Конспект урока литературы в 9 классе «Что такое счастье?»

2
1
Материал опубликован 30 September 2017

Мельникова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «ОСОШ №1»

Сентябрь 2016 г

Разработка урока по литературе в 9 классе.

Тема:  «Что такое счастье?»

Цель: сформировать понятие о нравственно-философской категории «счастье»

Задачи:

дать объяснение понятию «Счастье»

провести словарную работу со словом счастье

дать знание о том, что существуют субъективное и объективное понимание счастья

Оборудование: проектор, словари (Даль, Ожегов, Ушаков)

I Учитель: Сегодня мне бы хотелось вместе с вами ответить на вопрос, который волнует многих людей, но однозначный ответ так и не найден. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь, посмотрев фрагмент фильма.

Фрагмент х/ф «Доживем до понедельника»(сочинение о счастье)

Учитель: Сейчас вы посмотрели отрывок лирической киноповести   «Доживем до понедельника». Снят этот фильм в XX веке, в 1968 году. Этот фильм о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов.

- На какой вопрос пытались ответить ученики-герои этого фильма? (Что такое счастье?) Вот и мы с вами сегодня тоже попытаемся ответить на этот вопрос, используя личный опыт и приводя аргументы из  литературных произведений.

II Тренинг для учеников.

Учитель: Я буду задавать вам  вопросы о счастье, а вы – отвечать по очереди. Пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его.

Какого счастье цвета?

Продолжите предложение: Счастье - это когда рядом…

Какого счастье  размера?

Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какое счастье  на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза. (Дети открывают глаза)

Так что же такое счастье? Это эмоция.

Какая это эмоция? (теплая, радостная)

III Словарная работа.

Учитель: Сейчас я раздам вам разные словари. Ваша задача найти определение слова счастье. (ученики находят и зачитывают).

- Какие слова есть в каждом определении? (состояние, удовлетворение)

Запись в тетрадях: Счастье - Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения от реализации своих потребностей).

Учитель: А теперь подберите к счастью синонимы Подбор и запись в тетрадях.

Синонимы: благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение, вовременье, вовремянье,город, доля, лафа, малина, массель, наслаждение, нахес, предназначение, пруха, синяя птица, случай, состояние, судьба, счастливый конец, счастьице, талан, удача, удачливость, улет, успех, участь, фарт,фортуна

Учитель: Следующее задание – подобрать антонимы. Подбор и запись в тетрадях.

Антонимы: несчастье, горе, беда, злосчастье.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие к счастью.

III Учитель: Вот одна из притч о счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. 
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. 
— Слепи мне счастье, — попросил человек. 
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
  – Какой вывод вы можете сделать? (Вывод один: каждый человек лепит свое счастье сам.)

Что является счастьем для вас?

Просмотр отрывка из мультфильма «Летучий корабль».

Обсуждение: что счастье для героев (для Забавы, царя, Полкана, Ивана)?

Учитель: Мы можем сделать вывод о том, что понятие счастья субьективно, т.е. у каждого человека свое счастье. Запишите в тетради – какое счастье может быть субьективным?

Запись в тетрадях: Субьективные понятия (деньги, работа, карьера, семья, дети, автомобили, власть, знаменитость)

Учитель: Но существуют ли важные для каждого человека понятия о счастье?

МИР, ЗДОРОВЬЕ, СВОБОДА, ЛЮБОВЬ.

Такие понятия о счастье можно назвать базовыми (или обьективными), т.к. важными для любого человека независимо от его пола, возраста или материального положения.

Запись в тетрадях: Базовые понятия (мир, здоровье, свобода, любовь)

IV

Учитель: Итак, что сегодня на уроке мы с вами поняли о счастье? (Это эмоция, удовлетворение от реализации потребностей. Счастье субьективно, но есть базовые понятия о счастье)

Домашнее задание: Рисунок или коллаж «Мое СЧАСТЬЕ»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Мария Александровна! Благодаря вам смогут понять, что часто они бывают счастливы не осознавая это.

27 December 2018