Краеведческая работа, как средство успешной социализации детей с ОВЗ
Пояснительная записка к презентации
Краеведческая работа как средство успешной социализации детей с ОВЗ
На основании Федерального закона «Об образовании» на территории
Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение
образования. В законе так же указано, «что получить образование могут все
дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья». С
каждым годом процент детей, имеющих проблемы со здоровьем растет.
Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ
жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск
рождения детей с врожденными пороками развития. Обеспечить общий
доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их
индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно
инклюзивное образование. В рамках инклюзивного образования создаются
необходимые условия для воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья. Образовательная среда, в которой оказывается
ребенок с ОВЗ способствует социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) - это процесс формирования и развития
социальных качеств каждого ребенка при необходимом включении в
разнообразную деятельность. Для социализации и приобретения ребенком
собственного опыта необходимы: включение его в разнообразную
деятельность для освоения разноплановой социальной информации, спектра
умений и навыков; организация общения с людьми разного возраста для
расширения системы социальных связей и отношений, усвоения социальных
символов, установок, ценностей; создание ситуаций для выполнения
различных социальных ролей с целью усвоения моделей поведения. В
результате погружения ребенка в совместную деятельность с другими
людьми происходит присвоение им социального опыта. Этот опыт является
результатом как действий самого ребенка, так и его активного
взаимодействия с окружающим миром. Осмысление и переосмысление
субъектом окружающей действительности приводит к рождению личности
как социального индивида. Это и есть социализация. Процесс осмысления и
переосмысления человеком окружающего мира требует определенных
средств. Одним из таких средств социализации детей с ОВЗ может выступать
краеведческая работа. Целью исследования является выявление
возможностей краеведческой работы в социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Задачи представлены на слайде.
Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья решаются в условиях целенаправленного
педагогического воздействия через их включение в доступные области
познавательной, творческой и общественно-значимой деятельности с
учетом личных интересов и возможностей детей. Краеведение является
одним из интересных и эффективных средств работы, направленных на
социальную адаптацию детей с ОВЗ. Рассмотрим, что же такое краеведение.
Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком
прошлом. В нашей стране сведения краеведческого характера получили
отражение в летописях, различных государственных документах еще в XV-
XVI вв. В рамках данной работы, мы будем придерживаться определения,
данного в словаре С.И. Ожегова: «краеведение- это изучение отдельных
местностей страны с точки зрения их географических, культурно-
исторических, этнографических особенностей». По мере развития
государства краеведение активно использовалось в процессе обучения и
воспитания детей. В самом обобщенном виде краеведческую работу е можно
представить как деятельность, включающую следующие компоненты:
1.Содержательный (знания о родном крае); 2. Оперативный (разнообразные
действия, оперирование умениями, приемами). 3. Результативный (новые
знания, новый специальный опыт, идеи, взгляды, потребности и качества
личности). Особенно значимым становится введение краеведческого
содержания на уровне начального образования, так как младший школьный
возраст является сензитивным для процесса социализации, а социализация
происходит в ближайшем окружении: это формирование отношений
«человек-человек», «человек-общество», «человек-природа». К основным
понятиям краеведческого содержания, которые должны быть введены в
начальной школе» в рамках краеведческой работы относятся «родной край»,
«семья», «родной дом», «малая родина», «родной язык», «родная
литература», «природа родного края», «культура родного края», «история
родного края», «люди - жители родного края». На основе данного
содержания формируется представление о единстве и многообразии
социокультурного пространства нашей страны, о природном, культурном,
социальном своеобразии родного края, о родном крае как неотъемлемой
части нашей родины, ее природы, культуры, истории. Рассмотрим виды
краеведческой работы: природное краеведение помогает увидеть и оценить
красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное
воздействие, историческое краеведение, задача которого - познание тех либо
иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к разным
этапам истории края, географическое краеведение, которое изучает природу,
население и экономику края в их тесной связи, литературное краеведение
изучает места и биографию связанные с деятельностью и жизнью писателей,
литературные произведения.
Значение и возможности краеведческой работы позволяют
использовать ее в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Рассмотрим более
подробно. Установлено, что вследствие большой значимости для социально-
личностного развития обучающихся с ОВЗ краеведческий компонент
включен в содержание образования и представлен в программах учебных
дисциплин. Краеведческий материал в основном рассматривается как
вспомогательный (пропедевтический или конкретизирующий общие
представления) для изучения основного учебного материала. При этом
изучение родного края происходит дробно, на отдельных учебных
предметах, а также краеведческая работа осуществляется во внеурочное
время в форме тематических недель, краеведческих экскурсий, внеурочной
деятельности и внеклассных мероприятий. Надо также отметить, что
специального методического обеспечения по краеведению для детей с ОВЗ
нет, и педагоги самостоятельно подбирают и адаптируют материал для
данной категории детей. Основными формами по краеведческому
образованию является урок, факультатив, тематические недели, экскурсии,
беседы, классные часы, социальные проекты, праздники, викторины,
дидактические игры, встречи с интересными людьми.
Приведем примеры. Большое значение имеет введение элементов
краеведения в содержание учебных предметов. Так, на уроках математики
формируются временные представления и понятия; на уроках русского языка
происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания;
на уроках географии обучающиеся знакомятся с географическим
положением, границами, величиной территории родного края, рельефом,
полезными ископаемыми, реками и озерами, растительным и животным
миром родного края. Одним из путей повышения активности и пробуждения
интереса у обучающихся с ОВЗ к краеведению является дидактическая игра,
которая способствует созданию у школьников положительного
эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить
изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению
знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т.д.
На занятиях по краеведению используют игры на знание памятников,
достопримечательностей, выдающихся людей своего края, викторины,
конкурсы, «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или
явлений, выделение «лишнего» и т.д. Дидактические игры позволяют
обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале,
постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к
краеведческому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание
обучающегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем
он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится
оперировать ими в изменившейся ситуации. Используются дидактические
игры и на логопедических занятиях. Большую педагогическую ценность
имеют экскурсии. Во время экскурсий дети получают возможность
познакомиться с объектами в естественных условиях через непосредственное
восприятие их органами чувств, а не со слов учителя или автора учебника.
Краеведческие экскурсии позволяют учителю научить детей ориентироваться
в своем городе (районе, поселке), приобщить к активному освоению его
исторического и культурного потенциала: способствуют воспитанию
нравственно-патриотических и эстетических чувств. Все это имеет важное
значение для социальной адаптации обучающихся. Такой путь изучения
окружающей жизни наиболее соответствует познавательным возможностям
обучающихся с ОВЗ. В результате чувственного восприятия в сознании детей
образуется отчетливое представление об изучаемом объекте, дети учатся
добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и
наблюдательность. На основе накопленных конкретных представлений
создаются условия для сравнений и обобщений, что способствует развитию
мышления, речи обучающихся. Особо хочется отметить тематические
занятия по краеведению. Темы для таких занятий выбираются различные
«Моя малая Родина», «История моей семьи», « Природные памятники
района», « Война и человек», «Замечательные земляки», «Летопись села».
Широкое распространение получили также конкурсы, викторины по
краеведению. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и
способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности,
поэтому в условиях инклюзивного образования эти формы работы
приобретают коррекционное значение. Отметим, если на уроках преобладает
в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе
доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности.
Существенным образом меняются ролевые позиции участников
образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются
в соратников, участников, творцов и изобретателей. Деятельность детей в
свободное от уроков время чаще всего носит творческий характер и
эмоционально окрашенный характер. Приведенные примеры, позволяют
сделать вывод, проблема применения краеведческой работы как средств
успешной социализации детей с ОВЗ является актуальной. На сегодняшний
день определена ее сущность и значение, разработаны различные формы и
виды краеведческой работы. Таким образом, применение краеведческой
работы в работе с детьми с ОВЗ позволяет создать для них адаптированную
образовательную среду, и включить обучающегося в социокультурные
отношения посредством организации совместной деятельности.