Проблема соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в образовании.

7
1
Материал опубликован 12 November 2017 в группе

Проблема соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в образовании.

Одной из наиболее острых проблем современного социально - гуманитарного образования является проблема соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в образовании.

Нам в наследие осталась древняя традиция конфликтования и войн. И чтобы попытаться преодолеть ее народам предстоит создать систему международной безопасности, научиться жить в мире друг с другом, а для этого нужно хорошо знать друг друга в культурном отношении, чтобы правильно понимать намерения друг друга."

Только в ходе целенаправленного воспитания возможно формирование нового поколения, обученного толерантности (в переводе с лат. "терпимость, веротерпимость")[1].

На Западе с помощью педагогики и через образовательные инновации имеется опыт противостояния фанатизму, ксенофобии. Основатель этого движения ненасилия - М. К. Ганди. В современной России пропаганда ненасилия связана с именем А. А. Гусейнова. В нашей педагогике о ненасилии писал только Ю. М. Орлов; а в целом разработки идут только в общетеоретическом плане. [2]. Самыми радикальными, базирующимися не только на требованиях гармоничности условий образования, но и на требованиях к педагогу обеспечить эту гармоничность в любых ситуациях, опираясь на те или иные общечеловеческие ценности, не ограниченные семейными, профессиональными, социальными, национальнорелигиозными, культурными и другими рамками, фиксирующими противостояния их носителей и порождающими конфликты, являются концепции, использующие идею толерантности.

Примером может служить "педагогическая методика обучения миролюбию" американского педагога М. Липмана, исходящую из ценности "разума". Под разумным понимается такое отношение к конфликтам, которое признает их абсолютно неэффективным средством решения любых проблем (конфликт не только никогда не дает разрешения проблем, но и создает новые). М. Липман предлагает создать особый блок воспитательных дисциплин, основанных на коллективной тренинговоигровой исследовательской методике, когда ученики ставятся в условия проблемной ситуации морального характера, в ходе обсуждения и исследования которой они должны принять правильное решение. Таким образом, члены группы учатся преодолевать конфликты, естественным образом возникающие при обсуждении; тем самым, воспитание для них уже не является простым обучением, а соединяется с жизнью. Элементы данной методики я использую в своей работе и получаю желаемый результат: снижается детская раздражительность, реже проявляются агрессия: упрямство, властность, драчливость, желание оскорбить, обидеть.

Среди российских исследователей идею толерантности развивают психолог А. Г. Асмолов и педагог Б. С. Гершунский, понимая ее как средство социального и культурного конструирования гармоничных связей и структур общественного сознания, исключающих взаимное неприятие (например, между естественными и гуманитарными дисциплинами, научным и религиозным образованием и т. д.) В последнее время получает распространение идея введения религиозного образования в рамках светского как еще один вариант реализации идеи толерантности. Еще К. Д. Ушинский в книге для учащихся "Родное слово" писал: "Все школьное учение и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом."

Литература:

1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия.- М.: Издательство Эксмо, 2005. - 672 с.

2. Основы философии науки / под ред. проф. С. А. Лебедева: Учебное пособие д/вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 544 с. - ("Gaudeamus").

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную публикацию!

24 October 2021