Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в практике работы ДОУ»

0
0
Материал опубликован 18 March 2023


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 11

имени Героев воинов-интернационалистов города Новокуйбышевска

городского округа Новокуйбышевск Самарской области(ГБОУ ООШ№11)

Структурное подразделение «Детский сад «Буратино»


Нетрадиционные формы

работы с родителями в практике работы дошкольного образовательного учреждения


Описание опыта работы


















2023


Автор-составитель: Гейкина О.М.


В данном издании представлен опыт работы воспитателя по созданию условий формирования единого образовательного пространства «Детский сад-семья». Акцент сделан на совместную работу педагога с семьями воспитанников посредством нетрадиционных форм взаимодействия.

Адресовано воспитателям, руководителям ДОУ.

Введение

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям, включать в свою деятельность новые, нетрадиционные формы работы с родителями. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы

4

высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.












Нетрадиционные формы работы в ДОУ



Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.

Сейчас традиционные собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Тик-Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Работу начала с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого проанализировала годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснила, что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, также проводится анкетирование, развлечения, выставки.

Затем провела анкетирование родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

1. На вопрос "Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изучены-ми?" большинство родителей (70%) группы ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников 60% не читают педагогические и периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.

2. Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 30% родителей хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 70% родителей группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду не изъявил никто.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями

* Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

* Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

* Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

* Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для активизации родителей решила активно включать в работу нетрадиционные формы взаимодействия.

Презентацию дошкольного учреждения провожу с новыми воспитанниками как часть первого родительского собрания. Цель - познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, музыкальным руководителем). Такую форму работы считаю необходимой, так как она позволяет расширить представления родителей о детском саде, расположить их к себе.

Открытые занятия с детьми для родителей провожу как на собрании, так и приглашаю в конце года (итоговые занятия). Цель данной формы работы с родителями: познакомить их со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. При проведении занятия включаю в него элементы беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов или поделиться результатами своей работы).

Значительным подспорьем в работе с родителями воспитанников является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Постоянно слежу за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляю аннотации новинок в виде небольших записок.

Деловую игру - простор для творчества – использую не как отдельную

форму работы с родителями воспитанников, а как элемент родительского собрания. Цель деловой игры: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает родителей к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх распределяю по-разному. Данная форма взаимодействия с родителями позволяет разнообразить собрание, активизировать родителей и повысить их активность. Темой деловых игр часто выбираю разные конфликтные ситуации. В процессе этих игр родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра, учитель-логопед) пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Темы игр: «Утро в вашем доме», «Собираемся в детский сад», «Ссора. Как ее решить?».

"Круглый стол" с родителями использую как элемент родительского собрания. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за “Круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" обязательно приглашаю родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей нашей группы, с учетом пожеланий родителей.

Так называемые дежурства родителей, наряду с открытыми днями, про-вожу во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений, проведении непосредственно образовательной деятельности (мама шьет платье для куклы или готовит тесто; папа что-то чинит и т.п.) и представляется мне как совместное взаимодействие родителей с детьми в разных видах детской деятельности. Эта форма педагогической пропаганды очень действенная - помогает преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Досуг родителей и детей позволяют заполнить спортивно - массовые

мероприятия. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей в моей практической деятельности является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

В течение учебного года организую тематические выставки, которые создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей группы. К их оформлению привлекаю самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок, принести фото на определенную тему и т.д.

К совместным экскурсиям так же привлекаю родителей, которые являются как приглашаемой стороной (например, экскурсия «К маме на работу»), так и участниками (например, экскурсия 8 мая «Памяти павших солдат»). Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, работе своих родителей, традициях поселка и всей страны. Дети (как самостоятельно, так и с участием родителей) затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду взрослых.

Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Постоянно использую в работе семейный вернисаж, фотовыставки на такие темы, как «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни».

В течение года использую такие формы письменного взаимодействия с родителями, как:

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

-объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

-просьбы о помощи;

-благодарность добровольным помощникам и т.д.

2. Памятки для родителей.

3. Брошюры

4. Бюллетень (позволяет обеспечивать семьи об особых мероприятиях, изменениях в программе и т.д.).

5. Еженедельные записки (сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию).

6. Доска объявлений (настенный экран, который помогает информировать родителей о собраниях на день и др.).

Все вышеперечисленные формы помогают родителям узнать о детском саде, описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем, эффективнее осуществлять педагогическое просвещение родителей воспитанников.

Результатом совместной работы является высокий процент их включенности в совместные мероприятия, проводимые в детском саду и группе к 2021-2022 учебному году

Каждая встреча с родителями дает мне повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время я пришла к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

Проведя повторное анкетирование и проанализировав ответы родителей, пришла к следующим выводам.

1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей.

12

2. Практически все родители читают педагогическую литературу 40% - регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 60% - регулярно.

3. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада.

4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 60% родителей, на родительских конференциях - 30%.

Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования нетрадиционных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.


Заключение


Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Проведенные мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми. Они получили много полезной информации по психологии и педагогике, много узнали о своих детях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.





Список литературы



1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы [Текст] /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.

2. Амонашвили, Ш. А., В школу с шести лет [Текст] / Ш.А Амонашвили - М.: Просвещение, 1986.- 176с.

3.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2020. №4 - с 33-38

4. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как? [Текст] // Ю.Б. Гиппен-рейтер - М.: Сфера, 2015.-240с.

5. Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2018 г. - 144с

6. Дергачева, О.М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов моло-дых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - с 26-30.

7. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2019. - 224с

8.Закон РФ «Об образовании» [Текст] - http://www.consultant.ru/popular/edu.

9. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ[Текст] / Методи-ческий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 с.

10. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ [Текст] / Методическое по-собие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2019. - 128с.

11. История дошкольной педагогики [Текст] / Учебное пособие для студен-тов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

12.Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеу-

15

лина - М.: Сфера, 2017 - 112 с.

13. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образователь-ным учреждением [Текст] Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2018. - 184 с.

14. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду [Текст] 2-я млад-шая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018. - 104 с.

15.Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания [Текст]/ Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

16. Никитина, Л. А. Мама или детский сад [Текст] / Л.А. Никитина - М.: Просвещение, 1990. - 96с.

17. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников[Текст] / Л.Ф. Островская - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

18. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2013. -528 л.

19. Петроченко, Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике [Текст] / Г.Г. Петреченко - Минск, 1984. - 240с.

20. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии [Текст] / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2015. - №4.-с.98-114.

21.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Ме-тодическое пособие для работников дошкольных образовательных учрежде-ний / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. - 176 с.

22. Семейное воспитание [Текст] / Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319с.

23. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй [Текст] / Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2006. - 80с.


Приложение


Таблица 1

Ответы родителей на вопросы анкеты вначале года


Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?


Взаимоотношения между детьми

1

Взаимоотношения между детьми и родителями

6

Организация здорового образа жизни ребенка

2

Приобщение к культурным ценностям

1

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли Вы педагогическую литературу?


Читаю регулярно

1

Читаю иногда

4

Не читаю

5

3. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?


Читаю регулярно

1

Читаю иногда

3

Не читаю

6

4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?


На родительских собраниях

6

На родительских конференциях

0

В индивидуальных беседах со специалистами

3

На занятиях, в игровой форме

1

Другие (назовите)

0








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.