Нетрадиционные формы обучения математике детей с ОВЗ

1
1
Материал опубликован 15 February 2022

Нетрадиционные формы обучения математике детей с ОВЗ

Ещё Л.Н. Толстой в работе «Общие замечания для учителей» давал напутствие педагогам: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно;

Для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно.

2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

3. Чтобы ученик не стыдился учителя или его товарищей.

4. Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, то есть за непонимание.

К сожалению, на уроках иногда действительно не хватает эмоциональности для создания комфортной среды обучения и продуктивной работы.

Особенно на уроках математики. Ведь их большинство требует от ребенка большой концентрации внимания.

А ведь познавательная активность ребенка, организует его внимание на объектах, ровно настолько, пока не иссякнет интерес.

Если ребенок занят важной для него игрой, или какой-то значимой для него деятельностью, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Однако такое внимание – всего лишь следствие интереса к тому, чем занят ребенок.

Этот же ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему непонятна, трудна и совсем не нравится. Отключение внимания – вот что спасет ребенка от переутомления. И мы не раз это наблюдали.

Вот эта особенность детского внимания и стала для меня одним из оснований для включения в занятия нетрадиционных форм обучения:

-игра,

-создание проблемных ситуаций,

-включение межпредметных связей,

-использование икт, внепрограммного материала,

-организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальной,

-организация и выполнение творческих заданий,

-достаточно частая смена форм деятельности.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка, и итог, и даже урок целиком.

Цель таких уроков: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения.

Я остановлюсь на некоторых формах работы, которые чаще всего использую на уроках, которые нравятся моим ученикам и дают положительный результат.

Их можно разбить на блоки:

1. Личностное взаимодействие на уроке (учитель-ученик, ученик-ученик)

2. Игровая деятельность на уроке

3. Икт, как форма контроля

Итак, в первом блоке такая форма работы, как использование учащихся для контроля. Эффективность этого метода давно проверена и признана. И я пользуюсь ею уже много лет независимо от набора детей, в каждом классе, даже самом слабом.

1. У нас в классе есть помощники-консультанты из числа наиболее успевающих учащихся (из 7 человек – 3-е,это я говорю сейчас только о математике). Они могут проверить выполнение домашнего задания, оценивают работы после математического диктанта, самостоятельной работы. На занятиях они имеют право помогать слабым учащимся по их или моей просьбе.

2. Чтобы снять состояние тревожности и неуверенности ученика в себе, использую взаимоопрос, когда ученики спрашивают друг друга по базовым листам контроля (табличное +,-,*, :, а также состав чисел), делая отметки о количестве правильных ответов. Это очень важно! Мы считаем не ошибки, а именно правильные ответы. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным.  И я стараюсь сделать так, чтобы дети концентрировались на том, что сделано правильно!

Это совсем другая внутренняя мотивация – не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо!

Ну, а небольшая наполняемость класса позволяет мне полностью контролировать любой вид деятельности и корректировать по необходимости процесс или улаживать возникшие разногласия.

Высоко эффективной, реализующей нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания является игра.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Правила “детского общества” позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства не только соперничества, но и сотрудничества.

В этом блоке я расскажу о играх «Охота за пятерками» и «Математика вокруг нас».

Игра «Охота за пятёрками». Она проводится после того, как с учащимися на предыдущих уроках разобраны алгоритмы решения примеров или типовых задач.

-классу предлагается для самостоятельного решения серия похожих заданий.

-каждый ученик, работая в своей тетради, имеет право выбора задач по их уровню сложности. Тот, кто нашёл путь решения, по своему желанию выходит к доске и записывает это решение.

При таком подходе сильные учащиеся стараются больше решать задач усложнённого уровня, так как они для них более интересны, а слабые учащиеся получают шанс успешно справиться с простыми задачами, решаемыми по алгоритму и показать и учителю, и товарищам, что они тоже что-то умеют, испытав при этом уверенность в себе.

В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (сильные учащиеся могут решить за урок до пяти задач).

-в конце урока обсуждаются работу каждого и в журнал выставляется итоговая отметка.

Такие уроки позволяют увидеть уровень ЗУНов каждого. Они отличаются высоким темпом работы учащихся, несут большой эмоциональный заряд и, наконец, просто очень нравятся учащимся и имеют хорошую отдачу.

А вот всем знакомые числовые домики у нас тоже превратились в игру тесно связанную с окружающим миром. 

Обычно домики располагают в порядке возрастания (изучения), у нас они образуют улицу с четным и нечетным порядком домов, который пригодится нам впоследствии при изучении четных и нечетных чисел.

Числа не просто находятся в домиках, они живут полной жизнью: ходят в школу, в магазин, на работу и т.д. Это прекрасная тренировка внимания, плюс зрительная гимнастика.

Давайте посмотрим, как это делается.

Итак, домики выстроились каждый в свой ряд. И мы начинаем с ними работать.

1.Кто живет в 8 доме на 5 этаже в квартире справа?

2.На каком этаже в 6 доме живет 4?

3.Кто живет по соседству с 7 на 8 этаже в 9 доме? А на 3 этаже рядом с ней же?

4.В каком домике живут 2 и 1? Какой пример составим?

Пришло время числам начать ходить в школу. Ходят они по очереди, обязательно, чтобы на этаже кто-то оставался, приглядывать за квартирой.

1.Из 5 домика с последнего этажа в школу отправилась 1. Кто остался приглядывать за квартирой? Какой пример составим?

2.Из 10 домика ушла в школу 5. Кто остался? Пример?

Вот появляется Приборостроительный завод (ПСЗ) – градообразующее предприятие. Где, как не там изучать геометрические фигуры. Ведь их разной формы вытачивают на станках – деревообрабатывающих и токарных.

А когда придет время изучать величины: единицы стоимости, массы, объема и длины, появятся магазины и ателье. 

Параллельно мы узнаем о людях разных профессий и правилах культурного общения.

И улица каждый раз может быть разной. Сегодня мы на улице, где живет Никита. А кстати, как называется твоя улица? Есть ли на ней магазины, а номер твоего дома четный или нет?

Завод и ателье не случайный выбор. Ведь в 5 классе мальчики будут изучать столярное или токарное дело, кто-то пойдет работать именно на этот завод. А девочки – швейное дело. Здорово же, что мы начинаем узнавать об этом уже сейчас. А сколько еще интересного в нашем городе!

И последний блок – наши любимые информационно-коммуникационные технологии. Здесь коротко о геометрических сказках, тестах и тренажерах и развивающих компьютерных играх.

Геометрический материал часто довольно трудно усваивается учащимися. И тогда на помощь могут прийти «Геометрические сказки», где в интересной и увлекательной форме представлены геометрические фигуры и их свойства. Заведя в поисковик запрос, вы легко найдете подобный материал в интернете, а особо творческие, я думаю, смогут придумать свои истории по аналогии.

Если в вашей школе есть доступ к интернету в каждом классе, то хорошим подспорьем в работе станут Развивающие онлайн-игры, тесты и тренажеры для детей. Они помогают организовать как текущий, так и итоговый контроль учащихся. 

Ну, а если возможность пользоваться интернетом у вас есть только дома, то в сети вы можете найти множество готовых тренажеров на знание таблиц сложения, вычитания, умножения и деления.

Либо можете изготовить их сами, используя специальный шаблон для создания мультимедийных презентаций.

И в завершении хочу представить вам любимую игру моих учеников «Алик. Занимательная математика». Эта игра помогает нам учиться считать до 100 (3 уровня сложности в пределах 10, 20, 100). Дети учатся сравнивать числа, складывать, вычитать, умножать, делить, а также там можно познакомиться с простыми дробями и пропорциями (для старших классов). В этом детям помогают веселые зверушки, а также симпатичный пес Алик, который дает советы и подсказки. В награду за умение считать, мы получаем баллы-монетки в свинью-копилку и можем потратить их в виртуальном магазине игрушек, так что ни одно занятие не пропадет даром.

Для учителя нетрадиционный урок - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения);

Для учащихся нетрадиционный урок - это положительные эмоции, ответственность, возможность развивать свои способности и личностные качества; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Дети любопытны. Они проявляют особое внимание к новому и неизвестному. Поэтому нам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства». И для этого стоит выбирать нетрадиционные формы обучения.

Однако надо помнить, что слишком частое обращение к подобным формам нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, вскоре опять приведет к падению у учащихся интереса.

Я не знаю, обратили ли вы внимание на то, что в статье я ни разу не употребила термин «дети с ОВЗ». Это не значит, что я забыла с какими детьми работаю. Просто стараюсь реже произносить это вслух, чтобы не занижать планку ни для себя, ни для своих учеников. Я стараюсь всячески помогать им прыгнуть чуть-чуть выше, пусть не своей головы, но выше того, что дано им при рождении. И нетрадиционные формы обучения – один из способов сделать это.




















https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4144/

https://scienceforum.ru/2017/article/2017037724

https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/03/16/samoanaliz-pedagogicheskoy-deyatelnosti

https://www.referat911.ru/Pedagogika/nestandartnye-formy-obucheniya/147888-2146824-place2.html

https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5783




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересные подходы к изучению математики. Спасибо, Елена! Взяла на вооружение!

16 February 2022