"Нет, я не Пушкин, я другой..."

2
0
Материал опубликован 1 December



Тема: «Нет, я не Пушкин, я – другой»

Предмет: литература Класс: 9

Тип урока: «открытие новых знаний

Место урока в системе: урок – пролог к монографической теме, связанной с изучением биографии и творчества Лермонтова М. Ю.

Цель:

формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений

развивать умение находить в тексте изобразительно – выразительные средства и объяснять их роль

Задачи на достижение личностных результатов:

прививать интерес к жизни и творчеству великих русских поэтов

прививать бережное и вдумчивое отношение к гениальному творческому наследию, к слову, к культуре и истории страны

способствовать формированию собственного опыта, литературного багажа

овладевать языковой и читательской культурой как средством познания мира


Задачи на достижение метапредметных результатов:

Научить выполнять навигацию по информационному пространству урока, чтобы извлечь один или несколько фрагментов информации

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

Совершенствовать умение грамотного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме

Развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Совершенствовать умение слышать и слушать собеседника

Задачи на достижение предметных результатов:

Сопоставлять произведения

Совершенствовать умение анализа лирического произведения

Развивать умение работать с тропама и стилистическими фигурами, которые использованы авторами стихотворений

Выявлять связь между важнейшими фактами биографии и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений

Выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть

Понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности

Уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой

Планируемые результаты. ПРЕДМЕТНЫЕ:

Анализировать текст

Определять главную мысль текста

Находить в тексте нужную информацию

Делать выводы

Строить монологическое высказывание

Создавать собственные тексты – рассуждения

Планируемые результаты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Планировать решение учебной задачи

Оценивать весомость приводимых доказательств в своих рассуждениях

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Умение корректировать деятельность

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Применять таблицы и схемы для получения информации

Сопоставлять характеристики объектов

Выявлять сходство и различие между объектами

Устанавливать причинно – следственные связи между объектами



КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Воспринимать текст с учётом поставленной задачи

Находить в тексте нужную информацию

Составлять устные или письменные высказывания с убедительной аргументацией

Ход урока

Приветствие. Напутственное слово учителя

Мы прошлым уроком завершили разговор о биографии и творческом пути А. С. Пушкина. И вот начинается новая монографическая тема, связанная с творчеством М. Ю. Лермонтова. Но предлагаю урок – пролог посвятить не биографии великого поэта, а двум стихотворениям.

На экран проектируются портреты А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Два заранее подготовленных ученика прочтут стихотворения: «Монастырь на скале» (1829г.) и «Крест на скале» (1830г.).

2) Актуализация

-Вы уже имеете некоторый читательский опыт. Мне интересно ваше мнение об авторстве этих произведений.

(Звучат ответы)

- Не у всех прозвучал правильный ответ, то есть возникло затруднение. Но эти стихотворения нам нужны, чтобы обратить наше внимание на разное мировосприятие поэтов.

3) Этап выбора выхода из затруднения:

- Во – первых, раз речь пойдёт о разном мировосприятии, то как можно назвать урок.

(Звучат ответы)

- Я хочу уточнить: «Нет, я не Байрон, я – другой». Поясню: оба стихотворения написаны под влиянием творчества Байрона, они романтические.

- Во – вторых, какие шаги для устранения затруднения вы можете предложить? Как мы будем действовать? (метод уточнения – способ из ранее изученного)

(Звучат ответы: прибегнуть к сопоставлению двух стихотворений и фактов биографий поэтов)

- Для этого предлагаю разойтись по группам: биографы, языковеды, текстологи, литературоведы, эксперты. У каждой пары своё задание. (Класс небольшой, работаем в парах)

4) Этап реализации построенного проекта решения учебной задачи

( Выдвинули гипотезу, что «Монастырь на Казбеке» написан

А. С.Пушкиным. далее мы проанализируем по плану, который применяли ранее. анализируя поэтическое произведение)



План :

Что нам говорит культурологический аспект?

Лексическая работа

Охарактеризовать художественное место, пространство

Охарактеризовать художественное время

Охарактеризовать лирического героя

Определить рифму, размер

Найти тропы и определить их функции в стихотворении

Сделать общий вывод.

5) Этап первичного закрепления

Первая пара – биографы.

Задание: О чём говорят нам даты написания стихотворений? Дайте реально – биографический комментарий, пользуясь хронологическими таблицами.

Вторая пара – языковеды

Задание: пользуясь словарями, дайте значение словам келья, вожделенный, ковчег, брег, бытие, теснина. Обратите внимание на пометы в словарях.

Третья пара – текстологи.

Задание: охарактеризуйте художественное пространство и охарактеризуйте художественное время

Четвёртая пара – текстологи

Задание: охарактеризуйте лирического героя

Пятая пара - литературоведы

Задание: найти тропы и определить их роль в тексте

Индивидуальное задание*: определить рифму и размер

Шестая пара – эксперты*

Задание : сделать общий вывод после анализа обоих стихотворений.

- На выполнение заданий отводится 5-6 минут, затем следует ответ (1 минута)

6) Этап проверки и оценивания выполнения задания

- Я каждой паре приготовила контрольные листки с ответами. Сверьтесь, пожалуйста.



Контрольный листок.

Примечание: контрольные ответы могут быть напечатанными для каждой группы или воспроизведены на слайдах презентации к уроку.

Биографы. Пушкин А. С. Стихотворение «Монастырь на скале» написано в 1829г. В поэзии Пушкина той поры не исчезают, а усиливаются темы одиночества, глубокой скорби, так громко звучавшие в период ссылки в Михайловское. Поэта преследуют ничем не отвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает душевная неудовлетворённость («Воспоминание», 1828г., «Монастырь на Казбеке», 1829г.) Но всё же сквозь сгущавшуюся душевную сумрачность всё время пробивался светлый луч жизнеутверждения.

Языковеды.

Ковчег – в библейской мифологии: судно, на котором праведный человек Ной спас людей и животных от всемирного потопа. (С.И.Ожегов).

Келья – отдельная комната монаха, монахини в монастыре; уединённое и скромное жилище, комната.

Бытие – жизнь, существование.

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Теснина – узкий проход, обычно между двумя возвышенностями, ущелье.

Ущелье – расселина в горах.

Брег - берег (неполногласие).

Текстологи .Время и пространство

В стихотворении рисуется образ Кавказа, картина Кавказских гор. Основные образы у Пушкина: семья гор – Казбек – монастырь за облаками. У Пушкина центральный образ – монастырь, как ковчег парит.

Затем план детализируется, мы переносим внимание на конкретный предмет: монастырь. Этот образ вызывают следующие ассоциации: уединение, одиночество, Бог, молитва, размышления. Монастырь обнаружен далеко в горах. Пушкинский центральный образ описывается с помощью высокой, торжественной лексики. Возникает позитивное ощущение полёта, устремлённости к небесам, Богу (помогает в этом и ассонанс – звук а в первой строфе)..

Описание монастыря занимает одну строфу – это 6 строчек, 2 предложения

Художественное время: «Сияет вечными лучами»


Текстологи. Лирический герой

Недаром монастырь обнаружен далеко в горах. Этот образ связан с лирическим героем, который всеми мечтами устремлён ввысь, к Богу. Об этом говорят и использованные автором сравнения.

Лирический герой Пушкина желает достичь монастыря, «вожделенного брега», чтобы «в соседстве бога скрыться».

У Пушкина лирический герой испытывает состояние душевной неудовлетворённости (читаем 2-ю строфу – это 3 односоставных безличных предложения)

Рассмотрим морфологический уровень. Пушкин использует в стихотворении всего 5 глаголов: 2 – в условном наклонении, 3 – в настоящем. Автор рисует почти статичную пейзажную картинку, а действия проявляются в устремлениях лирического героя


Литературоведы Пушкин

8 эпитетов («царственный», «вечные») помогают создать торжественную величественную картину природы


Метонимия: горные хребты – «семья гор», пик Казбека – «царственный шатёр»


Синтаксический параллелизм: 1 – я строфа- 2 простых осложнённых предложения, 2 – я строфа – 3 односоставных предложения.


Антитеза здесь – там указывает на двоемирие лирического героя


Анафора :туда…туда подчёркивает устремлённость героя к небесам.


Интонационное богатство создаётся с помощью использования восклицательных предложений и обращений.



Примечание: строим сравнительную таблицу, оставляем незаполненным второй столбик. Это для анализа тропов в стихотворении Лермонтова.

Индивидуальное задание*:

Пушкин

Лермонтов

Стихотворение делится на 2 строфы: 6 + 5 строк. Отсутствие 6 – й строки делает особый акцент на обращение.

Написано 4 – х стопным ямбом, что придаёт стиху лёгкость, полёт. Рифма перекрёстная.




Эксперты:

Оба стихотворения романтические. Тема и ссылка на горную экзотику заявлены уже в самих заглавиях. Кавказ у обоих поэтов связан с романтическим мироощущением. Тема Кавказа, любовь к природе близка прежде всего Лермонтову, проходит через всё его творчество. Но в стихотворении «Крест на скале» картина природы несколько мрачновата, и это ощущение усиливается, когда обращаешь внимание на то, что 8 строчек из 12 посвящено описанию мрачного деревянного креста на вершине скалы. Почему он там поставлен? Обычно кресты ставили на могилах.

Лирический герой, находясь у подножия горы, с завистью смотрит на орла. Это и понятно: эта птица является символом свободы. Лирический герой устремлён мечтами ввысь, чтоб «сбросить цепи бытия», он желает стать братом буре. (Кстати, его желание созвучно другому герою Лермонтова – Мцыри).

Совсем другое мироощущение в стихотворении Пушкина. У него мир более гармоничен и целостен. Лирический герой, хоть и стремится ввысь, но это не бунт, не протест, как у Лермонтова, а, скорее, поиск гармонии и покоя. Становится понятно, что для лирического героя важно не одиночество, а уединение. Именно это состояние способно приблизить его к Богу, к вечности.

В обоих стихотворениях максимум эмоционального накала сконцентрирован в последней строфе. Лирический герой Пушкина стремится из ущелья подняться ввысь, но условная частица «б» указывает на недостижимость этой мечты. Поэтому стихотворение «Монастырь на Казбеке» не воспринимается так трагично, как стихотворение Лермонтова. В нём нет боли, есть свет.


Оценивание ответов по памятке. «Как анализировать ответ товарища»

Соответствует ли ответ предложенному заданию?

Последовательно ли отвечал товарищ?

Можно ли считать ответ полным и убедительным?

Достаточно ли было приведено примеров. Фактов для подтверждения изложенных положений?



Оценивание ответов по памятке. «Как подготовиться к устному выступлению?»

Точно установи, о чём будешь говорить. Сформулируй главную мысль

Тщательно отбери материал для раскрытия данной темы.

Составь план, расположив отобранный материал в строгой (логической) последовательности.

Подумай, с чего лучше начать. Первое предложение определяет последующие.

Определи главное в твоём сообщении и расскажи об этом подробно и понятно.

Рассказывая, по ходу сообщения делай выводы.



Примечание: оцениванием каждый пункт по шкале от 1-5 баллов.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

- Мы выполнили анализ стихотворения А. С. Пушкина. Теперь аналогичным образом сделаем самостоятельно анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Контрольный листок.

Биографы. Лермонтов. Стихотворение «Крест на скале» написано в 1830г. Оно относится к раннему периоду творчества поэта. Это романтическое стихотворение. Чувствуется некое влияние Пушкина. В этот период творчества основными темами стали дружба, природа, любовь, взаимоотношения людей, жизнь и смерть, человек и мироздание.

Текстологи .Время и пространство

Центральный образ - крест.

Он вызывает следующие ассоциации: уединение, одиночество, Бог, молитва, размышления.

Этот образ связан с лирическим героем, устремлённым мысленно ввысь, к небу, к Богу.

Эту мысль подтверждают использованные авторами сравнения

Именно поэтому в стихотворении используется высокая, торжественная лексика

Пространство: теснина – скала. Время: «Гниёт он и гнётся от бурь и дождей»

Основные образы у Лермонтова: теснина Кавказа – скала – крест деревянный

У Лермонтова центральный образ – крест, который гниёт, чернеет, гнётся от бурь и дождей.

Лермонтовский центральный образ дан с помощью 3 глаголов с негативным значением «увядания, разрушения, забвения».(здесь использована аллитерация – повтор звуков г, р).

Описание креста – 2 строфы – это 8 строчек, 2 предложения.





Текстологи. Лирический герой

Лирический герой Лермонтова мечтает «взойти…туда», чтоб «плакать», «молиться», «сбросить цепи бытия» и с «бурею братом назваться».

. У Лермонтова герой, неудовлетворённый действительностью, желает «сбросить» оковы (читаем 3 – ю строфу – это 1 сложное предложение с разными видами связи).

Рассмотрим морфологический уровень. У Лермонтова 14 глаголов, поэтому картинка более динамичная.


Литературоведы. Лермонтов

У Пушкина

У Лермонтова

8 эпитетов («царственный», «вечные») помогают создать торжественную величественную картину природы

Всего 3 эпитета, рисуют «аскетичную» картину мира

Метонимия: горные хребты – «семья гор», пик Казбека – «царственный шатёр»

Метонимия: крест – подъята рука

Синтаксический параллелизм: 1 – я строфа- 2 простых осложнённых предложения, 2 – я строфа – 3 односоставных предложения.

Синтаксический параллелизм: 3 строфы – 3 сложных предложения с разными видами связи.

Антитеза здесь – там указывает на двоемирие лирического героя


Анафора :туда…туда подчёркивает устремлённость героя к небесам.


Интонационное богатство создаётся с помощью использования восклицательных предложений и обращений.

Стихотворение менее эмоционально, но чувствуется напряжение.


Индивидуальное задание*:

Пушкин

Лермонтов

Стихотворение делится на 2 строфы: 6 + 5 строк. Отсутствие 6 – й строки делает особый акцент на обращение.

Написано 4 – х стопным ямбом, что придаёт стиху лёгкость, полёт. Рифма перекрёстная.

Стихотворение делится на 3 строфы. Написано 4 – х стопным амфибрахием. Это создаёт ощущение некой напряжённости.

Рифма точная, смежная.

В финале выступают эксперты с общим выводом, в котором отображено различие в мировосприятии двух великих русских поэтов

8) Этап рефлексии

Подводим итоги самопроверки, используя памятки и контрольный листок.

- У меня к вам вопрос: достигли ли мы поставленной в самом начале урока цели? Увидели ли разницу в мировосприятии поэтов?

- Чтобы точно убедиться в правильности наших наблюдений. Что нам предстоит ещё сделать в рамках изучения монографической темы, связанной с творчеством М. Ю. Лермонтова? (ставим цели дальнейшей деятельности)

- А теперь продолжите фразу:

- Сегодня я узнал…

- Для меня стало открытием…

- Это вызвало у меня затруднения…

- Мне понравилось выступление…

- На уроке я был (а) активна на …баллов



Краткий анализ урока

Это урок – пролог по теме, связанной с творчеством Лермонтова в нетрадиционной последовательности изучения материала. Форма урока групповая ( здесь отрабатывалось умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их, а также совершенствовались навыки работы в группе и умение выражать свои мысли) и индивидуальная, предполагающая вовлечение всех обучающихся в деятельностный процесс. На уроке были созданы условия для проявления познавательной активности обучающихся. Дети выразительно читали стихотворения, работали с кейс-листами, в которых были предложены сами тексты, план анализа, задания по группам, хронологические таблицы, контрольный ответы и памятки по оцениванию. Предусмотрено было и индивидуальное задание: работа со словарями.

Считаю, что в целом урок соответствует требованиям ФГОС.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.