Нестандартное домашнее задание по русскому языку, 10 класс
Предмет: русский язык
Тема: Орфоэпия
Класс: 10
УМК: Н. Г. .Гольцова, И. В ,Шамшин.
Время для выполнения: от 20 до 30 минут
Задание для индивидуального выполнения (индивидуально сочиненные загадки группа представляет в виде орфоэпической разминки).
Задание проверяется через неделю на уроке в формате взаимопроверки с элементами самоконтроля (правильные ответы размещаются на слайде). Может быть использовано для словарной разминки для учащихся 5-6 классов при подготовке к выполнению заданий Всероссийской проверочной работы по русскому языку
Межпредметная связь с уроками литературы. Учащиеся сочиняют орфоэпические загадки.
Цели: повышение учебной мотивации и познавательной активности обучающихся; формирование орфоэпических навыков в целях подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
- развивать внимание, воображение, сообразительность, любознательность, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к предмету.
.Степень сложности – высокий уровень.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание многогранности и ценности русского языка;
- стремление к речевому эталону;
- бережное отношение к родному языку;
- владение разными видами решения поставленных задач;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному.
Метапредметные:
Регулятивные:
- осуществление саморегуляции и самоконтроля;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- составление совместно с учителем и одноклассниками оценки деятельности на уроке;
- выделение и осознание то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- свободное восприятие текста.
Коммуникативные:
- слушание и понимание речь учителя и одноклассников;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами русского языка;
- владение монологической речью.
Предметные:
Образовательные:
- развитие умения формулировать определение понятий;
- формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);
- развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- совершенствование орфографических умений.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в группе: развитие уважения друг к другу.
Инструкция к выполнению задания
1. Познакомьтесь с словами из орфоэпического словника.
2 Сочините. загадку, отгадкой к которой будет слово, представленное в словнике .
3 Составьте орфоэпический диктант из придуманных(или подобранных вами загадок).
Пример выполненного задания:
. Орфоэпическая разминка № 1 (для учащихся 6 класса)
Выполнили учащиеся 10Б класса МБОУ СОШ №154, г. Екатеринбург
Задание:
Вспомни слова орфографического минимума, изученные
на уроках, отгадай предложенные загадки, в записанных словах выдели ударную гласную.
Отгадки запиши в тетради. Учти, что необходимое для записи слово может быть и в самом тексте загадки.
1 На работе мама отчёт за него составляет,
А ребята, живущие в нём,
Вместе в школу сегодня шагают.
2 Есть они на стадионе
И у домика в деревне,
Через них я в школу прохожу,
Но дома их не нахожу.
3 День сегодня праздничный,
Окончились каникулы,
Я костюм свой отутюжил,
Сразу … стал.
4 А девчонки утром спозаранку
Завязали в косы …
5 Я вчера его достал,
Со мной он в школу побежал,
Он летом в комнате лежал,
Отдыхал и молчал.
6 Все сейчас мы в ожидании,
Почему он не …,
Ведь учитель уже в классе,
А звонок ещё молчит,
Ну когда ж он …,
О начале сообщит?
7 Я число на ней запишу,
Белым камушком повожу.
8 Вот идёт уже урок,
Началась работа,
А дома бабушка с сестрой
Пекут их для кого-то…
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: КвартАл, ворОта, красИвее, бАнты, портфЕль, звонИт, позвонИт, на доскЕ, тОрты.
Источники: Использован материал словаря «Произноси правильно!»
Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др .-М:Просвещение,2015 с 173-174
Селиванова Г.Г. ВПР Русский язык 5 класс Орфоэпический минимум- https://proshkolu.ru/user/russki/file/6518456/
Устинова Валентина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Татьяна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Зигангирова Юлия Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Буньков Андрей Владимирович
Горбачёва Марина Юрьевна