Методическая разработка «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
___________________________________________________________________________
учитель начальных классов
МБОУ Багаевской СОШ № 3
Ерылкина СП.
Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня я предлагаю вам провести практическое занятие в форме мастер-класса.
Для плодотворной работы нам понадобится 3 творческих группы педагогов. За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука. За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «с». И третий стол займут оставшиеся участники.
Школа – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. На столе вы видите шаблоны мальчиков и девочек. Я прошу учителей-наставников выбрать бумажную куклу в соответствии с полом обучаемого ребенка, дорисовать лицо и написать имя своего воспитанника. Подберите одно прилагательное, которое точно охарактеризует вашего ученика. Когда работа будет окончена, разместите своих воспитанников рядом с моим «непредсказуемым» Димой на этом рисунке.
(на доске вывешен плакат с изображением школы и школьного двора)
Итак, в нашей многодетной семье на данный момент обучается 600 детей, 15 из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальным маршрутам. Это 2,5 % от общего количества обучающихся. Среди них есть дети с умственной отсталостью,с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития речи. Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно. Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения.
( на экране появляется тема мастер-класса)
Посовещайтесь в своих творческих группах и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы столкнулись при работе со своими воспитанниками. Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово.
(стикеры зачитывают и приклеивают на контурную фигуру учителя на доске)
Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!
Как вы думаете, кому в тандеме «ученик-учитель» легче? (выслушиваем несколько мнений) Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.
Мне нужны 4 участника. Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Третий участник надевает маску для сна и на ощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами. Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.
(далее идут рефлексивные вопросы к участникам)
• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что помогало выполнять данное упражнение?
• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Давайте обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерами. Закрепите стикеры на фигурке ученика.
Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.
Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Я помню с детства одно мудрое высказывание: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы школьников трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.
Сегодня у нас по расписанию 3 коротких урока.
Первый урок – обучение грамоте и письму. (звенит колокольчик)
Мы будем знакомиться с буквой П и звуком «п». (вывешиваю на доску изображение заглавной и строчной буквы). На какой предмет она похожа? Назовите предметы, которые начинаются со звука «п». А какой предмет лишний и почему?
Участник No1 берет пластилин,
No2-счетные палочки,
No3 – коробку с песком,
No4 – магнитный конструктор,
No5 – бумагу и ножницы,
No6 – проволоку
No7 – цветные карандаши
No8 – корзиночку с горохом
А теперь немного пофантазируем и изобразим букву П (прописную или печатную, заглавную или строчную, какая вам больше нравится). Кто хочет поделиться ощущениями? С какой буквой мы сегодня знакомились? Урок окончен, спасибо. Дежурные наводят порядок на столе.
Звенит звонок, начинается урок, и сейчас у нас изобразительное искусство. Помните, в фильме «12 стульев» Остап спросил у Воробьянинова: «Киса, скажите мне как художник- художнику: вы рисовать умеете?» Прошу вас, положа руку на сердце, искренне ответить мне на тот же вопрос.
Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас, поверьте, великое множество. Попробуем нарисовать ежа. Расскажите, каким вы его себе представляете. На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа? Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш. На какую геометрическую фигуру похожа мордочка? Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капельку. Сколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке? Дорисуйте две короткие лапки. Возьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки. Пока краска будет сохнуть, займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечаток. А можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво. Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее. Теперь дорисуйте глаз и ротик. Ну и кто тут у нас не умел рисовать?! Следующие задания выполняет каждая группа. Для этого назначьте «главного художника». Главные художники выбирают технику из трех предложенных. Я показываю способ работы и вы всей группой начинаете творить. Техники: пескография, оттиск ладони, мыльные пузыри.
(работа в группах на тему «На дне морском»)
Рисование – занятие увлекательное, но нам пора заканчивать. А дежурные не забывают наводить порядок. Спасибо за урок.
Кто хотел бы поделиться ощущениями? Какая из предложенных техник вызвала наибольший интерес?
Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя. Но как быть, если педагог сталкивается с грубостью, проявлением злости и агрессии со стороны воспитанника? Поведенческие нарушения – явление очень распространенное среди детей с ОВЗ. Сейчас мы с вами рассмотрим некоторые причины этих проблем.
Я предлагаю вашему вниманию три отрывка из видеороликов. После просмотра каждого из них группы по очереди формулируют причину детской агрессивности или девиантного поведения.
Просмотр фрагментов по 5 минут из видеороликов:
- «Виртуальная агрессия»
- «Я больше сюда никогда не вернусь»
Агрессивные и другие негативные проявления личности накапливаются так же и у детей, которые в силу дефекта развития не могут объяснить своего внутреннего состояния.
- «Мой брат с Луны», комментарии участников.
Спасибо за работу всем участникам мастер-класса. На одном занятии решить все проблемы взаимодействия педагогов с особыми детьми нам, конечно же, не удастся, но главное, что мы стали на этот путь.