Урок русского языка в 7 классе «Н-нн в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях»
Конспект урока по теме «Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
Тема: Правописание Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Цель: сформировать у учащихся умения отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий, правильно писать Н и НН в данных частях речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: развитие навыков различения отглагольных прилагательных и страдательных причастий, формирование навыков написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, совершенствование навыков комментированного письма
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации, преобразование информации из одного вида в другой (составление схем);
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля
Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.
Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, карточки самооценки.
Ход урока
Оргмомент
Здравствуйте,ребята. Садитесь.
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Наши ушки на макушке:
Слушаем, запоминаем
Ничего не пропускаем.
Ребята, только что прозвучала очень знакомая вам строчка. Кто заметил ее?
(уши на макушке. «Бородино». Восстанавливаем текст.
- Молодцы. Запишите число. Классная работа.
Актуализация знаний
Проверим уже усвоенные знания. Проведем блиц-опрос:
- признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)
- на какие два разряда делятся причастия (действительные и страдательные)
- какого времени не имеет причастие? (будущего)
- назовите все суффиксы причастий.
-при образовании каких причастий необходимо учитывать спряжение глагола, от которого оно образовано?
Объяснительный диктант
-Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных:
Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый.
-Определить глагол, от которого образовано прилагательное, указать его вид:
Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный
-Вставить гласную перед суффиксом причастия. Объяснить выбор гласной.
Поджар..нный, высуш..ный, испуг..нный, свар..нный, реш..нный
Определение темы и целей урока
сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов).
(введение понятия «отглагольные прилагательные»)
Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные»
?? Давайте теперь сравним их написание с причастиями (3 ученик)
?? Что вы заметили? (у прилаг. Н, у причастий НН).
Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (как отличить отглагольные прилагательные от причастий, чтобы правильно писать Н или НН)
Итак, попробуйте сформулировать тему урока (правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и полных страдательных причастий)
- Поставьте цели урока.
IV. Объяснение нового материала
Решенный, вареная, ломаная линия, сломанная игрушка, квашеная капуста – квашенная мамой капуста.
Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.
Сделать выводы.
Н | НН |
если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-): вареный (варить), вязаный (вязать), крашеный (красить) искл: желанный, священный, нечаянный, нежданный, негаданный, невиданный, слышанный, медленный, данный , деланный, неслыханный | если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: решенный (решить), брошенный (бросить), купленный (купить) |
если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: печеный картофель, вяленая рыба, стриженые волосы, квашеная капуста | если причастия образованы от приставочных глаголов: сломанная, запутанная, раскрашенный Искл.: смышленый, названый брат, посаженый отец |
| если причастия имеют при себе зависимое слово: печенный в золе картофель, вяленная на солнце рыба, коротко стриженные волосы, квашенная мамой капуста |
| если прилагательные образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-: Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье Искл.: кованый, жеваный. |
Проверка по учебнику. Параграф 16, стр.59.
v.Первичное закрепление
Варё…ый картофель – варё…ый в мундире картофель – сваре…ый картофель.
Лингвистическая сказка
|
VI. закрепление изученного
Самостоятельная работа. Вставить пропущенные, объяснить правописание.
Купле..ый банан 6. Нареза..ый хлеб
Реза..ый батон 7. Краше..ые летом полы
Маринова..ый лук 8. Броше..ый мяч
Поджаре..ый бекон 9. Некраше..ый забор
В духовке пропече..ый кекс 10. Фарширова..ый перец
Выборочно-распределительный диктант.
НН | Н |
Брошенная собака (сов. вид) Экранизированная повесть (ова-) Скованные движения (ова-) Выполненная работа (сов. вид) Дрессированный зверь (сов. вид) Организованный отряд (ова-) маринованные грибы (ова-) решённая задача (сов. вид) крашенный известью (завис. слова) кипячённая в кастрюле (завис слова) прочитанная книга (сов. вид) застеклённая веранда (сов. вид) | Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы, копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это причастия, перешедшие в прилагательные. |
Работа с текстом:
Мы вошли в лес освеще..ый лучами осе..его солнца. Расчище..ая дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораже..ые красотой осени. На пожелтевшей, никем не потревоже..ой траве разноцветным ковром лежали опавшие листья. Березы покрылись золоче..ой листвой, сверка..щей на солнце. Очень красивы были клены, одетые в багря..ую листву. Под ногами лежали желтые листья, тихо пада..щие на землю. Дорожка казалась пусты..ой и заброше..ой.
Задание: Как вы озаглавите текст? Какова его тема? Определить тип речи (описание), стиль (художественный).
- Выписать слова с пропусками. Определить знаки препинания.
-Найдите предложение с пропущенным знаком препинания. (1-е)
-Выпишите его и выполните синтаксический разбор.
- Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
VII. Рефлексия
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Буквы лежат на столе)
VIII. Домашнее задание
Параграф 23, упр 132