Программа кружка «Нитяная графика» (1–4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Паутинка» разработана на основе следующих нормативных документов:
· Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
· Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
· Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373.
· Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8 г. Новосибирска.
Программа кружка нитяной графики «Паутинка» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.
Изонить - доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер.
Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких, цветных ниток.
Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Цель программы – развитие творческих способностей в процессе обучения техники изонить.
Задачи программы:
- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;
- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомера;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать коммуникативные способности детей;
- воспитывать интерес к изонити;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.
Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.
Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Продолжительность занятий строится из расчёта 52 часа (2 часа в неделю, занятия начинаются во второй четверти).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
· Проявлять позитивные чувства по отношению к творчеству своего народа.
· Проявлять положительное отношение к ручной работе, принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
· Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к занятиям, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
· Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии.
· Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
· Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
· Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
· Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
· Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при выполнении работы, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД
· Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в схемах вышивки.
· Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении схем.
Регулятивные УУД
· Осмыслять цели изучения темы. Сохранять учебную задачу занятия.
· Планировать свои действия на отдельных этапах занятия. Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем).
· Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
· Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Коммуникативные УУД
· Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
· Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
· Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
· Сверять выполнение работы по алгоритму, данному учителем.
· Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
· Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
· Работать с электронным текстом.
· Использовать ресурсы электронных библиотек.
· Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
· Использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
· Выполнять компенсирующие физические упражнения.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
· Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
· Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
· Находить информацию по заданной теме;
· Различать инструменты и материалы для разных видов работ;
· Понимать условные обозначения, читать схемы;
· Соблюдать последовательность изготовления изделий;
· Эстетически оформлять изделие.
· Подбирать материалы для вышивания;
· Выполнять основные элементы и узоры;
· Правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;
· Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
· Вышивать различные элементы и изделия;
· Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Самостоятельно составлять композиции;
· Создавать свои схемы.
Формы подведения итогов:
По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.
Тематическое планирование
кружка нитяной графики «Паутинка»
Четверть |
№ |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Инструменты и материалы |
Элемент «Угол» |
||||
Вторая четверть |
1 |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Инструктаж по ТБ. |
|
2 |
1 |
Последовательность выполнения угла. Обучение элементу «Угол» |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
3 |
1 |
Композиция «Морковка» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
4 |
1 |
Композиция «Рыбка» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
5 |
1 |
Композиция «Узор на закладке» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
6 |
2 |
Композиция «Кленовый лист» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
7 |
||||
8 |
2 |
Композиция «Восьмиконечная звезда» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
9 |
||||
10 |
2 |
Композиция «Абстракция» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
11 |
||||
12 |
2 |
Композиция «Снежинка» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
13 |
||||
14 |
3 |
Коллективная композиция “В мире фантазии” (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч, CD-диск |
|
15 |
||||
16 |
||||
|
Элементы «Снежинка», «Дуга» |
|||
Третья четверть |
17 |
1 |
Последовательность выполнения окружности. Элемент «Снежинка» |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
18 |
1 |
Композиция «Бусы» (элемент «Снежинка») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
19 |
2 |
Композиция “Солнышко” (элементы «Снежинка», «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
20 |
||||
21 |
1 |
Композиция «Сердечко» (элемент «Снежинка») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
22 |
1 |
Последовательность выполнения волны. Элемент «Дуга» |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
23 |
2 |
Композиция “Кораблик” (элементы «Дуга», «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
24 |
||||
25 |
3 |
Композиция “Снеговик” (элементы «Снежинка», «Угол», «Дуга») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
26 |
||||
27 |
||||
28 |
2 |
Праздничная открытка «С Новым Годом!» (элемент «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
29 |
||||
30 |
3 |
Коллективная композиция “Новогоднее панно” (элементы «Угол», «Дуга», «Снежинка») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч, ленты |
|
31 |
||||
32 |
||||
Элемент «Звездочка» |
||||
33 |
2 |
Последовательность выполнения окружности. Элемент «Звездочка» |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
34 |
||||
35 |
2 |
Композиция «Котенок» (элементы «Снежинка», «Звездочка») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
36 |
||||
Четвертая четверть |
37 |
2 |
Композиция «Мороженое» (элементы «Звездочка», «Угол») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
38 |
||||
39 |
2 |
Композиция «Лебедь» (элементы «Звездочка», «Дуга») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
40 |
||||
41 |
3 |
Композиция «Цветы в вазе» (элементы «Снежинка», «Звездочка») |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
42 |
||||
43 |
||||
Соединение всех элементов: «Угол», «Дуга», «Снежинка», «Звездочка» |
||||
44 |
2 |
Композиция «Цыпленок» (все элементы) |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
45 |
||||
46 |
2 |
Композиция «Одуванчики» (все элементы) |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
47 |
||||
48 |
2 |
Композиция «Бабочка» (все элементы) |
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
49 |
||||
50 |
3 |
Композиция «Жар-птица» (все элементы)
|
Картон, игла, мулине, ножницы, скотч |
|
51 |
||||
52 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. |
Мультимедийный проектор. |
Компьютер. |
Принтер |
Экранно-звуковые пособия |
Список литературы
1. Ермакова С.О. Большая коллекция орнаментов [Текст] / С.О.Ермакова. – М., 2006.
2. Еременко Т.И. Рукоделие [Текст] / Т.И.Еременко. – М.: легпромбытизд, 1990.
3. Максимова М.М. Вышивка первые шаги [Текст] / М.М.Максимова. – М., 2001.
4. Рачицкая Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / Е.И.Рачицкая.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
5. Мерсалова М.Н. Золотая книга женского рукоделия [Текст] / М.Н. Мерсалова. – М.: Вече, 2002.
6. Хворостухина С.А. Мастер – класс для рукодельниц [Текст] / С.А.Хворостухина. – М.,2006
7. Электронные мультимедийные ресурсы: Обучающая программа «Энциклопедия женского рукоделия».