Конспект урока литературы в 9 классе «Что такое счастье?»
Мельникова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «ОСОШ №1»
Сентябрь 2016 г
Разработка урока по литературе в 9 классе.
Тема: «Что такое счастье?»
Цель: сформировать понятие о нравственно-философской категории «счастье»
Задачи:
дать объяснение понятию «Счастье»
провести словарную работу со словом счастье
дать знание о том, что существуют субъективное и объективное понимание счастья
Оборудование: проектор, словари (Даль, Ожегов, Ушаков)
I Учитель: Сегодня мне бы хотелось вместе с вами ответить на вопрос, который волнует многих людей, но однозначный ответ так и не найден. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь, посмотрев фрагмент фильма.
Фрагмент х/ф «Доживем до понедельника»(сочинение о счастье)
Учитель: Сейчас вы посмотрели отрывок лирической киноповести «Доживем до понедельника». Снят этот фильм в XX веке, в 1968 году. Этот фильм о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов.
- На какой вопрос пытались ответить ученики-герои этого фильма? (Что такое счастье?) Вот и мы с вами сегодня тоже попытаемся ответить на этот вопрос, используя личный опыт и приводя аргументы из литературных произведений.
II Тренинг для учеников.
Учитель: Я буду задавать вам вопросы о счастье, а вы – отвечать по очереди. Пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его.
Какого счастье цвета?
Продолжите предложение: Счастье - это когда рядом…
Какого счастье размера?
Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?
Какое счастье на вкус?
Спасибо! Можете открыть глаза. (Дети открывают глаза)
Так что же такое счастье? Это эмоция.
Какая это эмоция? (теплая, радостная)
III Словарная работа.
Учитель: Сейчас я раздам вам разные словари. Ваша задача найти определение слова счастье. (ученики находят и зачитывают).
- Какие слова есть в каждом определении? (состояние, удовлетворение)
Запись в тетрадях: Счастье - Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения от реализации своих потребностей).
Учитель: А теперь подберите к счастью синонимы Подбор и запись в тетрадях.
Синонимы: благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение, вовременье, вовремянье,город, доля, лафа, малина, массель, наслаждение, нахес, предназначение, пруха, синяя птица, случай, состояние, судьба, счастливый конец, счастьице, талан, удача, удачливость, улет, успех, участь, фарт,фортуна
Учитель: Следующее задание – подобрать антонимы. Подбор и запись в тетрадях.
Антонимы: несчастье, горе, беда, злосчастье.
Молодцы! Продолжаем наше путешествие к счастью.
III Учитель: Вот одна из притч о счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
– Какой вывод вы можете сделать? (Вывод один: каждый человек лепит свое счастье сам.)
Что является счастьем для вас?
Просмотр отрывка из мультфильма «Летучий корабль».
Обсуждение: что счастье для героев (для Забавы, царя, Полкана, Ивана)?
Учитель: Мы можем сделать вывод о том, что понятие счастья субьективно, т.е. у каждого человека свое счастье. Запишите в тетради – какое счастье может быть субьективным?
Запись в тетрадях: Субьективные понятия (деньги, работа, карьера, семья, дети, автомобили, власть, знаменитость)
Учитель: Но существуют ли важные для каждого человека понятия о счастье?
МИР, ЗДОРОВЬЕ, СВОБОДА, ЛЮБОВЬ.
Такие понятия о счастье можно назвать базовыми (или обьективными), т.к. важными для любого человека независимо от его пола, возраста или материального положения.
Запись в тетрадях: Базовые понятия (мир, здоровье, свобода, любовь)
IV
Учитель: Итак, что сегодня на уроке мы с вами поняли о счастье? (Это эмоция, удовлетворение от реализации потребностей. Счастье субьективно, но есть базовые понятия о счастье)
Домашнее задание: Рисунок или коллаж «Мое СЧАСТЬЕ»
Смоленцева Галина Леонидовна