Нестандартное домашнее задание по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре», 8 класс
IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку «Нестандартное домашнее задание»
Шишаева Екатерина Николаевна,
методист, учитель русского языка и литературы
КГБОУ «АКПЛ», г. Барнаул
Нестандартное домашнее задание по рассказу А.П. Чехова
«Человек в футляре», 8 класс
Аннотация:
Предлагаемое нестандартное домашнее задание эффективно, так как уходит от привычного шаблона, заменяет простой пересказ или ответы на вопросы творческой, исследовательской деятельностью. Оно требует от обучающихся глубокий анализ, так как чтобы выполнить любой из пунктов, ученик должен многократно обратиться к тексту, вычленить детали, проанализировать причинно-следственные связи. Немаловажно, что данное задание учитывает индивидуальность: ученик может выбрать те форматы, которые ему ближе (визуальные, текстовые, игровые).
При выполнении данного ученик обязательно проведет параллель между чеховской эпохой и сегодняшним днем, будет развивать такие метапредметные навыки, как Работа с информацией, ее преобразование, проектная деятельность, базовые цифровые навыки.
Такое задание не только проверяет знание текста, но и дает возможность каждому ученику проявить себя и высказать свое мнение, основанное на доказательствах из произведения.
Название: «Дело №... Следствие по факту духовной изоляции»
Формат: Создание «Досье на Беликова» в современном цифровом стиле.
Задание для ученика:
Вы — современный психолог-криминалист, и ваша задача — составить полное досье на некоего «объект Беликов». Ваша цель — не просто описать его, а проанализировать мотивы его поступков и дать заключение: что же на самом деле погубило этого человека?
Вам необходимо выполнить ТРИ (на выбор) или ВСЕ пункты из следующего списка:
1. Психологический портрет «Объект Беликов» (Обязательный пункт)
Задание: Создайте интеллект-карту (ментальную карту) или инфографику, используя онлайн-сервисы (Canva, MindMeister) или от руки.
Что отразить:
В центре: ФИО, фото/рисунок.
Ветви 1: Внешние «футляры» (одежда, вещи, привычки).
Ветви 2: Внутренние «футляры» (страхи, принципы, убеждения).
Ветви 3: Реакция на внешний мир (цитаты, характеризующие его общение с окружающими).
2. Репортаж с места событий
Задание: Напишите текст или снимите короткое видео (1-2 минуты) в стиле новостного репортажа на тему: «В гимназии городка N зафиксирована эпидемия странного молчания. Наш корреспондент выясняет причины».
Что включить:
«Интервью» с жителями города (одноклассниками, директором гимназии, горожанами). Опишите их реакцию на Беликова и его влияние.
Ваш вывод как журналиста: Кто виноват в сложившейся атмосфере? Один Беликов или всё общество?
3. Служебная записка от имени директора гимназии
Задание: Составьте официальный документ на имя Попова (попечителя учебных заведений) с анализом кадровой проблемы.
Примерная структура:
Кому: Попечителю...
От кого: Директора гимназии...
Тема: О деструктивном влиянии учителя греческого языка Беликова на морально-психологический климат в коллективе.
Суть проблемы: Опишите 2-3 конкретных случая, как Беликов мешал учебному процессу и жизни гимназии.
Предлагаемые меры: Ваши рекомендации (уволить, отправить на лечение, провести тренинги для учителей?).
4. Диагноз и приговор (Заключительная часть досье)
Задание: Напишите короткий текст-рассуждение (10-15 предложений) от лица следственной комиссии.
Ответьте на вопросы:
Какой диагноз вы бы поставили Беликову? (Не медицинский, а социально-психологический). Используйте термин «футлярность» и дайте ему свое определение.
Кто или что является главным обвиняемым в этой истории? (Сам Беликов, его работа, страх, общество, которое его боялось?).
Ваш вердикт: Актуален ли «футлярный человек» сегодня? Приведите один пример из современной жизни (школа, интернет, общество), где вы встречали проявления «футлярности».