Урок литературы в 6 классе «Русский характер» ( по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

5
1
Материал опубликован 13 August 2020




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Центр образования»












Урок литературы в 6 классе

«Русский характер»

( по сказу Н.С. Лескова «Левша»)


(в рамках конкурса «Современный урок: работаем по ФГОС»)


















Разработала: Дигаева О.В.,

учитель русского языка и

литературы






г. Зея, 2020

Тема урока: «Русский характер» (по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по сказу Н.С. Лескова «Левша».

Задачи:

Выявить черты характера героя, присущие русскому народу.

Увидеть авторское отношение к герою.


Планируемые результаты:

Предметные - осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею сказа, выделить черты левши, присущие русскому народу.

Метапредметные:

Личностные – учащиеся выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – учащиеся воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов.

Регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – учащиеся умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.

Ресурсы:

Портрет Н.С. Лескова;

Портреты Левши, выполненные обучающимися;

Презентация.

УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2016
















Ход урока:

1.Мотивация

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Из знаний ваших и умений

Мы вместе сотворим урок!

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

2. Актуализация

Учитель: Предлагаю начать наш урок с шарады.

СЛАЙД 1,2 Название какого произведения зашифровано (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»)

Учитель: Кто автор этого произведения? (Приложение1)

3. Целеполагание

Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по сказу Лескова, а что мы делаем на заключительных уроках (повторяем, обобщаем, подводим итоги, систематизируем).

Учитель: А поможет нам в этом эпиграф: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброта». В.М. Шукшин, русский советский писатель, режиссер, сценарист, актер.

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Учитель: Так что же будет предметом нашего разговора? (русский народ, русский характер, его положительные качества)

Учитель: Сформулируйте тему урока:«Русский характер» (по сказу Лескова «Левша»).

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по сказу «Левша»

Задачи:

1)Выделить черты характера левши, присущие русскому народу.

2)Увидеть отношение автора к герою.

4. Обобщение и повторение.

Учитель: А начнем мы с разминки. Разгадайте кроссворд.(Приложение 2)

Учитель: Какие существительные вы записали?

Учитель: С какой буквы пишется слово левша в тексте?

Учитель: Почему? (имя нарицательное, обобщенный образ русского народа)

Учитель: Я предлагаю вам сегодня говорить о левше как о литературном герое, чтобы его имя из нарицательного превратилось в имя собственное.

(вывешиваю портреты Левши, нарисованные обучающимися).

Учитель: Как автор изображает Левшу? ( Гл. 6 косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при учении выдраны).

Учитель: Что вы можете сказать о внешности Левши? (Внешне Левша некрасивый, но можно ли судить о герое только по внешности? Главное в человеке – это его внутренний мир).

Учитель: Произведение написано в жанре сказа. Дайте определение этому жанру (Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные традиции, предания и легенды, которые возникли на основе реальных событий).

Учитель: Почему писатель выбрал именно этот жанр? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей).

Учитель: Кем мог быть рассказчик? (простой человек, возможно, это ремесленник, мастеровой).

Учитель: Как вы догадались об этом? (в тексте есть слова искажения – мелкоскоп, долбица, пубель, кирамиды.) Такие искажения свойственны для простого народа.

Учитель: А что помогает нам понять это? Нам помогла это понять деталь. Может быть вот эта деталь?(показывают небольшую металлическую деталь).

СЛАЙД 3 Художественная деталь – это выразительная подробность в произведении, которая помогает читателю глубже представить время и место действия, внешний облик героя, понять авторское отношение к происходящим событиям и героям.

Учитель: А теперь вернемся к нашему герою и обратимся к тексту сказа.

Ответьте на предложенные вопросы и найдите те детали, которые бы указали на черты характера Левши. Ответ запишите на деталях, которые находятся у вас в конвертах на столе. (Приложение 3)

-Не забудьте о правилах работы в группах:

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

Организуется дискуссия. Каждая группа выходит и аргументирует свою точку зрения и называет качество характера героя.

Учитель: Какими же качествами характера обладает герой? (скромный, добрый, бескорыстный, любит свою родину, уважительно относится к работе других мастеров, трудолюбивый)

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Разница между этими словами и сказом Лескова чуть менее ста лет, если точно, то 93 года. Что их объединяет? (Любовь к своему народу, гордость за Россию, великую страну с богатым историческим и культурным наследием)

Слайды 4,5,6,7,8,9

Обучающаяся читает стихотворение О. Дрожжиной «Таинственная русская душа».(Приложение 4)

Итог урока:

Учитель: О чём мы сегодня говорили (о русском характере, о его лучших качествах). Мы говорили о себе. Россия - многонациональное государство, и все мы живём в мире и согласии.

Рефлексия: Я прошу вас взять листы самооценки и оценить работу в группе. (Приложение5) Обоснуйте свой выбор, используя подкову определенного цвета.


Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.


Домашнее задание.

Задание: Ребята, я вам предлагаю, почувствовать себя в роли русского мастера-творца. А для этого, вам необходимо расписать заготовки деревянной матрешки для декоративно-прикладного творчества. Когда Вы их принесете, мы устроим выставку и оценим творчество каждого из вас.















Приложение 1





t1597328796aa.jpg​​​​​​​























Приложение 2



КРОССВОРД

1. Главный герой сказа Н. С. Лескова.

2. Город, где жил косой левша.

3. Одна из книг, прочитанных левшой.

4. Без чего увезли левшу в Петербург?

5. Танец блохи.

6. Лучший сахар в России.

7. Нимфозория на серебряном подносе.

t1597328796ab.png

































Приложение 3

Вопросы

1 группа

Вопросы к главе 5

Как тульские мастера отнеслись к работе английских мастеров?

Вопрос к главе 9

Почему мастера не раскрыли свой секрет Платову?

2 группа

Вопрос к главе 5

Что именно «надеялись устроить тульские мастера, дабы не быть в постыждении»?

Вопрос к главе 7

Что рассказчик говорит о работе мастеров?


3 группа

Вопрос к главе 14

Как Левша расстался с Платовым?

Вопрос к главе 14

Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил?


4 группа

Вопросы к главам 15,16,17

Почему Левша не согласился остаться в Англии?














Приложение 4

Ольга Дрожжина

Таинственная русская душа

А за душою так часто ни гроша

Зато любви и теплоты не счесть,

А также доблесть и отвага есть!


Она накормит и уложит спать,

И не беда, что в пять утра вставать,

Всё выслушать сумеет и поймёт,

Она утешит и слезу утрёт.


Не убоится пули и свинца,

За веру будет биться до конца.

Живёт, то каясь, то опять грешна,

Таинственная русская душа.






























Приложения 5



Лист самооценивания

Работа в группе

Золотая t1597328796ac.gif


Зеленая t1597328796ad.gif

Синяя t1597328796ae.gif

Мы поработали отлично

Мы работали хорошо, но у нас не всё получилось

Мы старались

Наша группа работа как единая команда




Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе




Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу




В нашей группе мы уважали мнение каждого










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии