимание! Исследовать можно только грибы, купленные в магазине. Помни о правилах безопасности при обращении с любыми грибами в природе (не трогать, не срывать неизвестные грибы).
Повышенный уровень
Придумай и опиши своего собственного «гриба-пришельца». Он может быть любого цвета, формы, расти в необычном месте (например, на старой книге или под кроватью) и иметь фантастический запах (например, пахнуть клубникой или свежеиспеченным печеньем). Дай ему название (например, «Книжный ароматикус» или «Радужный светлячок»).
Нарисуй своего «гриба-пришельца» или используй нейросеть Шедеврум (https://shedevrum.ai/) и создай изображение в ней.
 
                                     
                         
                         
                         
                         
                        