12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Сергеевна245
С 2007 года года работаю в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат "Эверест", где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Призёр областного конкурса "Образование без границ", 2019 год
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Цель урока: Обобщить и систематизировать материал о правописании н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

Задачи урока:

  • формировать навыки по практической реализации изучаемых орфографических закономерностей на тематически подобранном материале («гастрономическая» лексика);
  • сформировать навык правильного написания слов на изучаемые орфограммы;
  • развивать творческие способности детей, связную речь обучающихся;
  • развивать умение аргументировать, доказывать, логически излагать свои мысли;
  • развивать умение задавать уточняющие вопросы, расширять кругозор и мировоззрение, развивать познавательную активность и самостоятельность;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.

Оборудование:  мультимедийный проектор, лингвистическое портфолио.

Методическое обоснование: слово учителя, орфоэпическая минутка, беседа, выполнение упражнений: карточки с рецептами блюд, работа с лингвистическим портфолио, схемой-алгоритмом, творческая мастерская,

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. слайд 1

- Ребята, добро пожаловать на необычный урок, урок для сладкоежек, очень вкусный и аппетитный. Почему? Потому что мы отправимся с вами в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства. А заодно повторим правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

 

2. Целеполагание.

- Что такое поединок? (ответы обучающихся)  борьба двух противников, соперников

- А сегодня вам предстоит соревноваться в умении правильно определять написание суффиксов н и нн в прилагательных и причастиях. И чтобы при дегустации вам не попасть впросак, вспомним и повторим правила на Н и НН.

 

3. Минутка орфоэпии. слайд 2

- А начнем урок с минутки орфоэпии. Ребята, вспомните, что изучает орфоэпия? (совокупность правил устной речи)

- Спишите слова в тетрадь, расставьте ударения.

КУЛИНАРИЯ, ТОРТЫ, ТВОРОГ, ЩАВЕЛЬ, СВЕКЛА, ЛОМОТЬ (хлеба).

(КУЛИНаРиЯ, ТоРТЫ, ТВоРоГ, ЩАВеЛЬ, СВёКЛА, ЛОМоТЬ)

 

4. Актуализация знаний. Работа со схемой-алгоритмом.

- Ребята, а вот и первые блюда для дегустации в ресторане «Сладкая жизнь».

Давайте обратимся к лингвистическому портфолио, чтобы рассмотреть схему-алгоритм и вам предстоит выполнить несколько заданий, пользуясь памяткой.

(Обучающиеся под руководством учителя работают с таблицами-схемами, вспоминают алгоритм определения части речи: прилагательное или причастие, определяют количество букв Н в суффиксах) слайд 3

Задание на доске: спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясните орфограмму. ( В скобках указаны подсказки) слайд 4

А) Фарширова…ые перцы ( на – ованный);

Приготовле…ые перцы (приставка);

Туше…ые в духовке перцы (зависимые слова);

Туше…ые перцы (нет приставки, зависимых слов, несов.в.);

- Во втором задании подсказок нет, поэтому опираясь на схему-памятку, определите количество Н и НН в прилагательных и причастий самостоятельно.

Б) слайд 5

Печё…ные мамой пирожки;

Пироги пересоле…ы;

Недожаре…ые пирожки.

Печё…ные пирожки;

- Молодцы! Правила повторили и верно расставили Н и НН в суффиксах.

 

6. Применение знаний и способов действий. Игра-коллектор.

- Оказывается, ребята, повар данного ресторана не знал, как правильно написать некоторые слова в меню, поэтому он допустил в нем несколько ошибок. Необходимо их исправить (всем учащимся раздаются карточки с текстом). слайд 6

 

МЕНЮ слайд 7

Салат из белокочаной капусты с фруктами.

Яйца, фаршированные сельдью.

Щи из квашенной капусты с картофелем.

Суп картофельный с макароными изделиями.

Телятина с ветчиной, запеченые в соусе бешамель.

Рулеты из рыбного филе, отвареные с укропом.

- Молодцы, помогли повару. Но что мы видим? Еще и рецепт изготовления торта не закончен, в нем пропуски букв. Наш кулинар так и не смог разобраться в этой теме. Давайте объясним ему, запишем правильно (текст раздается каждому ученику).

 

Торт «Трюфель» слайд 8

Способ приготовления

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом поставить около окна на освеще…ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше… конфетами, масля…ым кремом.

Ребята, опираясь на схемы-подсказки, вставляют пропущенные буквы.

 

слайд 9 Способ приготовления

Бисквитный пласт, разрезаННый на две части, разложить на две стекляННые тарелки, украшеННые орнаментом. Каждую из частей, пропитаННую сиропом поставить около окна на освещеННую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки соединить. Сверху и с боков, смазаННых кремом и обсыпаННых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украшеН конфетами, масляНым кремом.

-Спасибо, ребята! Повар, я думаю, подобных ошибок больше не допустит.

 

6. Творческая мастерская. Развитие творческих способностей, умения самостоятельно составлять рецепт с использованием заданных слов.

- Ребята, а сейчас выполним творческое задание: перед вами на блюде лежат листки с наименованиями продуктов, из которых попробуйте составить свои рецепты, записать, обязательно включив в рецепт прилагательные и причастия с орфограммой в суффиксе на н и нн.

На листках слова: курица, помидоры, лук, зелень, сыр, филе курицы, грибы, сухари, салат, огурец, капуста, соус, отбивные, запеканка и т.д.

Каждому учащемуся можно вытянуть не менее 3х слов (зачитывается несколько работ учащихся)

- Какие интересные блюда у вас получились, можно книгу рецептов издавать. Молодцы!

 

7. Подведение итогов.

- Итак, наш с вами урок подходит к завершению, и мне бы хотелось, чтобы вывод по сегодняшнему уроку вы сделали творчески, употребив причастия и прилагательные, скажите: “Наш урок был...”

Интересный, торжественный, осенний, насыщен разными заданиями, демонстрационный, жизненный, мы были увлечены, заинтересованы, полезный, таинственный, организованный...

- Спасибо вам за работу, надеюсь, что после сегодняшнего урока вы все будете правильно писать н –нн в именах прилагательных и причастиях, вспоминая схему-алгоритм.

- Возвращаемся из ресторана, и хочется отметить учеников, которые достойно выдержали все испытания в процессе дегустации блюд.

(Выставление оценок с комментированием).

 

8. Домашнее задание. слайд 10

Составить рецепт с использованием причастий и прилагательных, записать на отдельном листке. (Рисунок к рецепту приветствуется)

Можно в конце урока вручить диплом «Лучшему кулинару».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.