12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Елена Васильевна66








Конспект урока

Николай Майоров

МОУ «Миасская СОШ №1»

Учитель Сергеева ЕВ






















Николай Майоров

t1685711679aa.jpg










Цель урока: познакомить с презентацией о жизни и творчестве Н. Майорова, со стихотворением «Мы», проанализировать стихотворение, подготовить к написанию творческой работы;

-показать, что именно поэзия соединила патриотические чувства с глубокими личными переживаниями лирического героя;

- развивать навыки выразительного чтения, умения слушать. делать записи, анализировать стихотворение; применять новые знания в творческой работе.

-воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к поэзии военного времени.

Оборудование: выставка книг о войне, презентация, распечатанные материалы к творческой работе.

Ход урока

1.Музыкальная заставка – начало песни «Священная война»

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны,

В том, что они кто старше, кто моложе, остались там,

Но не о том же речь, что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том,

Но все же, все же, все же…

Эти слова из стихотворения А. Твардовского. О чем они? Поэт размышляет о чувстве вины перед теми, кто погиб. Виноват в том, что он жив, а другие погибли? Твардовский не был солдатом. В качестве военного корреспондента бывал и на фронте. Он признавался, что по ночам ему было так страшно, что хотелось уйти из жизни. Лучше бы погиб на фронте, тогда бы не было такого острого чувства вины перед погибшими.

Твардовский же написал и бессмертную поэму «Василий Теркин». Главная мысль произведения в словах: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Сегодня мы читаем «строки, опаленные войной…» тех поэтов, которые погибли.

. Поэзия, особенно в начале войны, была необходима так же, как оружие.


Через 3 дня после объявления войны Василий Лебедев – Кумач написал слова к песне «Священная война».

t1685711679ab.jpg








Вt1685711679ac.jpg ней поэт призывал: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»








Все страна и поднялась на защиту Родины. Страшная цифра- война унесла 27 миллионов жизней Более 1200 поэтов и писателей ушли на фронт. Свыше 400 погибли.

Навсегда остались в истории двадцатилетними

-




Павел Давидович Коган- 1918-1942г. Разведчик, погиб 23 января 1942 г.

t1685711679ad.jpg










-Михаил Валентинович Кульчицкий. 1919-1943

- Николай Петрович Майоров. 1919-1942 г.

Это именно он написал: «Нам не дано спокойно спать в могиле».(читаем в учебнике о нем)

Сегодня знакомимся с презентацией, рассказывающей о жизни поэта, читаем стихотворение «Мы», анализируем его.

Итак, Николай Петрович Майоров.

2.Смотрим презентацию о жизни поэта (подготовил ученик)

3. История создания стихотворения «Мы». Стихотворение написано в 1940 г., то есть о войне и до войны. Почему? Поэт предвидел как историк эти трагические события и свою раннюю смерть.

. Стихотворение вошло почти во все поэтические сборники произведений о войне. Посмертно Николай Майоров был принят в Союз писателей СССР в 1961 году, в 1962 был опубликован сборник его стихотворений «Мы».

Словарная работа: в учебнике читаем, что такое обмотки, каталог с ударением на а)

4. Чтение стихотворения «Мы» (ученики по строфам читают наизусть)

Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы жгли костры и вспять пускали реки.
Нам не хватало неба и воды.
Упрямой жизни в каждом человеке
Железом обозначены следы —
Так в нас запали прошлого приметы.
А как любили мы — спросите жен!

Пройдут века, и вам солгут портреты,
Где нашей жизни ход изображен.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Но время шло. Меняли реки русла.
И жили мы, не тратя лишних слов ,
Чтоб к вам прийти лишь в пересказах устных
Да в серой прозе наших дневников .
Мы брали пламя голыми руками.
Грудь раскрывали ветру . Из ковша
Тянули воду полными глотками
И в женщину влюблялись не спеша.
И шли вперед, и падали, и, еле
В обмотках грубых ноги волоча,
Мы видели, как женщины глядели
На нашего шального трубача.
А тот трубил, мир ни во что не ставя
(Ремень сползал с покатого плеча),
Он тоже дома женщину оставил,
Не оглянувшись даже сгоряча.
Был камень тверд, уступы каменисты,
Почти со всех сторон окружены,
Глядели вверх — и небо было чисто,
Как светлый лоб оставленной жены.
Так я пишу. Пусть неточны слова,
И слог тяжел, и выраженья грубы!
О нас прошла всесветная молва.
Нам жажда зноем выпрямила губы.
Мир, как окно, для воздуха распахнут
Он нами пройден, пройден до конца,
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца.
И как бы ни давили память годы,
Нас не забудут потому вовек,
Что, всей планете делая погоду,
Мы в плоть одели слово «Человек»!


5. Анализ стихотворения

-О чем стихотворение? О ком? О каком поколении идет речь? (группа учеников-биографов)

-Почему стихотворение так называется?

- Найдите в тексте приметы военного времени.

- Как показано поколение тех лет?

-Что главное в этих людях? (умение преодолевать трудности)

-Как эти люди преодолевали трудности?

- Докажите текстом.

Главные мысли стихотворения? В каких строчках стихотворения пишет Н. Майоров о проблеме памяти? Как вы их понимаете?

6. Сообщение об особенностях композиции стихотворения. (ученик)

7. Изобразительные средства стихотворения (группа учеников- литературоведов)


- Как вы понимаете строчки стихотворения: «Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете как миф о людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы».

- Как вы понимаете последнее четверостишие? (оптимизм)

- Тема стихотворения? Идея (готовность предвоенного поколения отдать жизнь за мир на земле)? Жанр? (послание? философская лирика? патриотическая лирика?) Николай Майоров, без сомнения, стал бы выдающимся поэтом, написал еще много произведений.


Работа в группах

1группа. Ответ на вопрос: «В чем заключается подвиг предвоенного поколения?»

2 группа. Приведите аргументы в доказательство того, что все тяготы войны легли на плечи предвоенного поколения

3группа. Примеры произведений о войне. Цитирование.

4.группа Читаем с комментарием самые сильные строки стихотворения на выбор

Проверка и обсуждение работ.

Как вы понимаете последние четыре строчки стихотворения?

В чем современность этого стихотворения?

Это стихотворение о любви к Родине, о готовности отдать жизнь, защищая самое дорогое. Как жаль, что так рано ушел из жизни Николай Майоров. Но и те стихотворения, которые дошли до нас, бессмертны.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Но как оптимистично звучат вот это маленькое стихотворение поэта

Моя земля - одна моя планета.

Она живет среди ночей и звезд:

Мне говорят, что путь бойца-поэта

В ее ночах не очень будет прост.

Но я иду.

Шел, куда посылала Родина, защищая ее словом и делом.


. Дома ребята пишут сочинение о подвиге предвоенного поколения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.