12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83380
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
8

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Царство грибов» (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма проведения урока

Урок-исследование

Целеполагание – образовательный результат:

Постановка целей урока/занятия:

Цель: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

-познакомить со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- познакомитья с некоторыми видами грибов, правилами их сбора.

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов 
Развивающие:

- развивать умение работать с планшетным устройством, учебником, дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:

Предметные 

Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить на платформе Учи.ру, Я класс, в тексте учебника и дополнительной информации ответы на задания, представленные в рабочих листах;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды; сотрудничество со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии:

Иинформационно-коммуникационная технология.

Урок-исследование. Проведен с использованием образовательных платформ: Учи.ру; Я класс;«Российская электронная школа».

Электронные средства обучения: персональный компьютер, мультимедийная доска, планшет

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Самоопределение к деятельности.

Изучение новой темы.

Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

способствует повышению качества образования.

Контроль и коррекция.

Домашнее задание



Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Применение ИКТ на уроке усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся; повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); расширяется возможность самостоятельной деятельности; обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Методические приемы

Метод проектов; групповая форма работы; исследовательские методы.





Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме «Царство грибов» (УМК «Начальная школа ХХI века»).

Этап занятия

Деятельность учителя

Самоопределение к деятельности.

Сегодняшний урок мы проведем в форме урока- исследования.

-Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями)

-Вы будете не просто исследователями, а учеными-микологами.

-Кто такие микологи? Об этом вы узнаете чуть позже, а сначала мы определим объект нашего исследования.

-Некоторые из этих организмов, которые нам предстоит исследовать, светятся. Некоторые источают запах. Некоторые увеличиваются в размере на 50 см за 2 часа. У многих из этих организмов есть шляпка и ножка (пенек).

-Что это за организмы?

-Объект нашего исследования- грибы, а тема исследования «Загадки грибного царства». Наша задача разгадать как можно больше загадок этого царства.

СЛАЙД 1.

-О некоторых загадках вы узнаете из короткого ролика.


https://resh.edu.ru/subject/lesson/4456/start/155595/


Изучение новой темы.

-Что же это за загадочные создания- грибы? На этот вопрос мы попробуем коллективно ответить.

-Наука, которая занимается изучением грибов- микология, а ученые, которые изучают грибы- микологи. Сегодня каждый из вас попробует себя в роли миколога.

СЛАЙД 2.

-Работать будете в группах-лабораториях юных микологов. Итогом вашей совместной работы станет ментальная или интеллектуальная карта.

-Зачем нужна ментальная карта?

-Она помогает систематизировать и структурировать знания по изучаемой теме.

-У каждой группы будет своя программа исследования. Эта программа прописана в ваших рабочих листах. На проведение исследования вам дается 12 минут. Затем каждая группа представит нам результаты своих исследований и размесит их на ментальной карте.

(работа в 6 группах: выполнение заданий, прописанных на рабочих листах)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 01

-Подведем итоги исследований. Слово 1 группе (выходит представитель группы, либо вся группа).

-Что исследовала ваша группа, и к каким выводам вы пришли.



ГРУППА № 1

Задание 1: Пользуясь параграфом учебника (с.50) и дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 1, составьте таблицу «Общие черты растений и грибов, отличия грибов от растений»


Общие черты растений и грибов

Отличия грибов от растений










t1592982434aa.pngt1592982434ab.png



-Благодаря исследованиям юных микологов 1 группы мы выяснили, почему грибы выделены в отдельное царство живой природы.

-Слово представителю 2 группы. Что изучала ваша группа? С какими источниками информации вы работали?

ГРУППА № 2

Задание 1: На платформе Учи.ру (задание от учителя) изучить карточку 1 «Царство грибов. Строение грибов. Трубчатые и пластинчатые грибы».

Задание № 2: Пользуясь параграфом учебника (с.49), дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 2, информацией платформы Учи.ру, дополните схему:


ЧАСТИ ШЛЯПОЧНОГО ГРИБА

t1592982434ac.jpg


Определить вид шляпочного гриба. Примеры трубчатых и пластинчатых грибов


t1592982434ad.gif



__________________________ __________________________

https://uchi.ru/teachers/groups/1777338/subjects/6/course_programs/3/cards/172596

t1592982434ae.png


t1592982434af.png

t1592982434ag.png

t1592982434ah.png

t1592982434ai.png

t1592982434aj.png

t1592982434ak.png


-Ученые-микологи 2 группы работали с текстом учебника, с дополнительной информацией и прошли 1 карточку на платформе Учи.ру. Они напомнили нам о строении шляпочных грибов и о видах шляпочных грибов.

-Слушаем результаты исследований 3 группы. У этой группы было самое большое по объему задание. Расскажите, чем занималась ваша группа.

ГРУППА № 3

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 1 теорию по теме «Строение и питание грибов»..

Задание № 2: Пользуясь параграфом учебника (с.51-53), дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 3, информаций платформы Я-класс, дополните схему


«Размножение грибов»:

t1592982434al.jpg

Задание № 3: Пользуясь параграфом, дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 3, информаций платформы Я-класс, дополните схему

«Питание грибов»:


t1592982434am.jpg


______________________________________________________________________________________________________________________

t1592982434an.png


-Благодаря исследованиям 3 группы мы узнали о способах размножения грибов и о питании этих организмов. Поняли, почему грибы дружат с деревьями.

-Результаты исследования представят микологи 4 группы. Расскажите нам вашу программу исследования.

ГРУППА № 4

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 2-3 теорию по теме «Съедобные и несъедобные грибы»..

Задание № 2: Пользуясь информаций платформы Я-класс, составьте таблицу «Съедобные и несъедобные грибы».

Задание 3: Изучить информацию Приложения № 5 и рассказать о первой помощи при отравлении грибами.

Съедобные грибы

Несъедобные грибы



t1592982434ao.png

-Ребята 4 группы напомнили нам о съедобных и несъедобных грибах.

-Вопрос для вашей группы: что объединяет грибы: шампиньон, белый гриб, опенок, лисичку? Некоторые несъедобные и ядовитые грибы очень похожи на съедобные. Шампиньон похож на бледную поганку, боровик на желчный гриб и т.д.

-Что будете делать, если найдете в лесу гриб, а у вас будет сомнение: съедобный он или нет?

-Слово 5 группе. У них было большое и интересное исследование. Какими источниками информации вы пользовались? Что узнали нового? Расскажите об этом.

ГРУППА № 5

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 4 теорию по теме «Значение грибов в природе». Узнай информацию о значении грибов для человека на платформе Учи,ру по теме «Разнообразие грибов».

Задание № 2: Пользуясь дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 4 постройте круговую диаграмму наличия белка в каждом виде грибов.

ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие белка в различных видах грибов


-Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты – мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Они также дают "еду будущего" - съедобный белок.

-Проанализируйте полученную диаграмму: в каких грибах содержание белка самое большое.


t1592982434ap.gif

t1592982434aq.png

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/griby-342252/re-118471b7-360a-4d9e-b938-994f460d7e92

t1592982434ar.png


https://uchi.ru/teachers/groups/1777338/subjects/6/course_programs/3/cards/172600


t1592982434as.png


t1592982434at.png


-Слушаем результаты исследований 6 группы.

ГРУППА № 6

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 4 теорию по теме «Правила сбора грибов».

Задание № 2: На платформе Учи.ру выполни задания по теме «Грибы в лесу».

Задание № 3: Пользуясь полученной информацией, составь для одноклассников памятку


«Правила сбора грибов»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________t1592982434au.png

t1592982434av.png

Ребята составили для нас памятку «Правила сбора грибов». Теперь каждый из вас знает, как правильно надо собирать грибы.

-Все ученые –микологи отчитались о проделанной работе, а результаты совместной работы вы видите на доске.

-Пользуясь ментальной картой каждый из вас, я думаю, может нам раскрыть загадки грибного царства.

Контроль и коррекция.

-В завершении урока проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Вам необходимо было не только участвовать в работе своей лаборатории, но и внимательно слушать результаты исследований других групп. Предлагаю тест по изученной теме.

Тест (презентация)

-Используя ключ, оцените свою работу.

-Кто выполнил работу без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки? Кто допустил 3 и более ошибок?

-Что необходимо сделать ребятам, допустившим много ошибок?

Домашнее задание

Чтобы разгадать еще какие-то тайны Царства грибов, я предлагаю вам следующее задание:

Платформа Учи.ру, Я- класс (по выбору) тема «Грибы».

По выбору:

А) Нарисовать грибы, которые растут в нашей местности.

Б) Придумать стихотворение, загадку про грибы.

В) Придумать классу хитрые вопросы по изученной теме.

Г) Найти дополнительную информацию об удивительных грибах.

Д) Найти информацию о грибах, занесенных в Красную книгу.

-Можете выполнить данные задания в группах.

t1592982434aw.jpg


t1592982434ax.jpg


t1592982434ay.jpg

t1592982434az.jpg



Рабочий лист

ГРУППА № 1

Тема урока ГРИБЫ

Задание 1: Пользуясь параграфом учебника (с.50) и дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 1, составьте таблицу «Общие черты растений и грибов, отличия грибов от растений»


Общие черты растений и грибов

Отличия грибов от растений






















t1592982434ba.pngt1592982434bb.png




ГРУППА № 2

Тема урока ГРИБЫ

Задание 1: На платформе Учи.ру (задание от учителя) изучить карточку 1 «Царство грибов. Строение грибов. Трубчатые и пластинчатые грибы».

Задание № 2: Пользуясь параграфом учебника (с.49), дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 2, информацией платформы Учи.ру, дополните схему:


ЧАСТИ ШЛЯПОЧНОГО ГРИБА

t1592982434bc.jpg


Определить вид шляпочного гриба. Примеры трубчатых и пластинчатых грибов


t1592982434ad.gif



________________________________________ ______________________________

_________________________________________ ______________________________

_________________________________________ ______________________________

_________________________________________ ______________________________

_________________________________________ ______________________________



ГРУППА № 3

Тема урока ГРИБЫ

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 1 теорию по теме «Строение и питание грибов»..

Задание № 2: Пользуясь параграфом учебника (с.51-53), дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 3, информаций платформы Я-класс, дополните схему


«Размножение грибов»:

t1592982434bd.jpg

Задание № 3: Пользуясь параграфом, дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 3, информаций платформы Я-класс, дополните схему

«Питание грибов»:


t1592982434be.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА № 4

Тема урока ГРИБЫ

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 2-3 теорию по теме «Съедобные и несъедобные грибы»..

Задание № 2: Пользуясь информаций платформы Я-класс, составьте таблицу «Съедобные и несъедобные грибы».

Задание 3: Изучить информацию Приложения № 5 и рассказать о первой помощи при отравлении грибами.


Съедобные грибы

Несъедобные грибы

















ГРУППА № 5

Тема урока ГРИБЫ

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 4 теорию по теме «Значение грибов в природе». Узнай информацию о значении грибов для человека на платформе Учи,ру по теме «Разнообразие грибов».

Задание № 2: Пользуясь дополнительной информацией ПРИЛОЖЕНИЯ № 4 постройте круговую диаграмму наличия белка в каждом виде грибов.


ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие белка в различных видах грибов











ГРУППА № 6

Тема урока ГРИБЫ

Задание 1: На платформе Я- класс изучить 4 теорию по теме «Правила сбора грибов».

Задание № 2: На платформе Учи.ру выполни задания по теме «Грибы в лесу».

Задание № 3: Пользуясь полученной информацией, составь для одноклассников памятку


«Правила сбора грибов»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Грибы долгое время относились к царству растений, считали, что это примитивные растения, у которых нет листьев. Сейчас они выделены в отдельное царство, хоть и во многом напоминают растения.

Грибы лишены хлорофилла - свойственного растениям зеленого пигмента. Нет у грибов настоящих корней, стеблей и листьев.

Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами, выбирая для этого подходящее место жительства: живое существо или мертвую ткань, гнилую древесину или навоз. Для этого они либо паразитируют на живых организмах, либо потребляют их мертвые остатки и продукты жизнедеятельности (например, нектар растений);

Общими чертами растений и грибов можно назвать наличие прочных клеточных стенок, неподвижность, питание растворимыми органическими и минеральными веществами

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Нижняя часть шляпки у различных грибов может быть трубчатой (боровик, подосиновик, подберезовик, масленок), состоя­щей из множества трубочек, сросшихся между собой. Споры у этих грибов образуются внутри трубочек. Эти грибы называют трубчатыми.t1592982434bf.png

У таких грибов, как рыжик, груздь, шампиньон, на нижней части шляпки образуют пластинки, поэтому они называются пластинчатыми. Споры пластинчатых грибов находятся пообе стороны пластинок.

t1592982434bg.jpg

Строение шляпочных грибов.

Тело шляпочного гриба состоит из двух частей: грибницы и плодового тела. Грибница – это большая часть гриба, которая состоит из тонких бесцветных нитей и прячется под землей. Плодовое тело – это то, что грибники называют грибом. Оно тоже состоит из нитей, только здесь они очень плотно переплетены.

Плодовое тело образовано шляпкой и ножкой, или пеньком. Если рассмотреть шляпку с нижней стороны, то у одних грибов видны отверстия трубочек, а у других – пластинки. Поэтому по строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые и пластинчатые грибы.

К трубчатым грибам относят белый гриб, подберезовик, масленок, к пластинчатым – различные сыроежки, грузди, волнушки, шампиньоны.

Грибница по своему строению у всех шляпочных грибов похожа. А вот плодовые тела очень разнообразны и часто ярко окрашены в лиловый, красный, зеленоватый, ярко-желтый и другие цвета.

Приложение № 3

Питание шляпочных грибов.

Шляпочные грибы всасывают из почвы воду, минеральные соли, а также органические вещества, образующиеся в почве в результате разложения растительных остатков.

Многие шляпочные грибы получают органические вещества из корней деревьев. Грибникам хорошо известно, что подберезовики растут под березами, подосиновики - в осиновом лесу, а маслята – под соснами и лиственницами. Такая связь грибов и деревьев объясняется тем, что грибница определенных видов грибов вступает в тесный контакт с корнями определенных древесных пород. При этом нити грибницы оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его. Гриб получает от корней дерева органические вещества, необходимые для питания и образования новых плодовых тел.

Размножение шляпочных грибов.

Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор, с помощью которых грибы размножаются. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверхность, на которой образуются споры. Даже небольшое плодовое тело образует миллионы спор, а часто их бывает десятки и даже сотни миллионов. Созревшие споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся ветром. Кроме того, белки и другие мелкие животные, запасая грибы, способствуют распространению спор.

Попав в теплую и влажную землю, спора прорастает в нить. Нити растут, ветвятся, число клеток в них увеличивается. Постепенно образуется грибница, состоящая из множества нитей.

Для размножения грибов необходимо созревание спор. Там, где грибников слишком много и в плодовых телах не успевают созревать споры, грибы встречаются реже и даже вовсе исчезают.

Большинство грибов образуют плодовые тела в конце лета и вначале осени.

Приложение № 4

Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты – мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Они также дают "еду будущего" - съедобный белок.

продукт

белки, г

жиры, г

углеводы, г

калории,
ккал

переваривание, час

Белые сушеные

2

4.8

27.6

150

2.3

Лисички свежие

1

1.1

2.2

20

2.3

Подосиновики сушеные

35

5.4

39.7

239

2.3

Шампиньоны свежие

4

1

1

27

2.3



Приложение № 5

Перевариваются грибы в нашем организме нелегко, это факт. И отравление можно иногда почувствовать уже спустя 10-15 минут после приема пищи, но обычно это происходит через несколько часов.

Что является симптомами отравления?

-тошнота

-рвота

-понос

-головная боль, слабость

-боли в животе

Необходимо сразу обратиться за помощью к врачу, а до его приезда пить как можно больше воды, попытаться самостоятельно вызвать рвоту для выведения токсинов из организмов и принять препарат-сорбент, который будет всасывать токсины грибов в себя!

Дальнейшие мероприятия проводятся под наблюдением врача!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.