Занятие по краеведению в 7 классе «Нижегородский кремль — выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века»
Администрация городского округа город Дзержинск Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17»
Автор:
Ткачук Ольга Николаевна,
учитель истории
Дзержинск
2020
Тема урока: «Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века».
Цель: знакомство с историей Нижегородского кремля.
Задачи:
образовательные:
- сформировать интерес к изучению своего региона, своей страны;
- научить извлекать новую информацию из текста и иллюстраций;
воспитательная:
- воспитывать уважение к Родине;
развивающая:
- развивать познавательный интерес через элементы исследования.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- частично-поисковый;
- деятельностный;
- наглядно-иллюстрационный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, рисунки с изображением башен Нижегородского кремля.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнать, что такое кремль;
- ознакомиться с историей Нижегородского кремля;
Метапредметные:
- принимать учебную задачу урока и оценивать степень её достижения;
- извлекать информацию из иллюстраций и текста;
Личностные:
- проявлять интерес к своему региону, своей стране;
- гордиться своей страной;
- осознавать свою принадлежность к российскому народу.
Технологическая карта урока«Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
I. Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне | Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой: - Посмотрите в окно: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс: Урок истории нижегородского края начинается у нас | Проверяют готовность рабочего места к уроку | Регулятивные: организация своего рабочего места | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу (1 мин.) |
II. Актуализация знаний. Цель: подготовка обучающихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Ребята, любите ли вы путешествовать? Кто из вас уезжал из родного города? Где вы побывали? А теперь отгадайте ребус (слайд 1) - Назовите столицу нашего региона. | Отвечают на вопросы учителя, делятся опытом | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта | На данном этапе уточняются первичные знания детей (3 мин.) |
III. Проверка домашнего задания. | Кто основал Нижний Новгород? (слайд 2) Как звали отца князя, основателя Нижнего Новгорода? (слайд 3) На слиянии каких рек стоит наш областной центр? (слайд 4) - с 1212 г. по 1216 г. основатель Нижнего Новгорода носил титул… (Великий князь Владимирский) (слайд 5) | С помощью сигнальных карт выбирают правильный ответ | Познавательные: отвечают на вопросы учителя. Личностные: проявляют интерес к своему региону | Проверяются ранее полученные знания о Нижнем Новгороде (5 мин.) |
IV. Постановка учебной задачи. | Комментирует новую информацию, организует её обсуждение: - В слове «Ока» назовите 2 букву, в имени «Юрий Всеволодович» – 2 букву, в отчестве «Юрий Всеволодович» – 3 букву, в слове «Владимирский» – 6 букву, в слове «Волга» – 3 букву, в отчестве «Всеволод Юрьевич» – 3 букву (слайд 6). - Какое слово у вас получилось? - Кто знает, что такое кремль? (слайд 7) Тема нашего урока: «Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века» (слайд 8) - Сегодня на уроке вы узнаете, что такое кремль? Каким был кремль раньше? Как выглядит сейчас? Из каких башен он состоит? (слайд 9) | Свободные высказывания обучающихся. Размышляют, выслушивают различные мнения. Читают учебную задачу | Коммуникативные: высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний | Формулируются тема и задачи урока (5 мин.) |
IV. Усвоение новых знаний. | Знакомит со слайдами презентации, нацеливает обучающихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль. Предлагает узнать объекты на рисунках, в презентации: - Перед собой вы видите Нижегородский кремль. Кто может сказать, что называют кремлём? Кремль – это город, окружённый стеной с башнями и бойницами. Три раза преображался памятник – он был деревянным, каменным, и наконец, 5 веков назад предстал перед горожанами в кирпичном обличии. Первое летописное упоминание о Кремле относится к 1221 году, когда великий князь Юрий Всеволодович (племянник Юрия Долгорукого – основателя Москвы) заложил в устье реки Оки Новгород, то есть «новый город», и обнёс его деревянно-земляной крепостью (слайд 10). В 1370-х годах, в связи с усилением влияния Нижнего Новгорода, князь Дмитрий Константинович предпринял попытку строительства каменной цитадели (слайд 11). Как полагают историки, было возведено некоторое подобие каменного кремля, в центре которого высилась Дмитровская башня (слайд 12). Учитель предлагает обучающимся прослушать тех ребят, которые подготовили сообщения по теме: «Башни кремля» (это задание было задано на дом; по желанию) – (слайды 13-20, Приложение). | Дети смотрят презентацию, сравнивают изображения кремля Прослушивают сообщения, записывают необходимую информацию в тетрадях | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний | Формирование у обучающихся конкретных представлений о том, что такое кремль, как выглядел кремль раньше и как сейчас, какие башни есть в кремле (15 мин.) |
V.Физкультминут- ка. | - Давайте немного отдохнем (слайд 21). | Дети выполняют движения | | Здоровьесберегающая технология (1 мин.) |
VI. Первичное закрепление полученных знаний. Цель: усвоение нового материала | - Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по Нижегородскому кремлю, какие башни вы можете назвать (слайд 22). | Просматривают видеосюжет. Называют башни кремля, изученные на уроке | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | На этом этапе проводится первичное закрепление полученных знаний (5 мин.) |
II. Включение в систему знаний. | - Расскажите, пожалуйста, почему башни кремля называются именно так? (учитель показывает изображение нескольких башен) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о башнях кремля | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) | На этом этапе закрепляли полученные знания об истории кремля (7 мин.) |
VIII. Рефлексия. | - Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. - Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие открытия сделали? - Что удивило сегодня на уроке? | Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его | Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность (2 мин.) |
IX. Домашнее задание. | Записывает домашнее задание на доске. - Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание в дневниках | | (1 мин.) |
Приложение