Нестандартное домашнее задание по русскому языку для обучающихся коррекционных классов и школ «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Пояснительная записка
У детей с ОВЗ недостаточно выражены познавательные интересы, нарушены внимание, память, восприятие и другие психические процессы. Многие из них испытывают трудности при обучении русскому языку: трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Для коррекции данных нарушений используются разнообразные методы и приемы. Одним из таких методов является использование изографов.
Изографы – это картинки, на которых слова записаны буквами, расположение которых близко или отдаленно напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. (Приложение 1)
Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в различных положениях. Задачей обучающегося является составление слова из найденных в изографе букв.
Предмет: «Русский язык»
Тема домашнего задания: «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
Класс: 2, 3, 4 класс
Цели: формировать умения принимать учебную задачу, работать в рамках инструкции или по алгоритму; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, творческие способности обучающихся; воспитывать усидчивость, чувство ответственности.
Степень сложности: высокая (для обучающихся 2 класса), средняя (для обучающихся 3, 4 класса).
Тип задания: индивидуальное (если обучающемуся сложно выполнить задание самостоятельно, то допускается помощь родителей)
В качестве домашнего задания обучающимся предлагается нарисовать 1 изограф на листе бумаги формата А 4 на тему «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
На выполнение домашнего задания отводится 20-30 минут. На уроке, предшествующем домашнему заданию, учитель знакомит обучающихся с изографом, демонстрирует примеры изографов на заданную тему. Совместно с учителем обучающиеся составляют несколько изографов во время урока.
Обучающимся для выполнения домашнего задания учитель раздает инструкцию, по которой они будут работать.
Инструкция к выполнению:
1. Придумай слово с одним из буквосочетаний (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
2. Выпиши буквы, из которых состоит данное слово.
3. Подумай, как можно расположить буквы так, чтобы получилась картинка, напоминающая предмет, о котором идет речь.
4. Изобрази получившееся слово.
5. Проверь, все ли буквы ты использовал.
6. Если возникли затруднения, обратись за помощью к родителям.
Оптимальный способ проверки домашнего задания - объяснительный диктант (обучающиеся по очереди выходят к доске, демонстрируют свой изограф классу, остальные обучающиеся разгадывают изограф и записывают отгаданное слово, объясняя орфограмму.) Последних 5 изографов можно предложить обучающимся записать самостоятельно и выполнить взаимопроверку по образцу.
Приложение 1
Примеры изографов:
Горячева Наталья Валерьевна
Пучкова Наталья Владимировна