Программа кружка для 1–4 классов «Развивалки»
ГКОУ « ЭММАУССКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Программа кружка
«Развивалки»
Срок реализации: 4 года
ТЕРЕНТЬЕВА М.В.
2016 год
Пояснительная записка.
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.
Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.
Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.
Задачи коррекционной работы:
развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
формирование умственного плана действий и речевых функций;
развитие произвольности психической деятельности.
Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.
Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития,
разделена на 4 основных блока:
1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
становление умения владеть средствами общения;
формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
формирование коллективного обсуждения заданий;
установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:
приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
расширение словарного запаса.
3. Развитие произвольности психической деятельности:
умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;
произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
4. Развитие пространственных представлений:
формирование умений различать геометрические формы;
усвоение учащимися понятия величины;
ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;
овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;
совершенствование координаций движений в пространстве;
формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.
В данный курс включены игры и упражнения, направленные на развитие у детей логического мышления, внимания, всех видов памяти, скорости мышления, обогащение словарного запаса.
Предлагаемые задания позволяют научить детей выполнять такие мыслительные операции, как:
- сравнение
- выделение существенных признаков
- обобщение
- классификация
- определение отношений «вид- род»
- анализ – синтез
Проведение занятий в игровой форме способствует развитию у детей интереса к учёбе, стремления к познанию.
Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает.
Курс рассчитан на 4 года (1 – 4 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Содержание программы.
Общие понятия:
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность.
Признаки предметов, сходство, различие, сравнение, существенные признаки.
Понятие «род – вид», понятие определения.
Знакомство с синонимами, антонимами.
Закономерности, обмены, логические задачи.
Практические занятия:
Головоломки со спичками, танграм.
Игры: «Логика», «Сложи квадрат», «Наборщик», «Внимание», «Зашифрованные слова».
Классификация, обобщение, анализ – синтез.
Упражнения на развитие всех видов памяти.
Упражнения на быстроту мышления.
Закономерности, поиск 9-го.
Обмены, логические задачи.
Схема построения коррекционно-развивающего занятия
1. Введение в занятие
2. Основное содержание занятии
3. Заключительный этап занятия
Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.
В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.
Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.
Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.
Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.
Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.
Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.
Календарно – тематическое планирование.
1 класс (32 часа)
№ |
Название темы. |
Количество часов |
Из них: |
|
Теорет. |
Практ. |
|||
1 |
Головоломки со спичками |
2 |
- |
2 |
2 |
Логические задачи |
3 |
1 |
2 |
3 |
Игра «Логика» |
3 |
- |
3 |
4 |
Танграм |
2 |
- |
2 |
5 |
Геометрические фигуры |
2 |
1 |
1 |
6 |
Анализ – синтез |
2 |
1 |
1 |
7 |
Сравнение |
2 |
1 |
1 |
8 |
Существенные признаки предметов |
4 |
2 |
2 |
9 |
Классификация |
4 |
2 |
2 |
10 |
Понятия «род – вид» |
4 |
2 |
2 |
11 |
Развитие речи |
2 |
- |
2 |
12 |
Тестирование |
2 |
- |
2 |
ИТОГО: |
32 |
10 |
22 |
Планирование занятий:
№ занятия |
Содержание занятия. |
1 |
Геометрические фигуры |
2 |
Признаки предметов. Загадки. |
3 |
Геометрические фигуры. Игра «Сложи квадрат» |
4 |
Развитие речи. Анаграммы. |
5 |
Признаки предметов. Классификация. |
6 |
Развитие речи. Игра «Зашифрованные слова» |
7 |
Игры «Внимание», «Логика» |
8 |
Признаки предметов. Существенные признаки. |
9 |
Понятие «род – вид» |
10 |
Ребусы. Анализ – синтез. |
11 |
Закономерности. Логические задачи. |
12 |
Игра «Внимание». Понятие «род – вид». |
13 |
Признаки предметов. Классификация. |
14 |
Признаки предметов. Существенные признаки. |
15 |
Закономерности. Танграм. |
16 |
Понятие «род – вид». |
17 |
Классификация. Игра «Наборщик» |
18 |
Понятие «род – вид» |
19 |
Признаки предметов. Существенные признаки. |
20 |
Логические задачи. |
21 |
Игра «Логика» |
22 |
Головоломки со спичками. |
23 |
Логические задачи. |
24 |
Анализ – синтез. Игра «Наборщик» |
25 |
Признаки предметов. Сравнение. |
26 |
Игра «Логика» |
27 |
Признаки слов. Сравнение. |
28 |
Классификация. |
29 |
Понятие «род – вид». |
30 |
Головоломки со спичками. |
31-32 |
Тестирование |
Ожидаемые результаты :
Уметь называть признаки предметов
Знать основные геометрические фигуры
Уметь классифицировать предметы по различным признакам
Уметь сравнивать предметы
Находить простейшие закономерности
Решать простейшие логические задачи
2 класс (33 часа)
№ |
Название темы. |
Количество часов |
Из них: |
|
Теорет. |
Практ. |
|||
1 |
Логические задачи |
5 |
1 |
4 |
2 |
Закономерности |
5 |
1 |
4 |
3 |
Поиск девятого |
4 |
1 |
3 |
4 |
Обмены |
4 |
1 |
3 |
5 |
Игра «Логика» |
4 |
- |
4 |
6 |
Анализ – синтез |
1 |
- |
1 |
7 |
Развитие внимания |
4 |
1 |
3 |
8 |
Развитие речи |
3 |
1 |
2 |
9 |
Тестирование |
3 |
- |
3 |
ИТОГО: |
33 |
6 |
27 |
Планирование занятий:
В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.
№ занятия |
Содержание занятия. |
1 |
Признаки предметов. Закономерности. |
2 |
Классификация. Логические задачи. |
3 |
Тренировка зрительной памяти. Обмены. |
4 |
Цифровой диктант. Поиск 9. |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. |
6 |
Ребусы. Развитие речи. |
7 |
Классификация. Закономерности. |
8 |
Тренировка слуховой памяти. Игра «Логика» |
9 |
Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания. |
10 |
Классификация. Логические задачи. |
11 |
Разминка. Развитие речи. |
12 |
Цифровой диктант. Обмены. |
13 |
Тренировка слуховой памяти. Игра «Логика». |
14 |
Определения. Закономерности. |
15 |
Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9. |
16 |
Тренировка зрительной памяти. Игра «Логика» |
17 |
Логические цепочки. Развитие внимания. |
18 |
Цифровой диктант. Поиск 9 . |
19 |
Упражнения на быстроту мышления. Обмены. |
20 |
Определения. Закономерности. |
21 |
Развитие памяти. Игра «Логика» |
22 |
Классификация. Развитие внимания. |
23 |
Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9 . |
24 |
Разминка. Развитие речи. |
25 |
Существенные признаки. Обмены. |
26 |
Развитие зрительной памяти. Игра «Логика» |
27 |
Понятие «род – вид». Закономерности. |
28 |
Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания. |
29 |
Анализ – синтез. Развитие речи. |
30 |
Ребусы. Логические задачи. |
31-33 |
Тестирование |
Ожидаемые результаты :
Уметъ называть признаки предметов, выделять существенные признаки
Уметь сравнивать предметы
Находить закономерности в расположении предметов
Решать логические задачи на различие, совмещение, отрицание
У меть определять отношения род-вид
3 класс (33 часа)
№ |
Название темы. |
Количество часов |
Из них: |
|
Теорет. |
Практ. |
|||
1 |
Логические задачи |
5 |
1 |
4 |
2 |
Закономерности |
5 |
1 |
4 |
3 |
Поиск девятого |
4 |
1 |
3 |
4 |
Обмены |
4 |
1 |
3 |
5 |
Игра «Логика» |
4 |
- |
4 |
6 |
Анализ – синтез |
2 |
- |
2 |
7 |
Развитие внимания |
2 |
- |
2 |
8 |
Развитие речи |
4 |
1 |
3 |
9 |
Тестирование |
3 |
- |
3 |
ИТОГО: |
33 |
5 |
28 |
Планирование занятий:
В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.
№ занятия |
Содержание занятия. |
1 |
Развитие зрительной памяти. Закономерности. |
2 |
Классификация. Логические задачи. |
3 |
Существенные признаки. Игра «Логика» |
4 |
Разминка. Поиск 9. |
5 |
Упражнения на быстроту мышления. Обмены. |
6 |
Цифровой диктант. Развитие речи. |
7 |
Развитие слуховой памяти. Развитие внимания. |
8 |
Упражнения на быстроту мышления. Закономерности. |
9 |
Разминка. Игра «Логика» |
10 |
Ребусы. Логические задачи. |
11 |
Существенные признаки. Поиск 9. |
12 |
Цифровой диктант. Обмены. |
13 |
Определения. Развитие речи. |
14 |
Развитие зрительной памяти. Закономерности. |
15 |
Цифровой диктант. Анализ – синтез. |
16 |
Разминка. Логические задачи. |
17 |
Обобщения. Игра «Логика» |
18 |
Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9. |
19 |
Существенные признаки. Обмены. |
20 |
Развитие логической памяти. Закономерности. |
21 |
Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания. |
22 |
Разминка. Логические задачи. |
23 |
Ребусы . Развитие речи. |
24 |
Определения. Анализ – синтез. |
25 |
Классификация. Поиск 9. |
26 |
Развитие зрительной памяти. Обмены. |
27 |
Упражнения на быстроту мышления. Закономерности. |
28 |
Существенные признаки. Логические задачи. |
29 |
Разминка. Игра «Логика» |
30 |
Цифровой диктант. Развитие речи. |
31-33 |
Тестирование |
Ожидаемые результаты :
• Уметъ выделять существенные признаки
• Уметь классифицировать предметы
• Находить закономерности в расположении фигур
• Уметь давать определения через понятие «род-вид»
• Решать логические задачи
4 класс (33 часа)
№ |
Название темы. |
Количество часов |
Из них: |
|
Теорет. |
Практ. |
|||
1 |
Логические задачи |
5 |
1 |
4 |
2 |
Закономерности |
5 |
1 |
4 |
3 |
Поиск девятого |
4 |
- |
3 |
4 |
Обмены |
4 |
- |
3 |
5 |
Игра «Логика» |
4 |
- |
4 |
6 |
Анализ – синтез |
2 |
- |
2 |
7 |
Развитие внимания |
2 |
- |
2 |
8 |
Развитие речи |
4 |
1 |
3 |
9 |
Тестирование |
3 |
- |
3 |
ИТОГО: |
33 |
3 |
30 |
Планирование занятий:
В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.
№ занятия |
Содержание занятия. |
1 |
Развитие зрительной памяти. Закономерности. |
2 |
Разминка. Логические задачи. |
3 |
Существенные признаки. Игра «Логика» |
4 |
Обобщение. Поиск 9. |
5 |
Упражнения на быстроту мышления. Обмены. |
6 |
Цифровой диктант. Развитие речи. |
7 |
Развитие зрительной памяти. Развитие внимания. |
8 |
Упражнения на быстроту мышления. Закономерности. |
9 |
Разминка. Игра «Логика» |
10 |
Ребусы. Логические задачи. |
11 |
Существенные признаки. Поиск 9. |
12 |
Цифровой диктант. Обмены. |
13 |
Определения. Развитие речи. |
14 |
Тренировка логической памяти. Закономерности. |
15 |
Цифровой диктант. Анализ – синтез. |
16 |
Разминка. Логические задачи. |
17 |
Обобщения. Игра «Логика» |
18 |
Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9. |
19 |
Существенные признаки. Обмены. |
20 |
Развитие слуховой памяти. Закономерности. |
21 |
Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания. |
22 |
Разминка. Логические задачи. |
23 |
Ребусы . Развитие речи. |
24 |
Определения. Анализ – синтез. |
25 |
Классификация. Поиск 9. |
26 |
Развитие зрительной памяти. Обмены. |
27 |
Упражнения на быстроту мышления. Закономерности. |
28 |
Существенные признаки. Логические задачи. |
29 |
Разминка. Игра «Логика» |
30 |
Цифровой диктант. Развитие речи. |
31-33 |
Тестирование |
Ожидаемые результаты :
Уметь анализировать, сравнивать
Находить существенные признаки предметов
Уметь устанавливать родовидовые отношения
Уметь решать логические задачи разных видов
Находить закономерности в расположении фигур
Проверка знаний, умений и навыков проводится в форме тестирования.
Методическое обеспечение.
Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает. Занятия проводятся в игровой форме.
Для проведения занятий используются:
- раздаточный материал для учащихся
- наборы развивающих игр.
Используемая литература.
|