Программа кружка для 1–4 классов «Развивалки»

2
0
Материал опубликован 9 October 2016

ГКОУ « ЭММАУССКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Программа кружка

«Развивалки»

 

Срок реализации: 4 года

 

ТЕРЕНТЬЕВА М.В.

2016 год

Пояснительная записка.

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

Задачи коррекционной работы:

развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

формирование умственного плана действий и речевых функций;

развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития,

разделена на 4 основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

становление умения владеть средствами общения;

формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

формирование коллективного обсуждения заданий;

установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

формирование умений различать геометрические формы;

усвоение учащимися понятия величины;

ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

совершенствование координаций движений в пространстве;

формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

В данный курс включены игры и упражнения, направленные на развитие у детей логического мышления, внимания, всех видов памяти, скорости мышления, обогащение словарного запаса.

Предлагаемые задания позволяют научить детей выполнять такие мыслительные операции, как:

- сравнение

- выделение существенных признаков

- обобщение

- классификация

- определение отношений «вид- род»

- анализ – синтез

Проведение занятий в игровой форме способствует развитию у детей интереса к учёбе, стремления к познанию.

Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает.

Курс рассчитан на 4 года (1 – 4 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.

Содержание программы.

Общие понятия:

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность.

Признаки предметов, сходство, различие, сравнение, существенные признаки.

Понятие «род – вид», понятие определения.

Знакомство с синонимами, антонимами.

Закономерности, обмены, логические задачи.

Практические занятия:

Головоломки со спичками, танграм.

Игры: «Логика», «Сложи квадрат», «Наборщик», «Внимание», «Зашифрованные слова».

Классификация, обобщение, анализ – синтез.

Упражнения на развитие всех видов памяти.

Упражнения на быстроту мышления.

Закономерности, поиск 9-го.

Обмены, логические задачи.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятии

3. Заключительный этап занятия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Календарно – тематическое планирование.

1 класс (32 часа)

Название темы.

Количество

часов

Из них:

Теорет.

Практ.

1

Головоломки со спичками

2

-

2

2

Логические задачи

3

1

2

3

Игра «Логика»

3

-

3

4

Танграм

2

-

2

5

Геометрические фигуры

2

1

1

6

Анализ – синтез

2

1

1

7

Сравнение

2

1

1

8

Существенные признаки предметов

4

2

2

9

Классификация

4

2

2

10

Понятия «род – вид»

4

2

2

11

Развитие речи

2

-

2

12

Тестирование

2

-

2

 

ИТОГО:

32

10

22

Планирование занятий:

занятия

Содержание занятия.

1

Геометрические фигуры

2

Признаки предметов. Загадки.

3

Геометрические фигуры. Игра «Сложи квадрат»

4

Развитие речи. Анаграммы.

5

Признаки предметов. Классификация.

6

Развитие речи. Игра «Зашифрованные слова»

7

Игры «Внимание», «Логика»

8

Признаки предметов. Существенные признаки.

9

Понятие «род – вид»

10

Ребусы. Анализ – синтез.

11

Закономерности. Логические задачи.

12

Игра «Внимание». Понятие «род – вид».

13

Признаки предметов. Классификация.

14

Признаки предметов. Существенные признаки.

15

Закономерности. Танграм.

16

Понятие «род – вид».

17

Классификация. Игра «Наборщик»

18

Понятие «род – вид»

19

Признаки предметов. Существенные признаки.

20

Логические задачи.

21

Игра «Логика»

22

Головоломки со спичками.

23

Логические задачи.

24

Анализ – синтез. Игра «Наборщик»

25

Признаки предметов. Сравнение.

26

Игра «Логика»

27

Признаки слов. Сравнение.

28

Классификация.

29

Понятие «род – вид».

30

Головоломки со спичками.

31-32

Тестирование

Ожидаемые результаты :

Уметь называть признаки предметов

Знать основные геометрические фигуры

Уметь классифицировать предметы по различным признакам

Уметь сравнивать предметы

Находить простейшие закономерности

Решать простейшие логические задачи

2 класс (33 часа)

Название темы.

Количество

часов

Из них:

Теорет.

Практ.

1

Логические задачи

5

1

4

2

Закономерности

5

1

4

3

Поиск девятого

4

1

3

4

Обмены

4

1

3

5

Игра «Логика»

4

-

4

6

Анализ – синтез

1

-

1

7

Развитие внимания

4

1

3

8

Развитие речи

3

1

2

9

Тестирование

3

-

3

 

ИТОГО:

33

6

27

Планирование занятий:

В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.

занятия

Содержание занятия.

1

Признаки предметов. Закономерности.

2

Классификация. Логические задачи.

3

Тренировка зрительной памяти. Обмены.

4

Цифровой диктант. Поиск 9.

5

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи.

6

Ребусы. Развитие речи.

7

Классификация. Закономерности.

8

Тренировка слуховой памяти. Игра «Логика»

9

Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания.

10

Классификация. Логические задачи.

11

Разминка. Развитие речи.

12

Цифровой диктант. Обмены.

13

Тренировка слуховой памяти. Игра «Логика».

14

Определения. Закономерности.

15

Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9.

16

Тренировка зрительной памяти. Игра «Логика»

17

Логические цепочки. Развитие внимания.

18

Цифровой диктант. Поиск 9 .

19

Упражнения на быстроту мышления. Обмены.

20

Определения. Закономерности.

21

Развитие памяти. Игра «Логика»

22

Классификация. Развитие внимания.

23

Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9 .

24

Разминка. Развитие речи.

25

Существенные признаки. Обмены.

26

Развитие зрительной памяти. Игра «Логика»

27

Понятие «род – вид». Закономерности.

28

Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания.

29

Анализ – синтез. Развитие речи.

30

Ребусы. Логические задачи.

31-33

Тестирование

Ожидаемые результаты :

Уметъ называть признаки предметов, выделять существенные признаки

Уметь сравнивать предметы

Находить закономерности в расположении предметов

Решать логические задачи на различие, совмещение, отрицание

У меть определять отношения род-вид

3 класс (33 часа)

Название темы.

Количество

часов

Из них:

Теорет.

Практ.

1

Логические задачи

5

1

4

2

Закономерности

5

1

4

3

Поиск девятого

4

1

3

4

Обмены

4

1

3

5

Игра «Логика»

4

-

4

6

Анализ – синтез

2

-

2

7

Развитие внимания

2

-

2

8

Развитие речи

4

1

3

9

Тестирование

3

-

3

 

ИТОГО:

33

5

28

Планирование занятий:

В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.

занятия

Содержание занятия.

1

Развитие зрительной памяти. Закономерности.

2

Классификация. Логические задачи.

3

Существенные признаки. Игра «Логика»

4

Разминка. Поиск 9.

5

Упражнения на быстроту мышления. Обмены.

6

Цифровой диктант. Развитие речи.

7

Развитие слуховой памяти. Развитие внимания.

8

Упражнения на быстроту мышления. Закономерности.

9

Разминка. Игра «Логика»

10

Ребусы. Логические задачи.

11

Существенные признаки. Поиск 9.

12

Цифровой диктант. Обмены.

13

Определения. Развитие речи.

14

Развитие зрительной памяти. Закономерности.

15

Цифровой диктант. Анализ – синтез.

16

Разминка. Логические задачи.

17

Обобщения. Игра «Логика»

18

Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9.

19

Существенные признаки. Обмены.

20

Развитие логической памяти. Закономерности.

21

Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания.

22

Разминка. Логические задачи.

23

Ребусы . Развитие речи.

24

Определения. Анализ – синтез.

25

Классификация. Поиск 9.

26

Развитие зрительной памяти. Обмены.

27

Упражнения на быстроту мышления. Закономерности.

28

Существенные признаки. Логические задачи.

29

Разминка. Игра «Логика»

30

Цифровой диктант. Развитие речи.

31-33

Тестирование

Ожидаемые результаты :

• Уметъ выделять существенные признаки

• Уметь классифицировать предметы

• Находить закономерности в расположении фигур

• Уметь давать определения через понятие «род-вид»

• Решать логические задачи

4 класс (33 часа)

Название темы.

Количество

часов

Из них:

Теорет.

Практ.

1

Логические задачи

5

1

4

2

Закономерности

5

1

4

3

Поиск девятого

4

-

3

4

Обмены

4

-

3

5

Игра «Логика»

4

-

4

6

Анализ – синтез

2

-

2

7

Развитие внимания

2

-

2

8

Развитие речи

4

1

3

9

Тестирование

3

-

3

 

ИТОГО:

33

3

30

Планирование занятий:

В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.

занятия

Содержание занятия.

1

Развитие зрительной памяти. Закономерности.

2

Разминка. Логические задачи.

3

Существенные признаки. Игра «Логика»

4

Обобщение. Поиск 9.

5

Упражнения на быстроту мышления. Обмены.

6

Цифровой диктант. Развитие речи.

7

Развитие зрительной памяти. Развитие внимания.

8

Упражнения на быстроту мышления. Закономерности.

9

Разминка. Игра «Логика»

10

Ребусы. Логические задачи.

11

Существенные признаки. Поиск 9.

12

Цифровой диктант. Обмены.

13

Определения. Развитие речи.

14

Тренировка логической памяти. Закономерности.

15

Цифровой диктант. Анализ – синтез.

16

Разминка. Логические задачи.

17

Обобщения. Игра «Логика»

18

Упражнения на быстроту мышления. Поиск 9.

19

Существенные признаки. Обмены.

20

Развитие слуховой памяти. Закономерности.

21

Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания.

22

Разминка. Логические задачи.

23

Ребусы . Развитие речи.

24

Определения. Анализ – синтез.

25

Классификация. Поиск 9.

26

Развитие зрительной памяти. Обмены.

27

Упражнения на быстроту мышления. Закономерности.

28

Существенные признаки. Логические задачи.

29

Разминка. Игра «Логика»

30

Цифровой диктант. Развитие речи.

31-33

Тестирование

Ожидаемые результаты :

Уметь анализировать, сравнивать

Находить существенные признаки предметов

Уметь устанавливать родовидовые отношения

Уметь решать логические задачи разных видов

Находить закономерности в расположении фигур

Проверка знаний, умений и навыков проводится в форме тестирования.

Методическое обеспечение.

Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает. Занятия проводятся в игровой форме.

Для проведения занятий используются:

- раздаточный материал для учащихся

- наборы развивающих игр.

Используемая литература.

Винокурова Н.: «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» -Москва, «АСТ- Пресс» 1999 г.

Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.

Гин С «Мир фантазии», Москва, «Вита-пресс» 2001 г.

Гин С. : «Мир логики», Москва, «Вита-пресс» 2001 г.

Дубровина И. В «Практическая психология образования», Москва, ТЦ «Сфера» 1998 г.

Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: «Справочник психолога начальной школы» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003 г.

Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.

Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.

Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.

Линго Т.И.:«Игры, ребусы, загадки для дошкольников» пособие для родителей.- Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г.

Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.

Лопухина К.С Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

Тихомирова Л. Ф.:.«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».- Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г. Истратова

Шилова Т.А., Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис дидактика, 2005

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера,2005.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

Комментарии
Комментариев пока нет.