12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ерылкина Светлана Петровна36
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа № 3
Россия, Ростовская обл., станица Багаевская

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
___________________________________________________________________________
учитель начальных классов

МБОУ Багаевской СОШ № 3

Ерылкина СП.

           Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня я предлагаю вам  провести  практическое занятие в форме мастер-класса.
          Для плодотворной работы нам понадобится  3 творческих группы педагоговЗа  первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука. За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «с». И третий стол займут оставшиеся участники.
          Школа – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. На столе  вы видите шаблоны мальчиков и девочек. Я прошу учителей-наставников выбрать бумажную куклу в соответствии с полом обучаемого ребенка, дорисовать лицо и написать имя своего воспитанника. Подберите одно прилагательное, которое точно охарактеризует вашего ученика. Когда работа будет окончена, разместите своих воспитанников рядом с моим «непредсказуемым» Димой на этом рисунке.
              (на доске вывешен плакат с изображением школы и школьного двора)
        Итак, в нашей многодетной семье на данный момент обучается 600 детей, 15 из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по
индивидуальным маршрутам. Это 2,5 % от общего количества обучающихся. Среди них есть дети с умственной отсталостью,с  задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития речи. Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно. Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения.
                                (
на экране появляется тема мастер-класса)
        Посовещайтесь в своих творческих группах и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы столкнулись  при работе со своими воспитанниками. Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово.
             (
стикеры зачитывают и приклеивают на контурную фигуру учителя на доске)
        Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!
Как вы думаете, кому в тандеме «ученик-учитель» легче? (выслушиваем несколько мненийЯ предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.
        Мне нужны 4 участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Третий участник надевает маску для сна и на ощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами. Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.
                        (
далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
Что было самым трудным при выполнении упражнения?
Что помогало выполнять данное упражнение?
Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
        Давайте обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерамиЗакрепите стикеры на фигурке ученика.
Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.
        Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Я помню с детства одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы школьников трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.

        Сегодня у нас по расписанию 3 коротких урока.
Первый урокобучение грамоте и письму. (звенит колокольчик)
Мы будем знакомиться с буквой П и звуком «п». (вывешиваю на доску изображение заглавной и строчной буквы). На какой предмет она похожа? Назовите предметы, которые начинаются со звука «п». А какой предмет лишний и почему?
Участник No1 берет пластилин,
No2-счетные палочки,
No3коробку с песком,
No4магнитный конструктор,
No5бумагу и ножницы,
No6проволоку
No7цветные карандаши
No8корзиночку с горохом
А теперь немного пофантазируем и изобразим букву П (прописную или печатную, заглавную или строчную, какая вам больше нравится). Кто хочет поделиться ощущениями? С какой буквой мы сегодня знакомились? Урок окончен, спасибо. Дежурные наводят порядок на столе.
        Звенит звонок, начинается урок, и сейчас у нас изобразительное искусство. Помните, в фильме «12 стульев» Остап спросил у Воробьянинова: «Киса, скажите мне как художник- художнику: вы рисовать умеетеПрошу вас, положа руку на сердце, искренне ответить мне на тот же вопрос.
Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и техникуА их сейчас, поверьте, великое множество.        Попробуем нарисовать ежа. Расскажите, каким вы его себе представляете. На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа? Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш. На какую геометрическую фигуру похожа мордочка? Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капелькуСколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке? Дорисуйте две короткие лапкиВозьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки. Пока краска будет сохнуть, займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечатокА можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво. Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее. Теперь дорисуйте глаз и ротик. Ну и кто тут у нас не умел рисовать?! Следующие задания выполняет каждая группа. Для этого назначьте «главного художника».  Главные художники выбирают технику из трех предложенных. Я показываю способ работы и вы всей группой начинаете творить. Техники: пескография, оттиск ладони, мыльные пузыри.
                                 (
работа в группах на тему «На дне морском»)
Рисованиезанятие увлекательное, но нам пора заканчивать. А дежурные не забывают наводить порядок. Спасибо за урок.
        Кто хотел бы поделиться ощущениями? Какая из предложенных техник вызвала наибольший интерес?
        Повышение мотивации детей к обучению  через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя. Но как быть, если педагог сталкивается с грубостью, проявлением злости и агрессии со стороны воспитанника? Поведенческие нарушенияявление очень распространенное среди детей с ОВЗ. Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые причины этих проблем.
        Я предлагаю вашему вниманию три отрывка из видеороликов. После просмотра каждого из них группы по очереди формулируют  причину детской агрессивности  или девиантного поведения.
                               Просмотр фрагментов по 5 минут из видеороликов:
- «
Виртуальная агрессия»
- «
Я больше сюда никогда не вернусь»
        Агрессивные и другие негативные проявления  личности накапливаются так же и у детей, которые в силу дефекта развития не могут объяснить своего внутреннего состояния.
- «
Мой брат с Луны», комментарии участников.

       Спасибо за работу всем участникам мастер-классаНа одном занятии решить все проблемы взаимодействия педагогов с особыми детьми нам, конечно же, не удастся, но главное, что мы стали на этот путь.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.