Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
по теме «Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных».
Автор |
Аршинова О.В., учитель русского языка и литература МБОУ «Гимназия №1 Брянского района» Брянской области. |
|
Предмет, учебник |
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. |
|
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания. |
|
Тема |
Правописание Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
|
Цели |
1.Формировать навыки правописания н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий. 2.Научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных. 3. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе различных образовательных технологий. 4. Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль). 5. Воспитывать интерес к изучению русского языка. |
|
Ключевые понятия |
Полные и краткие страдательные причастия, отыменные прилагательные, отглагольные прилагательные. |
|
Оборудование |
Компьютер, медиапроектор |
|
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные результаты: - знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; - уметь обосновывать выбор н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных; - правильно употреблять в речи причастия, прилагательные; - обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; -объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме. |
Личностные УУД: - формулировать и аргументировать собственное мнение; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; - выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя (применяемые технологии и приёмы) |
Деятельность учащихся (формы организации деятельности) |
||||||||
1.Организационный момент (1 мин.) |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Просит записать дату в тетрадь. |
Приветствуют учителя. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Оформляют классную запись в тетради. |
||||||||
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности ( 3 мин.) |
1. Знакомит с эпиграфом к уроку: Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься. Китайская мудрость (Слайд 1)/data/files/y1528757964.pptx (Презентация к уроку ) - Как вы понимаете эти слова и согласны ли вы с ними? 2. Мотивирует. - Ребята, а вы хотите научиться уже сейчас решать тесты ЕГЭ для 11 класса? Давайте познакомимся с заданием №14 из типовых экзаменационных вариантов 2017 года. (Слайд 2) Просит прочитать предложение на слайде. Может быть, коньки назва(1)ы коньками потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы. - Все ли слова вы знаете, как правильно записать? - Если вы будете сегодня внимательны, то в конце изучения темы справитесь и с этим заданием. 3. Предлагает заполнить первые два столбца таблицы «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» |
1. Читают эпиграф. Принимают участие в беседе, строят высказывания.
2. Отвечают учителю.
Читают предложение. 1 ученик читает вслух. Отвечают учителю.
3. Заполняют таблицу Образец заполнения:
|
||||||||
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2 мин.) |
Просит разделить слова с пропущенными орфограммами на группы, выписать слова в тетрадь, объяснить орфограммы. На месте затруднения поставить знак вопроса. (Приём «Раздели на группы») |
Выполняют задание учителя. Образец записи в тетради:
|
||||||||
4. Выявление места и причины затруднения ( 2 мин.) |
1. Опрос (фронтальный): - На какие группы вы разделили слова и почему? - Как можно озаглавить получившуюся таблицу? - Какие слова вызвали затруднение в написании? |
1.Отвечают на вопросы учителя: - На две группы: имена прилагательные и причастия. - Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. - Правописание причастий, так как это новая тема. (Если возникли проблемы с правописанием прилагательных, то зафиксировать и это место затруднения). |
||||||||
5. Построение выхода из затруднения (4 мин.) |
Просит сформулировать цели урока. Исходя из целей урока, просит сформулировать тему урока. (При необходимости учитель уточняет тему урока: «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»).
Предлагает продумать план работы на уроке. (Приём «Мозговой штурм») |
Формулируют цели урока. (Научиться отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных, чтобы правильно писать суффиксы отглагольных прилагательных и причастий прошедшего времени). Записывают тему урока в тетрадь. Предлагают пункты плана. Выслушиваются все предложения, обсуждаются. Окончательный вариант плана (проекта выхода из затруднения) записывается на доске: 1. Повторить отличия прилагательных от причастий. 2. Повторить правописание Н и НН у имён прилагательных. 3. «Открыть» для себя новое правило. |
||||||||
6. Реализация построенного проекта (15 мин.) |
1. Повторение отличия прилагательных от причастий. Предлагает учащимся в игровой форме проверить свои знания. Открывает флеш-ролик «Помогите садовнику» и просит выполнить задание. (Приём «Создай коллекцию»)/data/files/f1528758035.swf (Помогите садовнику)
2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах имён прилагательных. - В 6 классе мы познакомились с сёстрами царевнами Н и НН, которые делили своих подданных. Давайте ещё раз вспомним их историю, а позже узнаем её продолжение. Открывает флеш-ролик «Сказка о том, как Н и НН своих подданных делили». (Приём «Лингвистическая сказка»)./data/files/n1528758099.swf (Как Н и НН своих подданных делили (ч.1))
Предлагает выполнить задание следующего флеш-ролика «Н и НН у прилагательных»:/data/files/b1528758171.swf (Н и НН у прилагательных) 3. «Открытие» нового правила. -- А сейчас мы узнаем продолжение истории сестёр Н и НН. Какие части речи им предстоит поделить на этот раз? - В это раз вы должны не просто смотреть сказку, а выполнять задания вместе с царевнами. (Приём «Интерактивная лингвистическая сказка»)/data/files/g1528758227.swf (Как Н и НН своих подданных делили (ч.2)) Беседа после просмотра: 1. Расскажите о правописании Н и НН у причастий. 2. Что такое отглагольное прилагательное? Как его отличить от причастия? Сколько Н пишется в суффиксе отглагольного прилагательного?
Предлагает дополнить слова-исключения в таблицу (Д/З) |
Работа в парах. Открывают тетради для правил, проговаривают составленный на предыдущих уроках алгоритм «Отличие прилагательных от причастий». Выполняют задание флеш-ролика «Помогите садовнику»: самостоятельно письменно в тетради распределяют слова по группам, далее вызывается 1 ученик и выполняет задание флеш-ролика. (Другой вариант задания, если в кабинете есть интерактивная доска: учащиеся по цепочке подходят к доске и распределяют в таблице по 2-3 слова, объясняя свои действия) Самопроверка по образцу (см. флеш-ролик, кнопка «Проверить»). В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.
Смотрят флеш-ролик, вспоминают правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Работа в парах. Проговаривают правило.
Выполняют задания флеш-ролика. Взаимопроверка. В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.
Отвечают учителю, ориентируясь на тему урока.
Смотрят флеш-ролик и выполняют задание 1 и задание 2. После просмотра в оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе.
Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и фиксируют их в таблицах (Чертятся в тетрадях для правил).
Отличие отглагольного прилагательного от причастия
Фиксируют первую часть домашнего задания. |
||||||||
7. Физкультминутка (2 мин.) |
Вызывает дежурного ученика, который проводит зарядку. (Можно включить музыкальное сопровождение). 1. Вращение головой по часовой стрелке и наоборот. До 5 вращений в одно и другую сторону. 2. Голова наклоняется вперед, потом назад по 5 упражнения. Затем наклоны головой влево и вправо в том же количестве. Источник: http://zozhlife.ru/sport/zaryadka/dlya-shkolnikov-kompleks-uprazhnenij.html |
Выполняют задания физкультминутки, повторяют действия дежурного ученика. |
||||||||
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (6 мин.) |
Предлагает выполнить упражнения из учебника: 1)упражнение 112 (Задание: сравните причастия и отглагольные прилагательные в словосочетаниях. Подумайте, по каким признакам их можно различить.) 2) упражнение 113 (Задание: замените отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями, распространив их зависимыми словами. Запишите по образцу. Выделите суффиксы, объясните написание Н и НН.) 3) упражнение 120 (Задание: образуйте от полных причастий краткие и запишите слова парами в составе словосочетаний или предложений, выделяя суффиксы.) |
Выполняют задание упражнения. Сравнивают причастия и отглагольные прилагательные, отвечают на вопрос. Выполняют задание упражнения. Устно объясняют правописание Н и НН у причастий и отглагольных прилагательных. Выполняют задание упражнения. Устно объясняют правописание суффиксов. В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе |
||||||||
9. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (5 мин.) |
Предлагает для работы 2 задания: базового уровня и повышенной сложности (Задания распечатаны на листах). В конце работы учитель дает эталон выполнения задания. Задание базового уровня. Распределите слова в три столбика: 1) отыменные прилагательные (н и нн); Подчеркните н или нн, объясните графически написание. Багрян_ый закат, кожан_ый кошелек, путан_ый ответ, ломан_ая линия, солен_ые бабушкой огурцы, проникновен_ая игра, смородин_ый лист, серебрен_ый мастером кубок, точен_ая фигура, накатан_ая лыжня, придан_ое значение, сварен_ый картофель, стрижен_ые волосы, писан_я красавица, неписан_ый закон, исписан_ые листы, серебрян_ая медаль, имен_ой пистолет, гружен_ый цементом, порван_ый кафтан. Источник: http://rus.1september.ru/article.php?id=200602213 Задание повышенной сложности. 1) Определите стиль и тип текста. Укажите средства создания выразительности текста. 2) Вставьте пропущенные знаки препинания. 3) Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных. На самом верху улицы стоял дедушкин приземистый дом окрашен..ый грязно-розовой краской с нахлобучен..ой низкой крышей и выпучен..ыми окнами. Весь дом был набит невидан..ыми мною людьми воен..ый из татар с маленькою женою которая играла на богато украшен..ой гитаре сивый дядя Петр, племян..ик его Стёпа длин..ый татарин Валей. Вся комната последнего была заставлен..а ящиками и завален..а вещами. Он сидел в рыжей кожан..ой куртке измазан..ый красками встрепан..ый и неловкий и плавил свинец. Дядя Петр принёс варенье в большой глинян..ой банке. Бабушка сидела на краю печи наклоняясь к людям освещен..ым огнем маленькой жестян..ой лампы. Взрослые разговаривали о том что в Париже нет великого поста когда можно есть только квашен..ую капусту солен..ые грибы картофель с льнян..ым маслом. Все много пили ели детям давали гостин..цы и постепенно разгоралось жаркое но стран..ое веселье. (По М.Горькому «Детство»)
Источник:https://www.metod-kopilka.ru/sistema_zadaniy_i_uprazhneniy_po_teme_pravopisanie_-n-_i_-nn-_v_suffiksah_prichastiy_i-6201.htm |
Выбирают задание. Выполняют задание. Самопроверка по эталону. В оценочных листах ставят себе отметки по 5-балльной системе. |
||||||||
10. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.) |
Возвращает к началу урока – к заданию ЕГЭ. (Слайд 2) Может быть, коньки назва(1)ы коньками потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы. - А теперь все ли слова вы сможете записать правильно? |
|
||||||||
11. Рефлексия (2 мин.) |
(Слайд 3)
(Приём «Облако тегов») - Сегодня я узнал… - Было трудно… - Я понял, что… - Я научился… - Мне было интересно… - Мне захотелось… |
Заполняют 3 столбец таблицы «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», озвучивают таблицу.
Строят высказывания. Комментируют свои оценочные листы. |
||||||||
12 Домашнее задание |
1. Дополнить слова-исключения (Таблица «Отличие отглагольного прилагательного от причастия»). 2. По выбору: Упражнение 119 или придумать кулинарный рецепт, в котором используются отыменные и отглагольные прилагательные и причастия.
Комментирует домашнее задание. |
Выбирают домашнее задание из предложенного материала. |
Оценочный лист
«Помогите садовнику» |
Н и НН у прилагательных |
Лингвистическая сказка (часть 2) |
Работа с учебником |
Самостоятельная работа |
Итоговая оценка |
|
Задание 1 |
Задание 2 |
|||||
|
||||||
5 – 0 ошибок 4 – 1-2 ошибки 3 – 3-4 ошибки /data/files/g1528758227.swf (Как Н и НН своих подданных делили (ч.2)) /data/files/b1528758171.swf (Н и НН у прилагательных) /data/files/n1528758099.swf (Как Н и НН своих подданных делили (ч.1)) /data/files/f1528758035.swf (Помогите садовнику) /data/files/y1528757964.pptx (Презентация к уроку ) |