12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Кристина Андреевна57
Россия, Московская обл., Ивантеевка
















Конспект урока

В 4 классе

по литературному чтению





учителя начальных классов

Сергеевой Кристины Андреевны















Москва, 2021


Тема урока: Николай Михайлович Рубцов
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
повторение, коррекция и более глубокое осмысление материала по теме «Николай Михайлович Рубцов»

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о природе, выражая уважительное отношение к ней;

- с гордостью относиться к произведениям русских писателей

-выражение положительного отношение к процессу познания; проявление внимания, желание больше узнать.


Метапредметные (УУД):

Регулятивные:
-
целеполагание;
- контроль;

- оценка, самооценка.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- рефлексия результатов деятельности обучающихся на уроке;

- анализ и синтез объектов;

- умение классифицировать;

- доказательство.

Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении задания.

Предметные:

Обучающиеся должны знать:
- содержание стихотворений Н.М. Рубцова («Березы», «Тихая моя родина», «Ласточка»)

Обучающиеся должны уметь:
- соотносить произведение с его автором, иллюстрацию с текстом произведения;
- ориентироваться в тексте произведения, отвечать на вопросы по тексту.


Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):


Для учителя

Компьютер, проектор, экран, презентация «Николай Михайлович Рубцов», магнитная доска, магниты, портрет поэта Н.М. Рубцова

Для обучающегося

Учебник по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. для 4 класса часть 2, рабочая тетрадь к учебнику, пенал, сигнальные карточки красного и зеленого цвета (56 шт.), карточка с ребусом (14 шт.), карточки для вставки слов в текст (28 шт.)


Информационные источники:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций: в 2 ч. Ч. 2/ [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 3-е изд., 2013. – 192 с.: ил.

Содержание урока


Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Средства, оборудование

Организационный этап


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут – Кристина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебник, пенал и сигнальные карточки красного и зеленого цветов.
- Садитесь.




Дети проверяют готовность к уроку.


Садятся.



Подготовка к активной и сознательной работе




Иллюстрации







Беседа


















Иллюстрация

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Здесь три иллюстрации. Как вы думаете, что между ними общего?

- Значит, о чем же (или может быть о ком) мы сегодня с вами на уроке будем говорить?

- Давайте же узнаем побольше о жизни Н.М. Рубцова

Рубцов Николай Михайлович, (3 января 1936 – 19 января 1971), русский советский поэт

Родился в селе Емецк Архангельской области, в многодетной семье. В 1942, после смерти родителей, был направлен в Никольский детский дом на Вологодчине. Окончив семь классов, поступил в Тотемский лесотехнический техникум.

В 1955 жил в Ленинграде у брата и работал слесарем на заводе, в 1956-1958 служил на Северном флоте.

В 1962, представив свои первые стихи, успешно выдержал конкурс на поступление в Литературный институт. Первый небольшой сборник стихов Рубцова «Лирика» вышел в 1965 в Архангельске. До своей трагической гибели опубликовал ещё три сборника, названия которых отражают основную направленность его поэзии: «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). В элегических стихах поэта – его привязанность к русской деревне, миру тишины, звёзд, воды, берёз, родным просторам.


Стихотворения на эти темы написал поэт Николай Михайлович Рубцов


Сегодня мы будем говорить о Николае Рубцове





П: анализ, синтез











Р: целеполагание














П: поиск и выделение необходимой информации

Доска, слайд 1







Слайды























Обобщение и систематизация материала



Объяснение

Практическая работа























Объяснение

Беседа

























Работа с рабочей тетрадью








Практическая работа















Объяснение

Беседа


















Практическая работа

























Объяснение

Беседа










Беседа



- Теперь, когда вы знаете больше о жизни поэта и знаете некоторые из его произведений, выполните задание

Восполнить текст про поэта

Н.М.Рубцов был _______________ и _____________ человеком. 

Он ____________природу, __________ и _______________. В его стихах слышится __________.____________.__________________.

Слова для справок:
(Эмоциональный, творческий, злым, любящий, активный, знающий, любил, ненавидел, уважал, понимал, ценил, животные, люди, цветы, призыв, уверенность, любовь, щедрость души, восторг, восхищение, радость, гордость).

- Замечательно, ребята! У вас у всех получились разные и интересные тексты.

- А сейчас я предлагаю вам проверить, как хорошо вы знаете стихотворения Н.М. Рубцова, которые изучили. Я буду вам читать строчки из стихотворений, а вы должны определить, как оно называется. С места не выкрикиваем, спрашиваю только по поднятой руке. Если вы согласны с ответом товарища, то поднимайте зеленую карточку, если нет, то – красную. Итак, слушайте внимательно! (Учитель выразительно читает отрывки из стихотворений)

А) Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви

Б) Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

В) Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Г) На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…

- Молодцы! Давайте поработаем чуть-чуть в рабочей тетради. Откройте пожалуйста стр.69 задание №1.

- Что же у вас получилось в задании. Как называется первое стихотворение, из которого взято это четверостишие? А что насчет второго?

- Очень хорошо! Ребята, давайте попробуем сочинить синквейн. Синквейн — это стихотворение из пяти строк. 

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом – именем существительным. 
2 строка – описание темы. Подберите имена прилагательные, характеризующие ласточку. 
3 строка – описание действия в рамках этой темы. Подберите слова - (глаголы), которые подойдут для характеристики ласточки. 
4 строка – отношение автора к данной теме. Фраза из четырёх слов. 
5 строка – повторить суть темы. Одно слово – синоним к первому на эмоциональном уровне.


Например, Ласточка 
Чувствительная, маленькая 
Летает, ищет, рыдает 
Автор сопереживает горю птицы. 

Страдалица, мать

- Какие интересные синквейны у вас получились!

- Ребята, может кто-нибудь из вас хочет зачитать стихотворение Рубцова «Тихая моя родина» наизусть?

-Давайте поговорим немного о родине.

Какое место вызывает у вас приятные воспоминания, где вы стремитесь бывать как можно чаще? Это и есть наша маленькая родина. 
– Бывает ли человек без Родины? 
– Как вы думаете, а поэт Н. М. Рубцов, что считает своей родиной?


- Замечательно! А сейчас, я предлагаю вам разгадать ребус. Разгадав его, вы узнаете, какая народная половица выражает главную мысль и настроение стихотворения?

Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.




н

к

т

о

е

а

р

д

а

ш

з

а

с

и

л

ч

н

ш

м

м

и

е

е

е

ш

а

н

р




1

24

3

11

5

19

15

21

2

7

12

25

23

16

22

20

28

4

8

14

17

9

27

10

18

26











- Так какая пословица была здесь зашифрована?



- Какие вы молодцы» Ребята, кто - нибудь из вас хочет прочитать стихотворение «Березы»?



- Какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне) 
- Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение?




- Какие же вы все молодцы! Ответьте на последний на сегодня вопрос. По вашему мнению, Н.М.Рубцов был хорошим человеком и поэтом? Почему?




Ученики восполняют данный им текст



























«Березы»





«Ласточки»





«Тихая моя родина»



«Березы»






Ученики выполняют задание в рабочей тетради.



«Весна в лесу»

«Ласточка»







Ученики придумывают синквейны и зачитывают их классу











Ученик у доски рассказывает стихотворение «Тихая моя родина»




Свою деревню

















«Нет земли краше, чем Родина наша»

Ученик читает стихотворение Н.М. Рубцова «Березы»


Поэт вспоминает детство, березу над могилой матери, гибель отца на войне

Хотел пробудить в нас умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание, любить свою Родину так, как любил её он

Ученики отвечают на вопрос, выражая и доказывая свое мнение

Р: коррекция

































П: умение классифицировать



























П: анализ, умение сравнивать, обобщать























П: доказательство

П: поиск и выделение необходимой информации













Р: контроль, оценка

П: умение классифицировать

П: установление причинно-следственных связей

П: доказательство



















П: умение анализировать

П: доказательство







Карточки для вставки слов (28 шт.)
































Конспект с отрывками из стихотворений






















План синквейна на слайде































Карточки с ребусом (14 шт.)











































Подведение итогов урока

Беседа

- Какого поэта мы сегодня проходили?

- Какие стихотворения мы сегодня с вами вспомнили?





Закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на слайде:

- На уроке я работал...

- Я достаточно легко справился с...

- Мне было сложно выполнять…

- Своей работой на уроке я….

(Учитель спрашивает несколько детей.)

- Мне было интересно с вами работать. Вы были активны, работали с интересом, придумали очень хорошие стихотворения. Удачи вам на остальных уроках! Урок окончен, до свидания.

Николая Михайловича Рубцова

«Березы»,

«Тихая моя родина», «Ласточка»



Дети проводят самоанализ своей деятельности на уроке.








П: рефлексия результатов деятельности на уроке








Дублирование на слайде


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.