12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фаизат Бутаева45

Конспект урока по теме «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

Тема: Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Цель: сформировать у учащихся умения отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий, правильно писать Н и НН в данных частях речи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: развитие навыков различения отглагольных прилагательных и страдательных причастий, формирование навыков написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, совершенствование навыков комментированного письма

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации, преобразование информации из одного вида в другой (составление схем);

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.

Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточки самооценки.

 

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте,ребята. Садитесь.

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Наши ушки на макушке:

Слушаем, запоминаем

Ничего не пропускаем.

Ребята, только что прозвучала очень знакомая вам строчка. Кто заметил ее?

(уши на макушке. «Бородино». Восстанавливаем текст.

- Молодцы. Запишите число. Классная работа.



Актуализация знаний

Проверим уже усвоенные знания. Проведем блиц-опрос:

- признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)

- на какие два разряда делятся причастия (действительные и страдательные)

- какого времени не имеет причастие? (будущего)

- назовите все суффиксы причастий.

-при образовании каких причастий необходимо учитывать спряжение глагола, от которого оно образовано?

Объяснительный диктант

-Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных:

Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый.

-Определить глагол, от которого образовано прилагательное, указать его вид:

Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный

-Вставить гласную перед суффиксом причастия. Объяснить выбор гласной.

Поджар..нный, высуш..ный, испуг..нный, свар..нный, реш..нный

Определение темы и целей урока

сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов).

(введение понятия «отглагольные прилагательные»)

Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные»

?? Давайте теперь сравним их написание с причастиями (3 ученик)

?? Что вы заметили? (у прилаг. Н, у причастий НН).

Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (как отличить отглагольные прилагательные от причастий, чтобы правильно писать Н или НН)

 Итак, попробуйте сформулировать тему урока (правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий)

Поставьте цели урока.

IV. Объяснение нового материала

Решенный, вареная, ломаная линия, сломанная игрушка, квашеная капуста – квашенная мамой капуста.

Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.

Сделать выводы.

Н

НН

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-): вареный (варить), вязаный (вязать), крашеный (красить)

искл: желанный, священный, нечаянный, нежданный, негаданный, невиданный, слышанный, медленный, данный , деланный, неслыханный

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: решенный (решить), брошенный (бросить), купленный (купить)




если прилагательные не имеют при себе зависимого слова:

печеный картофель, вяленая рыба, стриженые волосы, квашеная капуста

если причастия образованы от приставочных глаголов:

сломанная, запутанная, раскрашенный

Искл.: смышленый, названый брат, посаженый отец


 

если причастия имеют при себе зависимое слово:

печенный в золе картофель, вяленная на солнце рыба, коротко стриженные волосы, квашенная мамой капуста

 

если прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье

Искл.: кованый, жеваный.


Проверка по учебнику. Параграф 16, стр.59.

v.Первичное закрепление

Варё…ый картофель – варё…ый в мундире картофель – сваре…ый картофель.

Лингвистическая сказка

t1571852900aa.gif


t1571852900ab.gif


В  некотором царстве, в Лингвистическом государстве  жили родственники - буква Н и её двоюродная сестра НН. Жили они рядышком, были очень похожи друг на друга, поэтому их часто путали. Но букву Н модельной  внешности  всё это очень раздражало: не хотела она, чтоб её путали с толстушкой НН, поэтому и предложила разделить  сферу влияния в суффиксах прилагательных и причастий. Добрая НН согласилась. С прилагательными быстро разобрались. Н встала в суффиксы –ан-, ян-, ин-, потому что они показались ей более миниатюрными. Уступила сестре только три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.  Сестрице  также разрешила писаться в суффиксах прилагательных – онн-, -ённ-,   а ещё в словах, которые  уже имели Н в наследство от существительных. А вот  с причастиями повозиться пришлось и даже  призвать на помощь глагол. Он как  истинный джентльмен не хотел никого обидеть и поделил  сферы влияния практически поровну. Н стала писаться в словах, образованных от глагола несовершенного вида (что делать) и  в случае отсутствия зависимого слова; отсудил глагол  букве Н и краткую форму причастия. А вот  НН  стала писаться в словах, образованных от глагола совершенного вида         ( что сделать) и  в случае наличия зависимого слова; ещё НН подружилось с суффиксами –ова-,-ева-, кроме слов жёваный и кованый.  Вот так и живут теперь, но иногда нет-нет, да и  позабудутся и  перехватят чужое словцо. Но ученики  не спят и ворон не считают: помнят все слова - исключения!





VI. закрепление изученного

Самостоятельная работа. Вставить пропущенные, объяснить правописание.

Купле..ый банан 6. Нареза..ый хлеб

Реза..ый батон 7. Краше..ые летом полы

Маринова..ый лук 8. Броше..ый мяч

Поджаре..ый бекон 9. Некраше..ый забор

В духовке пропече..ый кекс 10. Фарширова..ый перец

Выборочно-распределительный диктант.

НН

Н

Брошенная собака (сов. вид)

Экранизированная повесть (ова-)

Скованные движения (ова-)

Выполненная работа (сов. вид)

Дрессированный зверь (сов. вид)

Организованный отряд (ова-)

маринованные грибы (ова-)

решённая задача (сов. вид)

крашенный известью (завис. слова)

кипячённая в кастрюле (завис слова)

прочитанная книга (сов. вид)

застеклённая веранда (сов. вид)

Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы, копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это причастия, перешедшие в прилагательные.

Работа с текстом:

 

Мы вошли в лес освеще..ый лучами осе..его солнца. Расчище..ая дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораже..ые красотой осени. На пожелтевшей, никем не потревоже..ой траве разноцветным ковром лежали опавшие листья. Березы покрылись золоче..ой листвой, сверка..щей на солнце. Очень красивы были клены, одетые в багря..ую листву. Под ногами лежали желтые листья, тихо пада..щие на землю. Дорожка казалась пусты..ой и заброше..ой.

Задание: Как вы озаглавите текст? Какова его тема? Определить тип речи (описание), стиль (художественный).

- Выписать слова с пропусками. Определить знаки препинания.

-Найдите предложение с пропущенным знаком препинания. (1-е)

-Выпишите его и выполните синтаксический разбор.

- Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

VII. Рефлексия

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Буквы лежат на столе)

VIII. Домашнее задание

Параграф 23, упр 132

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.