Музыкально-литературная композиция для 5 – 8 классов «Цветы – наши нежные друзья»
«ЦВЕТЫ - НАШИ НЕЖНЫЕ ДРУЗЬЯ»
Музыкально-литературная композиция для 5 – 8 классов.
Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Сцена красочно оформлена: букеты и композиции из живых и засушенных цветов, платки, шали, салфетки. Рушники с орнаментом из цветов, вазы и другие предметы быта, также ярко украшенные цветочным орнаментом и т.д.
1-ый ведущий
Цветы наши спутники и союзники.
Цветы - это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения.
Можно ли представить нашу жизнь без этого чуда?
Посмотрите на эти предметы…
На них тоже чудо природы - цветы: большие и маленькие, яркие и нежные, всех оттенков и цветов радуги, с тонким ароматом и без него.
Цветы спутники всей нашей жизни.
Даже детей взрослые очень часто сравнивают с цветами, говоря о нас (о них): «ДЕТИ – ЭТО ЦВЕТЫ ЖИЗНИ».
Звучит песня Е.Нюкало на слова «Детство, ты – цветущий луг!»
2-ой ведущий
Растёт он в горах среди снега,
Где холод ущелий жесток.
Народ Прометеевьим цветом
Зовет недоступный цветок.
За то, что цветочное пламя
Прекрасно, как добрая весть,
За то, что навеки корнями
Прикован к горам эдельвейс
С.Красиков
В Альпах издавна существовал обычай, по которому юноша дарил девушке в знак своей любви ЭДЕЛЬВЕЙС – желтоватые цветки, густо опушенные белыми ворсинками.
Они растут в горах, в труднодоступных местах, будто специально, для того чтобы испытать мужество и глубину чувства влюблённого. В наш век юноши уже не отправляются в горы за Эдельвейсами. Красивый обычай забыт.
Однако не потому, что у современной молодёжи чувства не столь пылки, а из-за того, что прошлое поколения юношей было слишком усердно и уцелевшие цветы пришлось взять под охрану. Эдельвейс занесен в красную книгу.
Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите»
3-ий ведущий
На востоке много веков назад люди изобрели своеобразный язык любви - язык цветов. За каждым цветком закреплён определённый символ.
Вместо любовных посланий они обменивались цветами. Язык цветов не умер. Он живет, например, в Японии, в икебане – искусстве составления букетов.
Звучит японская музыка.
Проводится конкурс на лучший букет.
Выходят представители от разных классов (1-2 девочки) и соревнуются в составлении букетов.
4-ый ведущий
Цветы необходимы людям даже в самые трудные времена...
Летом 1941г. с запада на восток шли поезда с беженцами, и мальчишки, чтобы хоть немного подбодрить людей обездоленных войной кидали в вагоны скромные полевые цветы.
И когда из городов и сел уходили на фронт солдаты, им тоже дарили букеты цветов.
А в Дни Памяти люди идут с цветами к памятникам и обелискам, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал свою жизнь ради нашей жизни и свободы.
Звучит песня Ю.Антонова «Маки»
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1458840141.mp3 (Ю.АНТОНОВ "МАКИ" МИНУС)
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1458840251.mp3 (Ю.АНТОНОВ "МАКИ")
КВН.
Выходят две команды.
Задание командам:
Выбрать для своей команды название цветка. Рассказать о нём.
Объяснить, почему им нравится этот цветок.
I конкурс - вопросы для команд.
В названии, какого романа упоминается цветок тюльпан и кто его автор.
(Ответ: «Чёрный тюльпан» А. Дюма)
Когда-то Чёрный тюльпан был лишь выдумкой, фантазией автора, но благодаря долгому и кропотливому труду учёных, путём скрещивания тюльпанов определённой окраски удалось добиться чёрной окраски тюльпана. Пока это очень редкий экземпляр.
Посмотрите внимательно эту фоторепродукцию, какой это необычный цветок.
О каком цветке идёт речь?
Он расцветает в садах ранней весной, листья его похожи на мечи и потому немцы называют его меч – лилия, а русские в древности называли его нежным именем касатик. В нашей и в ближайших областях его можно встретить очень часто.
Голубовато – белые нежные цветы, корни которых, будучи высушенными, издают нежный аромат фиалки. ( Ирис)
ИРИС в переводе означает «радуга». Древние греки называли так этот изумительный красивый цветок, вероятно за сходство по богатству окрасок с радугой. В древнем Египте Ирис считался символом красноречия. Ирис самый любимый цветок в Японии.
3. О каком цветке идёт речь?
Древние греки происхождение этих цветов связывали с дочерью Арского царя Гео, которая всем сердцем полюбила Зевса, за что ревнивой женой богиней Герой была превращена в корову.
Чтобы как-то украсить жизнь своей возлюбленной Зевс вырастил цветы, которые символизировали любовный треугольник и, с одной стороны приравнивали простую смертную к богине, а с другой стороны сохраняли в ней веру, что проклятье Геры не вечно.
Как называются эти цветы? (Анютины глазки)
4. О каком цветке идёт речь?
При рождении принца было предсказано, что он будет жить до тех пор, пока сам себя не увидит. Красивый юноша жестоко отверг любовь Нимфы. Девушка от безответной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятье. «Пусть не ответит ему взаимностью тот, кого он полюбит». Вскоре в прозрачной воде ручья он увидел своё отражение, он протягивал руки, чтобы обнять того, кого видел в воде, но тщетно.
Он перестал пить, есть, спать. Наконец страшная мысль пришла ему в голову. Он понял, что увидел самого себя. Силы стали покидать его, он таял, пока не исчез бесследно.
А на земле, где его видели в последний раз, вырос белый душистый цветок. С тех пор мифические богини возмездия украшали свои головы венками из этих цветков.
(Нарцисс)
II конкурс
Назвать песню или строчку из песни, в которой упоминаются цветы.
«Миллион алых роз…»
«Ромашки спрятались…»
«Белой акации гроздья душистые…»
«Отцвели уж давно хризантемы в саду…»
«Коло – коло – колокольчик, колокольчик голубой…»
«Жёлтые тюльпаны… и т.д.»
III конкурс
Аукцион. Вспомнить название цветов. (Кто назовёт последний).
IV конкурс
Вспомнить название сказок, где цветок играет важную (волшебную) роль.
«Каменный цветок» Бажов
«Соловей и роза» Г. Х. Андерсен
«Аленький цветочек» Аксаков
«Цветик – семицветик» В. Катаев
« Снежная королева» Г. Х. Андерсена,
«Розочка и Беляночка.» братья Гримм и т.д.
Заключение
Много разных поэтов и композиторов своё восхищение цветами выражали в стихах и музыкальных произведениях.
1. А. Блок «Роза» 2. Музыка Н. Хрито
Слова В.Шумского «Хризантемы»
3. С. Рахманинов « Сирень»
4. П.И. Чайковский « Подснежник»
Звучит один из романсов.
Подвести итоги конкурсов. Объявить победителей.
В заключение праздника исполняется песня Е.Нюкало на слова
«Если песня в небе кружится»
Литература: «Мифы и легенды о цветах»
Кожевникова Елена Владимировна
Нюкало Елена Ивановна
Лютая Тамара Ивановна
Нюкало Елена Ивановна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Устинова Валентина Ивановна