12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья Алексеевна Яковлева75
Россия, Архангельская обл., г. Няндома

Когда идут на бой поют
PPTX / 1.49 Мб

/data/files/i1590689759.pptx

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 10-11 классов

«Но кажется мне не уйдем мы с гитарой

На заслуженный и нежный покой».


Задача:  познакомить учащихся с песнями поэтов-бардов о Великой Отечественной войне.

Цели:1. Пробудить интерес к жанру авторской песни;

2. Воспитание духа ответственности и служения, любви к Отечеству;

3. Воспитание духовно развитой личности;

4. Развитие понимания авторской позиции;

5. Формирование чувства гордости за свой народ, страну.


Оборудование: Фонограммы песен, видеозаписи из фильмов, видеоролики,

презентация.

Оформление: 1.фотографии поэтов – бардов: В.Высоцкого, Б.Окуджавы;

2. гитара;

3. термины на доске: авторская песня, бард.

Авторская песня – музыкальный жанр, в котором автор слов и музыки сам исполняет свою песню под гитару.

Бард – исполнитель, поэт и композитор.

Ход мероприятия:

Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва».

Ведущий 1.

Во все времена, во всем мире, все народности нашей планеты сочиняли песни. Песни – фольклорное или народное творчество всегда была рядом с людьми: и в радости и горе. Люди приветствовали рождение новой семьи песней, проводили досуг с песней, шли на войну с песней. Каждому историческому периоду характерна своя песня. Она не только передавала жизнь людей, традиции и мораль, но и мысли и мнение народа. В 60 – х годах 20 века появилась новая, характерная для этого периода песня - авторская песня. Авторская песня родилась как песня мыслящих людей о том, как сохранить в себе человеческий облик – мужество, достоинство, благородство, совесть, человечность — в любых условиях жизни, в том числе в самых суровых.

А одним из самых ярких и тяжелых страниц истории России 20 века стала Великая Отечественная война 1941-1945 годов.


Звучит стихотворение А. Т. Твардовского «Война – жесточе нету слова» в исполнении ученика.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.


Всенародную любовь заслужила военная лирика. Война и песня: на первый взгляд, что может быть общего между ними? Ведь все ужасы, трудности и лишения военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

И поэты- барды не могли обойти эту тему стороной: А.Галич «Баллада о вечном огне», Винокуров «Сережка с Малой Бронной», Ю. Визбор «Рассказ ветерана», «Памяти ушедших», Е. Клячкин «Возвращение», «Баллада о солдате». Это лишь малая толика песен поэтов-бардов.

Ведущий 2.

Ярким представителем авторской песни является Булат  Шалвович Окуджава. Важнейшими в  его творчестве  стали военные стихи-песни, основанные прежде всего на фронтовом опыте поэта-певца. Это и раннее стихотворение «Первый день на передовой…», и знаменитая песня о Леньке Королеве («Король»). Значительное место занимают и произведения, воскрешающие в памяти конкретные эпизоды «окопного» прошлого ( «Я ухожу от пули, делаю отчаянный рывок…», «Ходьба – длинноногое чудо дорог…», «Первый день на передовой»).

Всем нам известна песня «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский вокзал».


Звучит запись песни «Мы за ценой не постоим» и отрывок из фильма «Белорусский вокзал».


Стихи звучны, их хочется напевать. И никто не напишет так живо, так восхитительно и реалистично о войне, кроме ее участника.

Символично, что родился Булат Шалвович Окуджава 9 мая 1924 года.

Булат Окуджава пишет: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесете их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он — ко мне, я — к нему.
Мне как-то смешно себя вспоминать и видеть себя — в обмотках, с кривыми ногами, с тонкой шеей, с большой пилоткой на голове, мечтавшего всю войну иметь сапоги и так и не получившего их... Когда первый день я попал на передовую, и я, и несколько моих товарищей — такие же, как я, семнадцатилетние — очень бодро и счастливо выглядели. На груди у нас висели автоматы, и мы шли вперед, в расположение нашей батареи, и уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться. И в этот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Ну, мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Встали и тоже пошли. Это было наше первое боевое крещение...
Война — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю...

Я ненавижу войну... Потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему». Первую свою песню «Нам в холодных теплушках не спалось» Окуджава написал в 1943 году на фронте, но кроме этой первой строчки от нее ничего не осталось.

Поэт прошел всю войну и был демобилизован лишь в 1945 году по причине тяжелого ранения.

Герои всех военных песен Булата Шалвовича - простые солдаты. Такие незаметные на первый взгляд, но сохранившие доброту, надежду и веру. И они погибают на поле боя ради того, чтобы сохранить эти чувства в тылу, не дать исчезнуть близким и родным. Даже в военной лирике Окуджава стремится к изображению добра, а не гор трупов и кровавых сражений.

Говорить о войне, как большинство фронтовиков, он избегал и с ветеранами общался крайне редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни — в 1950-е и 1970-е годы, и оба раза с большим трудом находил темы для разговоров. Также избегал он петь на концертах «Здесь птицы не поют», даже по просьбе однополчан, говоря, что ее «трудно подобрать», а читал что-то совсем другое. А тем временем на аэродроме Внуково-2, под развевающимися флагами почетный караул печатал шаг под музыку композитора Окуджавы — марш из кинофильма «Белорусский вокзал». Под музыку самоучки-гитариста, не знавшего даже нотной грамоты, проходили официальные государственные церемонии.

Звучит песня «Бери шинель – пошли домой».


Окуджава пишет киносценарии, в том числе о войне. Фильм «Женя, Женечка и «Катюша»» в соавторстве с В. Мотылем, Ленфильм, 1967., подкупает своей добротой, непосредственностью, в нем звучат и песни Окуджавы.


Эпизод из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»»


Творчество Булата Окуджавы будет жить в нашей памяти, наших сердцах: мы будем смотреть кинофильмы, в которых исполняются его творения, напевать его песни. Потому что они добры, грустны, преисполнены печалью и тоской по Родине и близким, чрезвычайно эмоциональны.


Звучит исполнение под гитару песни «До свидания, мальчики».


Ведущий 3.

В Окуджаве есть что - то оттуда из 19 века. А Владимир Высоцкий отражает другое время. Он родился в Москве в семье военнослужащего в 1938 году. Его отец закончил войну в Германии и много рассказывал о ней сыну. Прошли годы. Владимир, окончив театральную студию, стал работать в театре, сниматься в кино, писать стихи, песни. В репертуаре Высоцкого 425 песен на свои стихи.

Окуджава учит нас чему- то простому и высокому, а Высоцкий, проживая каждый раз свои песни, заставляет нас проживать то, о чем он поет. Сам Высоцкий не раз говорил, что во всем ему хочется дойти до исчерпывающей полноты, раскрыть весь смысл. И он этого добился. Особенно трогают душу песни Высоцкого о войне. Когда впервые слышишь эти песни, а потом узнаешь, что автор по - своему возрасту не мог принимать участия в войне, понимаешь, что писать и петь мог только необычайно талантливый человек. В.Астафьев – замечательный писатель, «солдат войны» (так он называл себя) удивлялся, как мог этот мальчишка (Высоцкий), не знающий войны, писать о ней. После прослушивания песен Владимира Семёновича он задумался и сказал: «Так писать о войне может только фронтовик».

Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить собственную жизнь и Родину. Такие не подведут.

Песня «Он вчера не вернулся из боя» - одна из главных в творчестве Высоцкого.


Видеоролик песни «Он вчера не вернулся из боя» в исполнении В.Высоцкого.


В этой песне помимо интонационной и психологической достоверности, есть ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все – таки пишет о ней, более того, не может не писать.


песня В.Высоцкого «Сыновья уходят в бой».


Будучи исполнителем, Высоцкий мог быть разным, грохочущим, штормовым, казалось бы, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. Но содержанием она еще больше западала в душу.


Звучит песня «Звезды» в исполнении группы «Любэ» (видеоролик).


Слушаешь песни Высоцкого и ощущаешь, что к тебе обращается друг – умный, добрый. Много познавший и повидавший. Бесполезно задавать вопрос: кем был Высоцкий? Актером? Поэтом? Певцом? Он был выдающейся личностью, выдающимся явлением в жизни нашей страны. Его музыка – неистощимая нежность и сила. А еще в них память пройденных дорог и прошедших лет. Наша память.

Ведущий 1.

Мы благодарны нашим дедам, отцам, спасшим мир от фашистского порабощения. Война закончилась нашей победой, и каждый год в День Победы, который стал нашим всенародным праздником, мы чествуем ныне живущих ветеранов войны и вспоминаем солдат, отдавших свои жизни за нашу Родину. Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.

И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз.


Звучит песня В. Высоцкого « О новом времени».


В музыке и стихах поэтов - бардов звучит неистощимая нежность и сила. А еще в них память пройденных дорог и прошедших лет. Наша память.



Литература:

1) Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов /Авт. –

сост. Н.Кутейникова. М.,1993.

2) Булат Окуджава. Острова. М.: Просвещение. 1988.

3) Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. – М.: «ВЕЧЕ», 2002 г.
4) Изотов В.П. Владимир Высоцкий. Кони привередливые. Орел. – 20 л.

5) Люди идут по свету : Книга – концерт /сост. Л.П. Беленький и др. М.,1989. Вып. 1.

1995.

6) Новиков В.И. Авторская песня : М., 1997.

7) Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни / сост. Р.Шипов.

М.,1989.

8) Семеро у костра: Сборник бардовских лирических песен/ Сост. Р.Шипов. М., 1996.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Волкова Светлана Ивановна, 29.05.20 в 20:08 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную публикацию!
Юлия Васильевна Воробьева, 02.06.20 в 10:26 0 Ответить Пожаловаться
Замечательная тема выбрана! Спасибо! Разрешите воспользоваться разработкой?))
Наталья Алексеевна Яковлева, 02.06.20 в 21:15 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу оценку! Я буду рада, если мой труд Вам пригодится!))
Юлия Васильевна Воробьева, 02.06.20 в 21:22 0 Ответить Пожаловаться
Люблю и Окуджаву, и Высоцкого. Обязательно пригодится!
Максакова Наталья Михайловна, 02.06.20 в 10:31 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.